Характеристика методики ФЭМП у детей.

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке дошкольников к восприятию и усвоению математики. Выделившись из дошкольной педагогики – стала самостоятельной научной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса ФЭМП у дошкольников в условиях общего воспитания. Общая задача методики – исследование и разработка дидактических основ процесса ФЭМП у дошкольников. Теоретическую базу методики составляют общие положения философии, педагогики, психологии, математики и др. Как система педагогических знаний она имеет и свою теорию и свои источники. Методика постоянно развивается, совершенствуется и обогащается. Работа по ФЭМП ведется в тесной взаимосвязи со всей учебно-воспитательной работой. Основная форма работы – занятия. Широко используются дидактические игры и упражнения. Математические знания даются в определенной системе и последовательности. Методика ФЭМП находится в тесной связи с др. методиками. Единство и взаимосвязь методов – залог успешной подготовки детей к обучению математики.

47.Мет.обуч. дошк. ориентировки в пространстве. Восприятие пространства возникает уже тогда, когда реб. в возрасте 4 – 5 нед. начин. фиксировать глазами предмет на расст. 1 – 1,5 м. Перемещение взгляда за движущимися предметами наблюдается у детей 2 – 4 мес. По мере развития механизма фиксации взгляда формируются диф-ференцированные движения головы, корпуса тела, изменяется само положение ребенка в пространстве. В этом возрасте движения предметов вызывают движения глаз. По-видимому, вначале пространство воспринимается реб. как нерасчлененная непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается: сначала реб. воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате длительных упражнений он приучается следить за движением предмета в верти­кальном направлении и по кругу. Постепенно движение объекта и самого ребенка начинает совместно развивать сенсорные механизмы, лежащие в основе восприятия пространства. В процессе накопления сенсомоторного опыта возрастает способность различения объектов в пространстве, дифференцировки расстояний. Уже на 1-м г.жизни реб. нач. осваивать глубину пространства. Длит.сохранение вертикального положения тела при самост. передвижении (ходьбе) знач.расширяет практич.освоение пространства. Передвигаясь, малыш осваивает расстояние от одного предмета до др., делает попытки, напоминающие даже измерение расстояния. С ходьбой возник.и новые ощущения преодоления пространства – ощущение равновесия, ускорение или замедление движ., кот.сочетаются со зрительными ощущениями. Такое практическое освоение реб. пространства функцио­нально преобразует всю структуру его пространственной ориентиров­ки. Начи-нается новый период в развитии восприятия пространства, простран-ственных признаков и отношений предметов внешнего мира.2 мл.гр.- в бытовых ситуациях воспитатель учит различать и называть части своего тела. Одновременно учат различать взаимно-обратные направления (слева- справа, вверху -внизу и т.д.). Воспитатель связывает руку с действием (держишь ложку). Учат определять различные стороны на себе. Проводя эти упражнения нельзя рассаживать детей напротив друг друга, в круг. Получают первые навыки ориентировки на плоскости листа (располагать предметы сверху, справа).

Ср.гр.- этапы: 1. определение пространственного расположения предметов относительно себя (впереди, сзади). Вначале предлагается определить расположение только двух игрушек, далее 4. Расстояние от ребенка постоянно увеличивается. Далее предлагается повернуть налево или направо. 2этап – обучение умению передвигаться в указанном направлении. Использовать игру «Куда пойдешь, что найдешь» (воспитатель прячет игрушку и объясняет: вперед пойдешь Мишку найдешь). Количество игрушек увеличивается с каждой стороны. 3этап – формирование представлений «близко- далеко» (ставим детей напротив друг друга). 4этап – развитие ориентировки на листе бумаги. Знакомим с листом, учим находить верх, низ и т.д. Воспроизводят по образцу, потом слуховой диктант 3-5 фигур.Ст.гр. – методика та же. Добавляется количество фигур на листе, используется ориентировка на бумаге в клеточку. Совершенствуется умение передвигаться в указанном направлении, ориентироваться от других предметов.

Наши рекомендации