Степенная функция. Степень в комплексной области. Методика изучения степенной функции в школьном курсе математики.
1)Степенная функция с нечетным положительным показателем.
Степен. Функц у=х2 при нечетном положительном показателе степени, то есть, при а=1,3,5,….
Свойства степенной функции с нечетным положительным показателем.
Область определения: хϵ(-∞,+∞)
Область значений:уϵ(-∞,+∞)
Функция нечетная, т.к. у(-х)=-у(х)
Функция возрастает при хϵ(-∞,+∞) .
Функция выпуклая при хϵ(-∞,0] и вогнутая прихϵ[0,+∞) (кроме линфункц).
Точка (0;0) является точкой перегиба (кроме линфункw).
Асимптот нет.
Функция проходит через точки (-1;-1), (0;0), (1;1).
2)Степенная функция с четным положительным показателем.
Рассмотрим степенную функциюy=xa с четным положительным показателем степени, то есть, при а=2,4,6,….
Свойства степенной функции с четным полож показателем.
Область определения: хϵ(-∞,+∞)
Область значений: yϵ[0,+∞)
Функция четная, так как у(-х)=у(х)
Функция возрастает при хϵ[0,+∞) , убывает прихϵ(-∞,0]
Функция вогнутая при хϵ(-∞,+∞)
Точек перегиба нет.
Асимптот нет.
Функция проходит через точки (-1;1), (0;0), (1;1).
3)Степенная функция с нечетным отрицательным показателем.
Посмотрите на графики степенной функции y=xпри нечет отрицзначпоказателя степени, т.e, при а=-1,-3,-5,….
Свойства степенной функции с нечетным отрицательным показателем.
Область определения:xϵ(-∞,0)∪ (0,+∞ )
При x=0 имеем разрыв второго рода, т.k. , , при а=-1,-3,-5,…. Следовательно, прямая x=0 является вертикальной асимптотой.
Область значений: yϵ(-∞,0)∪ (0,+∞ ).
Функция нечетная, т.k.у(-х)=-у(х)
Функция убывает при xϵ(-∞,0)∪ (0,+∞ )
Функция выпуклая при xϵ(-∞,0)и вогнутая при xϵ(0,+∞ )
Точек перегиба нет.
Горизонтальной асимптотой является прямая y = 0, т.к.k= b= ⇾y=kx+b=0 при а=-1,-3,-5,….
Функция проходит через точки (-1;-1), (1;1).
4)Степенная функция с четным отрицательным показателем.
Перейдем к степенной функции y=xaпри а=-2,-4,-6,….
Свойства степенной функции с четным отрицательным показателем.
Область определения:xϵ(-∞,0)∪ (0,+∞ )
При x=0 имеем разрыв второго рода, так как , , при а=-2,-4,-6,…. Следов-но, прямая x=0 является вертикальной асимптотой.
Область значений: yϵ(0,+∞)
Функция четная, так как у(-х)=у(х)
Функция возрастает при xϵ(-∞,0), убывает при xϵ(0,+∞).
Функция вогнутая при xϵ(-∞,0)∪ (0,+∞ )
Точек перегиба нет.
Горизонтальной асимптотой является прямая y=0, т.кk= b= ⇾y=kx+b=0при а=-2,-4,-6,….
Функция проходит через точки (-1;1), (1;1).
5)Степенная функция с рациональным или иррациональным показателем, значение которого больше нуля и меньше единицы.
Рассмотрим степенную функциюy=xaс рац или иррац показателем a, причем 0<a<1
Свойства степенной функции при 0<a<1
Область определения: xϵ[0,+∞)
Область значений: yϵ[0,+∞)
Функция не является ни четной, ни нечетной, то есть она общего вида.
Функция возрастает при yϵ[0,+∞)
Функция выпуклая при xϵ[0,+∞)
Точек перегиба нет.
Асимптот нет.
Функция проходит через точки (0;0), (1;1).
6)Степенная функция с нецелым рациональным или иррациональным показателем, большим единицы.
Рассмотрим степенную функy=xa с нецелым рациональным или иррациональным показателем a, причем a>1
Свойства степенной функции при a>1
Область определения: xϵ[0,+∞)
Область значений: yϵ[0,+∞)
Функция не является ни четной, ни нечетной, то есть она общего вида.
Функция возрастает при xϵ[0,+∞)
Функция вогнутая при xϵ(0,+∞) , если 1<a<2 ; при xϵ[0,+∞) , если a>2.
Точек перегиба нет.
Асимптот нет.
Функция проходит через точки (0;0), (1;1).
7)Степенная функция с действительным показателем, который больше минус единицы и меньше нуля.
Переходим к степенной функции y=xa, кoгда -1<a<0
Свойства степенной функции с показателем a,-1<a<0
Область определения: xϵ(0,+∞)
при-1<a<0 , следовательно, х=0 является вертикальной асимптотой.
Область значений: yϵ(0,+∞)
Функция не является ни четной, ни нечетной, то есть она общего вида.
Функция убывает при xϵ(0,+∞)
Функция вогнутая при xϵ(0,+∞)
Точек перегиба нет.
Горизонтальной асимптотой является прямая y=0.
Функция проходит через точку (1;1).
8)Степенная функция с нецелым действительным показателем, который меньше минус единицы.
Свойства степенной функции с нецелым отрицательным показателем, меньшим минус единицы.
Область определения: xϵ(0,+∞) приa<-1, след-но, х=0 является вертикальной асимптотой.
Область значений: yϵ(0,+∞)
Функция не является ни четной, ни нечетной, то есть она общего вида.
Функция убывает при xϵ(0,+∞)
Функция вогнутая при xϵ(0,+∞)
Точек перегиба нет.
Горизонтальной асимптотой является прямая y=0.
Функция проходит через точку (1;1).
При а=0 иx≠0 имеем функциюy=x0=1 - это прямая из которой исключена точка (0;1) (выражению 00 условились не придавать никакого значения)
Степень в комплексной области
Комплексное число — это сумма обычного действительного числа a и мнимого числа bi, где мнимая единица i есть решение уравнения x2 + 1 = 0. Комплексные числа можно складывать и умножать как обычно, нужно только помнить, что i2 = −1.
Чтобы всё же определить возведение в комплексную степень, нужно привлечь дополн принципы или соображения по отношению к правилам арифметики. В качестве такого принципа считается разложение ex ≈ 1 + x около нуля справедливым не только для действительных x, но и для комплексных.
Если это разложение верно, то тогда приближенная формула ex ≈ (1 + x/n)n должна работать и для комплексных чисел. В ее показателе уже нет мнимой единицы, поэтому расчеты можно проводить с помощью выписанных выше правил. Это ровно то, что нам нужно для вычисления eiπ.
Методика изучения степенной функции
Степенную функцию отдельно рассматривают при фиксированном показателе – натуральном, целом отрицательном, рациональном (положительном и отрицательном), иррациональном, действительном. Природа этой функции существенно зависит от показателя степени: если показатель – рациональное число, то функция относится к алгебраическим, если показатель – иррациональное число, то функция относится к трансцендентным.
Ввиду такой широкой разветвленности функции её невозможно изучать в одном разделе, поэтому ознакомление с ней начинается в основной школе, а завершается в старшей школе.
Термин «степенная функция» вводится лишь в 9-м классе в связи с углублённым изучением степенной функции с натуральным показателем. Важно обратить внимание учеников на то, что стандартные степенные функции используются в качестве своеобразного эталона, с которым сравнивают скорости роста других функций, изобразив их на одном рисунке. Встречу с каждой новой функцией необходимо мотивировать приведением примеров соответствующей зависимости, встречающейся на практике. По мере знакомства с новыми функциями список степенных зависимостей будет постепенно пополняться.
Изучение степенной функции продолжается в старшей школе на базе ранее усвоенного материала. Внимание учащихся концентрируется на степенной функции с рациональным показателем. В то же время подчеркивается, что степенная функция может быть рассмотрена и с действительным показателем. Тем самым обговаривается перспективная возможность изучения функции в полном объеме в вузовском курсе математического анализа.
В большинстве школьных учебников алгебры и начал анализа прослеживается наметившаяся еще в алгебре поэтапность в изучении степенной функции, обобщаются полученные ранее результаты и открываются новые, формируются свойства дифференцируемости и интегрируемости функции. В учебнике А. Н. Колмогорова и др. степенная функция, завершая функциональную линию, исследуется с помощью понятия производной, что делает изложение материала более компактным, упрощая доказательство свойств.
В учебниках алгебры и начал анализа дается определение степенной функции общего вида как функции, которая может быть задана формулой y=xα, α где – любое действительное число. В некоторых учебниках отмечается, что степенной функцией можно называть и функцию более общего видаy=axα, a≠0. В этом случае целесообразно сразу же обратить внимание учащихся на взаимосвязь графиков функцийy=xαи y=axα.
Учащиеся часто смешивают степенную функцию с показательной. Чтобы этого не случалось, необходимо сразу же обратить их внимание на то, где содержится аргумент х: если в основании степени – степенная, если в показателе степени – показательная. Учитель должен знать, что степенную функцию можно заменить показательной, используя основное логарифмическое тождество (из вузовского курса математического анализа).
8.5Показательная функция, ее основные свойства, разложение в степенной ряд. Показательная функция комплексной переменной. Формулы Эйлера. Методика изучения показательной функции в школьном курсе математики.
Функцию вида y=ax, где а>0, a≠1, х – любое, наз показательной функцией.
Область определения показательной функ: D(y)=R – множество всех действительных чисел.
Область значений показательной функции: E(y)=R+ - множество всех положительных чисел.
Показательная функция y=ax возрастает при a>1.
Показательная функция y=ax убывает при 0<a<1.
Справедливы все свойства степенной функции:
· а0=1 Любое число (кроме нуля) в нулевой степени равно единице.
· а1=а Любое число в первой степени равно самому себе.
· ax∙ay=a x+y При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают.
· ax:ay=a x- y При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.
· (ax)y=a xy При возведении степени в степень основание оставляют прежним, а показатели перемножают
· (a∙b)x=ax∙bx При возведении произведения в степень возводят в эту степень каждый из множителей.
· (a/b)x=ax/bx При возведении дроби в степень возводят в эту степень и числитель и знаменатель дроби.
· а-х=1/ax
· (a/b)-x=(b/a)x.
Графики показательных функций изображены на рисунках:
1) для случая a>1
2) для случая 0<a<1
Обратной для показательной функции с основанием степени a является логарифм по основанию a. Если y=ax; (a>0, a≠0), то x=logay
Если y=logax; (x>0, a>0, a≠0), то x=ay
Разложение в ряд
ax=elnax=∑(𝑙𝑛𝑎∗𝑥)𝑛𝑛!∞𝑛=0=1+lna*x+(𝑙𝑛𝑎∗𝑥)22!+(𝑙𝑛𝑎∗𝑥)33!+(𝑙𝑛𝑎∗𝑥)44!+…=1+lna1*x1+𝑙𝑛2𝑎2!∗𝑥2+𝑙𝑛3𝑎3!∗𝑥3+𝑙𝑛4𝑎4!∗𝑥4+…
Показательная функция комплексной переменной.
Показательную функцию ex определим для любого комплексного числа z=x+iy следующим соотношением: 𝜔=ex=ex+iy=ex(cosy+isiny).
При x=0 получаем формулу Эйлера: eiy=cosy+isiny.
Свойства показательной функции:
1) Для действительных z данное определение совпадает с обычным.
2) Функц ex аналитична на всей комплексной плоскости (ex)’=ex
3) для функции ex сохраняется теорема сложения: 𝑒𝑥1∗𝑒𝑥2=𝑒 𝑥1+𝑥2
Положим z1=x1+y1, z2=x2+iy2. Тогда 𝑒𝑥1∗𝑒𝑥2=𝑒𝑥1(𝑐𝑜𝑠𝑦1+𝑖𝑠𝑖𝑛𝑦1)𝑒𝑥2(𝑐𝑜𝑠𝑦2+𝑖𝑠𝑖𝑛𝑦2)= 𝑒𝑥1+𝑥2(cos(y1+y2)+isin(y1+y2))= 𝑒 𝑥1+𝑥2
4) Функция ex – периодическая с мнимым основным периодом 2πi
Для любого целого k 𝑒𝑧+2𝜋𝑘𝑖=𝑒𝑧∗𝑒𝑖2𝜋𝑘=𝑒𝑧, ибо 𝑒𝑖2𝜋𝑘=cos2πk+isin2π=1
С другой стороны, если 𝑒𝑧1=𝑒𝑧2, где z1=x1+iy1, z2=x2+iy2, то из опр. вытекает, что 𝑒𝑥1=𝑒𝑥2, cosy1=cosy2, siny1=siny2
Откуда следует, что x1=x2, y1=y2+2πn, или z2-z1=i2πn, где n – целое.
Формула Эйлера. Формула Эйлера утверждает, что для любого действительного и комплексного числа х выполнено следующее равенство: eix=cosx+isinx, где e — одна из важнейших математических констант, определяющаяся следующей формулой: e= , i — мнимая единица
Производные формулы
При помощи формулы Эйлера можно определить функции sin и cos следующим образом:
= , cosx= .
Понятие тригонометрических функций комплексной переменной. Пусть x=iy, тогда:
siniy= =ishy, cosiy= =chy.
Методика изучения темы: «Показательные функции» в школьном курсе математики:
Изучение темы «Показательная функция», является важнейшим этапов не только в изучении всех видов функций в школьном курсе математики, но самой математики как целой науки. На изучение темы отводится 6 часов.
В учебниках:
1) Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник. Никольский С.М. и др. Базовый и профильный уровни. ГЛАВА I. КОРНИ, СТЕПЕНИ, ЛОГАРИФМЫ, § 4. Степень положительного числа, пункт 4.8. Показательная функция.,
2) Учебник Алгебра 11 класс А.Г. Мордкович., 1 часть. Глава 3 «Показательная и логорифмические функции» параграф 11.
Методика изучения показательной функции начинается с повторения:
а) Понятие степени с действительным показателем и её свойства
б) Понятие степенной функции и её свойства.
Основная цель - познакомить учащихся с показательной функцией , научить решать показательные уравнения, неравенства, системы содержащие показательные уравнения; обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся сведения об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения; познакомить с общими методами решения.
В ходе изучения свойств показательной функцией учащиеся систематически решают простейшие показательные уравнения и неравенства, а также иррациональные уравнения. По мере закрепления соответствующих умений целесообразно также предлагать им уравнения и неравенства, сводящиеся к простейшим в результате несложных тождественных преобразований.