Механизмы на основе передачи винт-гайка
Одна из схем механизма на основе передачи винт-гайка изображена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Схема механизма с передачей винт-гайка:
1 - винт; 2 - гайка; 3 - деталь (например, шестерня) привода гайки;
4 - деталь привода винта; 5 - корпус винта; 6 - корпус гайки
Здесь можно через деталь 4 вращать винт 1 со скоростью w1 при не вращающейся гайке (w2 = 0) и неподвижном в осевом направлении винте (V1 = 0). Гайка 2 и корпус 6 будут двигаться поступательно со скоростью V2. Передаточное отношение uвв-гп (1/м) передачи винт-гайка (винт вращается, гайка перемещается поступательно) будет
(6.4)
где j1 - угол поворота винта;
- осевое перемещение гайки, при j1 = 2p S2 = t×z;
t - шаг винта;
z - число заходов винта.
Например, при t = 5 мм = 0,005 м и z = 1 uвв-гп = 1256 1/м, т. е. имеем большое передаточное отношение. В связи с этим передачу винт-гайка часто используют в качестве высокоэффективного компактного редуктора.
Аналогично работает механизм при вращающейся гайке и не вращающемся винте.
Если передача винт-гайка не самотормозящаяся, например многозаходная винтовая передача качения, можно двигать поступательно винт или гайку. При этом будет вращаться гайка или винт соответственно. При поступательном перемещении винта передаточное отношение uвп-гв (м) винт-гайка (винт перемещается поступательно, гайка вращается) будет
(6.5)
Такой механизм можно использовать как мультипликатор, u << 1. Винтовой механизм позволяет относительно просто суммировать движения, например, одновременно вращать винт со скоростью w1 и гайку со скоростью w2.
При V1 = 0 скорость V2 будет равна
(6.6)
Знак «+» или «-» зависит от относительного направления вращения винта и гайки.
Двойная винтовая передача позволяет создавать так называемые дифференциальные винтовые механизмы (рис. 6.3.). Если винты однозаходные и шаги винтов 1 и 2 разные, например, t1 > t2, то при повороте винта 2 на угол φ ползун 3 перемещается на величину
(6.7)
где u1, u2- передаточные отношения передач с винтами 1 и 2 соответственно.
Рис. 6.3. Схема механизма с дифференциальным винтом:
1 - винт с шагом t2; 2 - винт с шагом t1; 3 - ползун; 4 - корпус механизма;
5 - шпонка скольжения
При малой разности шагов такие механизмы применяются для выполнения микроперемещений.
Различают винтовые передачи скольжения и качения. Механизмы на основе передач скольжения относительно просты, дешевы, надежны, но требуют довольно частой периодической или непрерывной смазки, имеют сравнительно высокое и нестабильное, зависящее от скорости, трение. Передачи качения, шарико-винтовые передачи (ШВП) и ролико-винтовые передачи (РВП) практически по всем параметрам лучше передач скольжения, особенно по параметрам трения и точности, но они много сложнее и дороже передач скольжения.
При заданной осевой нагрузке на гайке момент на винте существенно зависит от типа резьбы. В передачах скольжения обычно используют трапецеидальную резьбу, как технологичную и с относительно небольшим трением, реже прямоугольную (резьба не технологичная) и треугольную (резьба с повышенным трением).
При заданной осевой силе F сопротивления на гайке движущий момент М на винте определяется диаметром винта, углом подъема резьбы и трением в резьбе и опорах винта.
(6.8)
где d - средний диаметр резьбы;
ψ - угол подъема резьбы;
φ - угол трения;
Моп - момент трения в опорах винта.
Высота профиля h резьбы (крупность резьбы), определяется исходя из условия износостойкости, которая зависит от среднего давления р в резьбе. Для того чтобы смазка не выдавливалась из передачи винт-гайка, должно выполняться соотношение:
(6.9)
где z - число витков резьбы в гайке;
[p] - допускаемое давление в резьбе.
Принимая, для трапецеидальной резьбы h = 0,5t, z = H/t = yHd/t, где H – высота гайки, yH = H/d = 1,2…2,5, получим формулу для определения диаметра винта
(6.10)
Длинные винты, работающие на сжатие, проверяют на продольный изгиб. Условие устойчивости винта по Эйлеру
(6.11)
где Е - модуль нормальной упругости материала винта;
J - приведенный осевой момент инерции сечения винта;
S - коэффициент безопасности;
μ - коэффициент приведения в зависимости от вида опор винта;
l - длина винта, работающая на сжатие.