Стенд для безмоторных испытаний турбокомпрессоров.

Введение.

Курс "Агрегаты наддува двигателей" соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 14050165 – "Двигатели внутреннего сгорания" по направлению подготовки дипломированного специалиста 651200 – "Энергомашиностроение".

В соответствии с учебным планом ИНЭКА по данной специальности предусмотрено выполнение лабораторных работ, в том числе - испытания малоразмерных турбокомпрессоров типа ТКР автотракторных комбинированных двигателей внутреннего сгорания.

Объем работы с написанием отчета составляет 4 академических часа. Место проведения – филиал кафедры ДВС ИНЭКА при ДР и ВНР ОАО КАМАЗ. Работы проводятся с половиной академической группы при непосредственном участии специалистов службы главного конструктора по двигателям ОАО КАМАЗ.

Цель работы.

Практическое ознакомление студентов с устройством и принципом работы безмоторного стенда для испытания малоразмерных турбокомпрессоров типа ТКР автотракторных ДВС, методикой проведения испытаний компрессорной и турбинной ступеней, методикой обработки и представления результатов испытаний.

2. Основные меры безопасности для студентов при проведении испытаний.

Лабораторная работа проводится под руководством преподавателя при участии инженера и механика, имеющих опыт работы на испытательном стенде.

Перед проведением лабораторной работы студенты проходят инструктаж по технике безопасности.

Вредные и опасные для человека факторы при работе стенда:

- шум;

- электрический ток;

- вредные пары и газы в помещении испытательного бокса;

- поверхности трубопроводов и турбокомпрессора высокой температуры;

- подвижные (вращающиеся с частотой до 100000 мин-1 и более) части турбокомпрессора.

Для обеспечения работы стенда используются пожароопасные материалы (дизельное топливо, масло).

В связи с этими факторами студенты во время проведения лабораторной работы должны находиться в пультовом помещении испытательного бокса.

Студентам запрещается:

- самостоятельно включать и выключать стенд;

- заниматься посторонними работами в процессе испытаний;

- курить в не отведенных для этого местах.

Методика расчета газодинамических параметров турбокомпрессора.

Оформление результатов испытаний компрессорной ступени.

Оформление результатов испытаний включает составление двух таблиц 4 и 5 и построение многопараметровой характеристики компрессорной ступени (рис. 3).

Исходные данные для расчета (результаты испытания) представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты испытаний компрессора (обработанные).

n, мин-1 Рк1, кг/см Рк2, кг/см Gв кг/сек Рik Gпр кг/сек hks
1 режим
1,012 1,063 0,123 1,050 0,125 0,410
1,015 1,103 0,100 1,087 0,102 0,509
1,017 1,133 0,094 1,115 0,095 0,607
1,018 1,143 0,086 1,124 0,087 0,608
1,019 1,163 0,074 1,142 0,075 0,644
1,021 1,173 0,053 1,149 0,054 0,621
1,022 1,203 0,044 1,178 0,045 0,592
1,023 1,208 0,032 1,181 0,033 0,521
Средняя окружная скорость колеса u2cp = 159 м/с
2 режим
0,999 1,123 0,184 1,125 0,186 0,448
1,001 1,178 0,174 1,177 0,176 0,525
1,006 1,263 0,155 1,256 0,157 0,657
1,008 1,303 0,145 1,293 0,147 0,675
1,010 1,333 0,134 1,320 0,136 0,701
1,012 1,353 0,126 1,338 0,127 0,711
1,016 1,408 0,096 1,386 0,098 0,720
1,019 1,443 0,075 1,417 0,076 0,692
1,023 1,453 0,044 1,421 0,045 0,594
Средняя окружная скорость колеса u2cp = 239 м/с

Оформление результатов испытаний турбинной ступени.

Результаты испытания турбинной ступени получают в виде распечатки системой автоматического измерения и обработки информации, по ним строится характеристика турбинной ступени (рис. 2). Пример протокола испытаний приведен ниже:

Пример протокола испытания турбины

Испытание турбокомпрессора TКР 7Н-1
23.12.2000
вар. на хол. газе
Геометрические параметры турбины:
-наружный диаметр колеса турбины D1=76.000000 мм,
-площадь cечение газопровода в месте замера Р0 F=25.240000 см¤,
-диаметр сопла Dc=43.896,
-коэффициент расхода сопла Alfa=1.121,
-модуль сопла m=0.553000.
Параметры системы замеров:
-коэффициент для Рс=0.00640 кг/(ед.шк.) и Ро=0.01000 кг/(ед.шк.).
Барометрическое давление Во=747.4 мм рт. ст.
Испытание турбины на холодном воздухе.
Расход топлива определяется по давлению перед форсункой.



Результаты расчета турбины ТКР              
  1 режим              
  Gвт Рiт Gгпp Рiт* Етэф* Еtткр Lтад* К' Po* Muf U1/Со Со U1 Rгаз Аlfa
  0.00025 0.165 0.165 1.315 2.009 1.328 0.578 0.222 1.399 1.375 0.000601 0.796 1.577 166.34 29.278 46.633
  0.00025 0.159 0.159 1.294 1.974 1.306 0.545 0.226 1.399 1.349 0.000599 0.785 1.624 159.17 29.278 44.935
  0.00025 0.156 0.156 1.284 1.948 1.296 0.526 0.254 1.399 1.339 0.000596 0.795 1.581 159.17 29.278 44.017
  0.00025 0.152 0.152 1.275 1.909 1.286 0.508 0.281 1.399 1.328 0.000589 0.807 1.534 159.17 29.278 42.790
  0.00025 0.148 0.149 1.266 1.884 1.276 0.474 0.270 1.399 1.318 0.000586 0.819 1.491 159.17 29.277 41.876
  0.00025 0.144 0.144 1.256 1.838 1.266 0.477 0.281 1.399 1.307 0.000578 0.832 1.445 159.17 29.277 40.532
  0.00025 0.140 0.140 1.247 1.806 1.257 0.439 0.265 1.399 1.297 0.000573 0.845 1.400 159.17 29.277 39.491
  0.00025 0.135 0.135 1.239 1.752 1.248 0.384 0.229 1.399 1.286 0.000562 0.859 1.357 159.17 29.277 38.009
  0.00025 0.130 0.130 1.229 1.701 1.238 0.337 0.186 1.399 1.276 0.000552 0.873 1.311 159.17 29.277 36.582
  Точка совместной работы ТКР -0.71465 , обороты ротора N = 40000 об/мин    
  2 режим              
  Gвт Рiт Gгпp Рiт* Етэф* Еtткр Lтад* К' Po* Muf U1/Со Со U1 Rгаз Аlfa
  0.00025 0.205 0.205 1.488 2.166 1.505 0.599 0.246 1.400 1.579 0.000605 0.825 1.469 204.94 29.279 57.804
  0.00025 0.197 0.198 1.449 2.150 1.465 0.574 0.246 1.399 1.534 0.000606 0.827 1.462 198.97 29.279 55.714
  0.00025 0.192 0.192 1.440 2.104 1.455 0.547 0.282 1.399 1.523 0.000596 0.834 1.437 198.97 29.278 54.126
  0.00025 0.188 0.188 1.422 2.086 1.436 0.539 0.304 1.399 1.502 0.000594 0.848 1.390 198.97 29.278 52.932
  0.00025 0.181 0.181 1.403 2.042 1.417 0.503 0.312 1.399 1.481 0.000586 0.863 1.342 198.97 29.278 51.076
  0.00025 0.175 0.175 1.392 1.993 1.405 0.458 0.293 1.399 1.466 0.000575 0.874 1.310 198.97 29.278 49.330
  0.00025 0.169 0.169 1.378 1.947 1.391 0.424 0.271 1.399 1.450 0.000566 0.886 1.273 198.97 29.278 47.650
  0.00025 0.163 0.163 1.360 1.906 1.372 0.386 0.235 1.399 1.429 0.000559 0.904 1.223 198.97 29.278 45.975
  0.00025 0.158 0.158 1.352 1.863 1.363 0.312 0.180 1.399 1.419 0.000549 0.913 1.199 198.97 29.278 44.592
  Точка совместной работы ТКР 0.53874 , обороты ротора N = 50000 об/мин .    
                                     
  3 режим              
  Gвт Рiт Gгпp Рiт* Етэф* Еtткр Lтад* К' Po* Muf U1/Со Со U1 Rгаз Аlfa
  0.00025 0.249 0.249 1.730 2.226 1.751 0.601 0.254 1.400 1.869 0.000615 0.858 1.360 246.72 29.279 70.315
  0.00025 0.243 0.243 1.670 2.254 1.690 0.596 0.255 1.400 1.799 0.000621 0.855 1.367 238.76 29.279 68.516
  0.00025 0.235 0.236 1.657 2.205 1.676 0.599 0.298 1.400 1.782 0.000608 0.862 1.347 238.76 29.279 66.423
  0.00025 0.231 0.232 1.644 2.187 1.662 0.582 0.305 1.400 1.767 0.000603 0.868 1.327 238.76 29.279 65.301
  0.00025 0.226 0.226 1.626 2.160 1.644 0.546 0.325 1.400 1.746 0.000597 0.877 1.300 238.76 29.279 63.738
  0.00025 0.220 0.220 1.608 2.131 1.626 0.532 0.339 1.400 1.725 0.000590 0.886 1.273 238.76 29.279 62.138
  0.00025 0.215 0.215 1.592 2.103 1.609 0.499 0.332 1.400 1.705 0.000584 0.895 1.248 238.76 29.279 60.572
  0.00025 0.210 0.210 1.574 2.085 1.590 0.491 0.325 1.400 1.684 0.000579 0.906 1.219 238.76 29.279 59.342
  0.00025 0.204 0.204 1.557 2.047 1.572 0.444 0.297 1.400 1.663 0.000571 0.916 1.191 238.76 29.279 57.522
  0.00025 0.196 0.196 1.535 1.998 1.550 0.406 0.248 1.399 1.637 0.000560 0.930 1.156 238.76 29.279 55.274
  Точка совместной работы ТКР -97.16078 , обороты ротора N = 60000 об/мин .    
                                     
  4 режим              
  Gвт Рiт Gгпp Рiт* Етэф* Еtткр Lтад* К' Po* Muf U1/Со Со U1 Rгаз Аlfa
  0.00025 0.299 0.300 2.035 2.227 2.059 0.581 0.237 1.400 2.253 0.000640 0.892 1.258 289.30 29.280 84.483
  0.00025 0.290 0.291 1.973 2.232 1.996 0.599 0.240 1.400 2.178 0.000635 0.877 1.300 278.55 29.280 81.952
  0.00025 0.285 0.286 1.962 2.217 1.985 0.595 0.292 1.400 2.152 0.000630 0.881 1.287 278.55 29.280 80.535
  0.00025 0.280 0.280 1.934 2.205 1.957 0.588 0.323 1.400 2.121 0.000624 0.890 1.262 278.55 29.279 78.975
  0.00025 0.277 0.277 1.921 2.194 1.943 0.576 0.325 1.400 2.106 0.000620 0.895 1.249 278.55 29.279 78.059
  0.00025 0.270 0.270 1.889 2.179 1.911 0.554 0.338 1.400 2.070 0.000614 0.906 1.219 278.55 29.279 76.233
  0.00025 0.264 0.264 1.864 2.160 1.885 0.545 0.349 1.400 2.039 0.000607 0.915 1.195 278.55 29.279 74.448
  0.00025 0.259 0.259 1.846 2.144 1.866 0.515 0.340 1.400 2.019 0.000601 0.921 1.180 278.55 29.279 73.083
  0.00025 0.255 0.255 1.827 2.132 1.847 0.503 0.335 1.400 1.998 0.000597 0.928 1.162 278.55 29.279 71.950
  0.00025 0.248 0.248 1.801 2.104 1.820 0.464 0.312 1.400 1.967 0.000589 0.938 1.136 278.55 29.279 69.905
  Точка совместной работы ТКР 0.60166 , обороты ротора N = 70000 об/мин .    
Gт [ кг/сек ] - расход топлива;
Gвт [ кг/сек ] - расход воздуха;
Gг [ кг/сек ] - расход газа через турбину;
Рiт [ ----- ] - степень расширения газа в турбине по статическим параметрам;
Gгпp [ кг/сек ] - приведенный расход газа через турбину;
Рiт* [ ----- ] - степень расширения газа в турбине по заторможенным параметрам;
Етэф* [ ----- ] - эффективный КПД турбины;
Еtткр [ ----- ] - эффективный КПД турбокомпрессора;
Lтад* [ кГ*м/кг ] - работа адиабатического расширения газа в турбине;
К' [ ----- ] - показатель адиабаты расширения газов;
Ро* [ кг/см¤ ] - полное давление газа перед турбиной;
muf [ м¤ ] - пропускная способность турбины;
U1/Со [ ----- ] - безразмерный параметр;
Lт [кГ*с¤/кг/м]- коэффициент напора;
Со [ м/сек ] - условная адиабатическая скорость истечения газа через турбину;
U1 [ м/сек ] - окружная скорость на наружном диаметре колеса турбины;
Rгаз [кГ*м/кг/гр]- газовая постоянная;
Аlfa [ ----- ] - коэффициент избытка воздуха.

Содержание

Введение. 3

1. Цель работы. 3

2. Основные меры безопасности для студентов при проведении испытаний. 3

3. Стенд для безмоторных испытаний турбокомпрессоров. 3

4. Методика проведения газодинамических испытаний ТКР. 8

5. Методика расчета газодинамических параметров турбокомпрессора. 13

6. Оформление результатов испытаний компрессорной ступени. 16

7. Оформление результатов испытаний турбинной ступени. 18

Технический редактор

Подписано в печать

Формат Бумага газетная Печать офсетная

Уч. – изд.л. Усл. – печ.л. Тираж 100 экз.

Заказ

Издательство Камской государственной инженерно-экономической академии

Участок оперативной полиграфии ИНЭКА, 423810, г. Набережные Челны, Новый город, проспект Мира, 13

[1] Хромель − (от хром и никель), сплав Ni (основа) с Cr (8,5 - 10%). Изготовляют термопары (хромель - алюмель, хромель - копель). Максимальная рабочая температура 1000 °С.

[2] Копель, − сплав меди (Cu) (основа) с никелем (Ni) (43%) и марганцем (Mn) (0,5%). Максимальная рабочая температура 600 °С

[3] Алюмель − сплав Ni (основа) с Al, Mn, Si, Co, Zn (в сумме ок. 6%). Высокий коэффициент термоэлектродвижущей силы, постоянство термоэлектрических свойств.

[4] ТермоЭДС − электродвижущая сила, возникающая в электрической цепи, состоящей из нескольких разнородных проводников, контакты между которыми имеют различные температуры (эффект Зеебека).

Введение.

Курс "Агрегаты наддува двигателей" соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 14050165 – "Двигатели внутреннего сгорания" по направлению подготовки дипломированного специалиста 651200 – "Энергомашиностроение".

В соответствии с учебным планом ИНЭКА по данной специальности предусмотрено выполнение лабораторных работ, в том числе - испытания малоразмерных турбокомпрессоров типа ТКР автотракторных комбинированных двигателей внутреннего сгорания.

Объем работы с написанием отчета составляет 4 академических часа. Место проведения – филиал кафедры ДВС ИНЭКА при ДР и ВНР ОАО КАМАЗ. Работы проводятся с половиной академической группы при непосредственном участии специалистов службы главного конструктора по двигателям ОАО КАМАЗ.

Цель работы.

Практическое ознакомление студентов с устройством и принципом работы безмоторного стенда для испытания малоразмерных турбокомпрессоров типа ТКР автотракторных ДВС, методикой проведения испытаний компрессорной и турбинной ступеней, методикой обработки и представления результатов испытаний.

2. Основные меры безопасности для студентов при проведении испытаний.

Лабораторная работа проводится под руководством преподавателя при участии инженера и механика, имеющих опыт работы на испытательном стенде.

Перед проведением лабораторной работы студенты проходят инструктаж по технике безопасности.

Вредные и опасные для человека факторы при работе стенда:

- шум;

- электрический ток;

- вредные пары и газы в помещении испытательного бокса;

- поверхности трубопроводов и турбокомпрессора высокой температуры;

- подвижные (вращающиеся с частотой до 100000 мин-1 и более) части турбокомпрессора.

Для обеспечения работы стенда используются пожароопасные материалы (дизельное топливо, масло).

В связи с этими факторами студенты во время проведения лабораторной работы должны находиться в пультовом помещении испытательного бокса.

Студентам запрещается:

- самостоятельно включать и выключать стенд;

- заниматься посторонними работами в процессе испытаний;

- курить в не отведенных для этого местах.

Стенд для безмоторных испытаний турбокомпрессоров.

3.1. Назначение стенда.

Стенд предназначен для испытания турбокомпрессоров типа ТКР для получения газодинамических характеристик компрессорной и турбинной ступеней, а также для других специальных (научно-исследовательских) видов испытаний.

3.2. Состав стенда.

Принципиальная схема стенда представлена на рис.1.

Испытательный стенд состоит из следующих основных систем и агрегатов:

- объекта исследования – турбокомпрессор типа ТКР (на схеме обозначено «К» и «Т» - компрессор и турбина, соответственно);

- газогенератора (камеры сгорания, на схеме – «КС»);

- пусковой системы;

- топливной станции;

- масляной станции;

- трубопроводов воздушной и газовой магистралей;

- трубопроводов системы питания газогенератора топливом и системы смазки ТКР;

- исполнительных механизмов, заслонок и клапанов;

- системы контроля и измерений;

- пульта управления.

Принципиальная схема стенда представлена также в учебной аудитории филиала кафедры, в таблице 1 представлен перечень наименований узлов и агрегатов.

3.2.1. Газогенератор служит для образования газов необходимой температуры с целью имитации работы ТКР в составе двигателя по температурному режиму. В качестве газогенератора используется камера сгорания авиационного ГТД, где сжигается дизельное топливо.

3.2.2. Пусковая система обеспечивает запуск газогенератора. Состоит из пускового насоса топлива с приводом от электродвигателя, пусковой форсунки и высоковольтной катушки со свечами зажигания.

3.2.3. Топливная станция служит для питания газогенератора топливом с целью обеспечения образования газовой смеси необходимой температуры. Состоит из топливного насоса высокого давления с приводом от электродвигателя, клапанов подачи и отсечки топлива и рабочей форсунки.

3.2.4. Масляная станция предназначена для обеспечения смазкой подшипникового узла ТКР в процессе испытаний. Состоит из насоса с приводом от электродвигателя и укомплектована системой регулирования подачей масла, а также системой автоматического поддержания его температуры.

3.2.5. Трубопроводы воздушной и газовой магистралей обеспечивают подачу и отвод воздуха и газа от компрессорной и турбинной ступеней ТКР. В трубопроводах размещены органы регулирования (заслонки, клапаны) режимом работы ТКР.

3.2.6. Трубопроводы системы питания топливом газогенератора и системы смазки подшипникового узла ТКР предназначены для подачи топлива под высоким давлением к форсункам, слива дренажного топлива, а также для подачи и слива смазки из подшипникового узла ТКР. В этих трубопроводах размещены органы регулирования (краны, клапаны) систем питания и смазки.


Стенд для безмоторных испытаний турбокомпрессоров. - student2.ru Рис.1. Схема стенда

3.2.7. Исполнительные механизмы обеспечивают дистанционное управление органами регулирования (заслонками, кранами) газодинамического режима работы ТКР, системами питания и смазки.

Таблица 1.

Наши рекомендации