Введение и постановка задач исследования

РЕФЕРАТ

Страниц __, рисунков __, источников __.

Ключевые слова: эмпирическое распределение случайной величины, начальные и центральные моменты, аппроксимирующее распределение, метод моментов, метод максимального правдоподобия, метод «вероятностной бумаги», критерии согласия.

Рассмотрены и исследованы задачи статистической обработки так называемых полных выборок в предположении их репрезентативности, то есть принадлежащих генеральной совокупности исследуемых объектов, с оценкой параметров альтернативных теоретических распределений, аппроксимирующих эмпирическую (ступенчатую) функцию распределения, двумя методами – методом моментов и методом максимального правдоподобия.

Разработано алгоритмическое и программное обеспечение для получения точечных оценок параметров двух практически важных распределений - распределения Вейбулла и гамма-распределения методом моментов и методом максимального правдоподобия. Разработан и программно реализован также алгоритм проверки выполнимости критерия А.Н. Колмогорова – критерия согласия аппроксимирующего распределения эмпирическому (ступенчатому) распределению.

Системы расчетов полностью реализованы в среде отечественного Программного комплекса «МВТУ 3.5».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ МОМЕНТОВ И МАКСИМАЛЬНОГО ПРАВДОПОДОБИЯ.. 6

1.1. Оценка первых четырех выборочных начальных и центральных моментов и построение эмпирического распределения 6

1.2. Метод моментов. 9

1.3 Метод максимального правдоподобия (ММП) 10

1.4 О методе «вероятностной бумаги». 14

2. АЛГОРИТМЫ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ МЕТОДОМ МОМЕНТОВ.. 15

2.1. Алгоритмы расчета параметров гамма-распределения методом моментов и его развитие. 15

2.2. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла. 16

3. АЛГОРИТМЫ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ МЕТОДОМ МАКСИМАЛЬНОГО ПРАВДОПОДОБИЯ 18

3.1. Алгоритмы расчета параметров гамма-распределения. 18

3.2. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла для полной выборки. 21

3.3. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла для цензурированной выборки. 23

4 СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ. КРИТЕРИЙ «СТАРЕЮЩИХ» РАСПРЕДЕЛЕНИЙ.. 24

4.1 Критерий согласия А.Н. Колмогорова. 24

4.2 Критерии «стареющего» распределения. 26

5. ПРОГРАММЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ 27

5.1. Постановка задачи. 27

5.2. Расчет первых четырех выборочных моментов и построение эмпирической функции распределения 28

5.3. Расчет параметров предполагаемых теоретических распределений методом моментов. 35

5.4. Расчет параметров предполагаемых теоретических распределениях методом максимального правдоподобия 50

5.5 Развитие метода максимального правдоподобия. 66

5.5 а. Метод вероятностной бумаги………………………………………………………………..

5.6 Сводка результатов, их анализ и выводы.. 70

Выводы. 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). 78

АЛГОРИТМЫ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ МЕТОДОМ

МАКСИМАЛЬНОГО ПРАВДОПОДОБИЯ

3.1. Алгоритмы расчета параметров гамма-распределения

Для гамма-распределение с плотностью

введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru

функция правдоподобия имеет вид введение и постановка задач исследования - student2.ru

где введение и постановка задач исследования - student2.ru — полная выборка наработок до отказа, введение и постановка задач исследования - student2.ru — Эйлеров интеграл II рода.

Эквивалентная функция правдоподобия, после логарифмирования функции введение и постановка задач исследования - student2.ru , имеет вид

введение и постановка задач исследования - student2.ru

И в окончательном виде

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Необходимое условие экстремума:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Последний член следует, напомним, из известной формулы для производной функции введение и постановка задач исследования - student2.ru , которая такова введение и постановка задач исследования - student2.ru

Из первого уравнения следует введение и постановка задач исследования - student2.ru где введение и постановка задач исследования - student2.ru - точечная оценка среднего времени наработки до отказа, рассчитанная по полной выборке.

Подставим теперь найденное выражение для введение и постановка задач исследования - student2.ru во второе уравнение введение и постановка задач исследования - student2.ru
введение и постановка задач исследования - student2.ru

и преобразуем его к виду введение и постановка задач исследования - student2.ru (это введение и постановка задач исследования - student2.ru ).

Далее можно записать введение и постановка задач исследования - student2.ru Приводя левую часть уравнения к виду введение и постановка задач исследования - student2.ru , окончательно получим компактное уравнение для получения численной оценки параметра введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Или в более развернутом виде

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Получив оценку параметра введение и постановка задач исследования - student2.ru , вычисляем и оценку параметра введение и постановка задач исследования - student2.ru по формуле введение и постановка задач исследования - student2.ru

Желательно получить в аналитическом виде и построить график функции введение и постановка задач исследования - student2.ru . Есть несколько путей получения такой функции. Один из них — в использовании асимптотического разложения Джеймса Стирлинга для гамма-функции.

Асимптотическое разложение для гамма-функции таково

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Здесь надо вывести выражение для введение и постановка задач исследования - student2.ru и получить введение и постановка задач исследования - student2.ru в явном виде.

Заметим также, что (см. Справочник Корн и Корн по математике) введение и постановка задач исследования - student2.ru где введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru е- постоянная Эйлера – Маклорена.

Прямой вычислительный алгоритм нахождения оценок введение и постановка задач исследования - student2.ru и введение и постановка задач исследования - student2.ru для гамма-распределения приведем ниже. А здесь отметим, что умение использовать в расчетах именно гамма-распределение очень важно для практики, т.к. из гамма-распределения вытекают:

- Экспоненциальное распределение при введение и постановка задач исследования - student2.ru

- Распределение Эрланга при целом введение и постановка задач исследования - student2.ru ( введение и постановка задач исследования - student2.ru

- Хи-квадрат распределение ( введение и постановка задач исследования - student2.ru - распределение) при введение и постановка задач исследования - student2.ru кратном введение и постановка задач исследования - student2.ru и при введение и постановка задач исследования - student2.ru

Получим все необходимые соотношения и расчетные формулы

или введение и постановка задач исследования - student2.ru
введение и постановка задач исследования - student2.ru

где

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Далее

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Заметим, что введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru

В итоге получим окончательно аналитическое выражение

введение и постановка задач исследования - student2.ru

3.2. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла для полной выборки

Для этого распределения все характеристики представляются в аналитическом виде

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Функции правдоподобия:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Необходимые условия экстремума:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Из первого уравнения находим выражение для

введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru

и, подставляя его во второе уравнение, приходим к уравнению:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru которое надо разрешить относительно параметра введение и постановка задач исследования - student2.ru При получении последнего уравнения использовано соотношение для коэффициента

введение и постановка задач исследования - student2.ru .

С вычислительной точки зрения может быть целесообразнее принять следующую запись этого уравнения

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Для решения таких уравнений предлагается использовать идею непрерывного градиента и для нахождения введение и постановка задач исследования - student2.ru решать следующее дифференциальное уравнение:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

с начальным условием, например введение и постановка задач исследования - student2.ru Тогда введение и постановка задач исследования - student2.ru даёт искомое значение оценки параметра введение и постановка задач исследования - student2.ru После чего остается вычислить введение и постановка задач исследования - student2.ru по формуле введение и постановка задач исследования - student2.ru .

3.3. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла для цензурированной выборки

Имеем усеченную выборку объемом введение и постановка задач исследования - student2.ru , содержащую:

· ряд наработок с отказами введение и постановка задач исследования - student2.ru ;

· ряд безотказных наработок введение и постановка задач исследования - student2.ru .

введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Из первого уравнения: введение и постановка задач исследования - student2.ru .

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Решаем уравнение и находим параметр a.

Программа14

t=time;

{Расчет и оценка критерия "стареющего распределения }

M1=160.94; {т.е. M1=m1=T}

M2=161.1/2; {т.е. M2=m2/2!; m2=27945}

M3=161.26/6; {т.е. M3=m3/3!; m3=5031300;}

M4=160.3/24; {т.е. M4=m4/4!; m4=730570000}

Delt1=(M2^2-M1*M3);

Delt2=(M3^2-M2*M4);

Nerav1=sign(M2^2-M1*M3);

Nerav2=sign(M3^2-M2*M4);

output Nerav1,Nerav2,Delt1,Delt2;

Результат таков:

Оба неравенства выполнились. Правая часть каждого неравенства много больше левой части. Это говорит о том, что распределение стареющее. Таким образом, делаем окончательный вывод о принадлежности выборочного распределения распределению Вейбулла.

При выполнении настоящей работы отработаны вычислительные методы и в среде программного комплекса «МВТУ» разработано соответствующее алгоритмическое обеспечение. При этом обеспечивается решение сложных нелинейных алгебраических уравнений и полностью исключается применение таблиц.

Выводы

При выполнении работы развиты известные и предложены новые вычислительные процедуры и алгоритмы и разработано программное обеспечение информационных систем обработки статистической информации, получаемой из сферы эксплуатации, для решения задач объективной оценки характеристик и показателей надежности оборудования с использованием методов моментов, вероятностной бумаги и максимального правдоподобия для полных и цензурированных выборок без обращения к огромному числу таблиц. Эффективность предложенных алгоритмов проверена при решении конкретных задач. В работе сделан научно-технический задел для решения на ЭВМ перспективных задач обработки информации с малыми или ограниченными по объему выборками, в том числе с различными типами цензурирования, то есть усеченными выборками, методами моментов и максимального правдоподобия, как с точечными, так и интервальными оценками параметров предполагаемых распределений.

Список использованной литературы

1. Справочнике «Надежность технических систем» под ред И.А. Ушакова. – М.: «Радио и связь». 1985.

2. РД 50-690-89 «Методические указания. Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным». – М.: Изд-во стандартов, 1989.

3. Е.С. Вентцель. Теория вероятностей. – М.: Физматгиз, 1962

4. Г. Хан, С. Шапиро. Статистические модели в инженерных задачах: Пер. с англ. – М.: Изд-во «МИР», 1969.

5. Крамер. Математические методы статистики: Пер. с англ. – М.: Изд-во «МИР», 1975.

6. ГОСТ Р 50779.27-2007. Статистические методы. Критерии согласия и доверительные интервалы для распределения Вейбулла.

7. ГОСТ 11.008-75. Правила построения и применения вероятностных сеток.Приложение 1 (справочное)

Стандартные распределения и их свойства и характеристики

Гамма-распределение

Плотность вероятности наработки до отказа введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru

где введение и постановка задач исследования - student2.ru — параметр масштаба ( введение и постановка задач исследования - student2.ru ), введение и постановка задач исследования - student2.ru — параметр формы ( введение и постановка задач исследования - student2.ru ), введение и постановка задач исследования - student2.ru — гамма-функция или эйлеров интеграл второго рода введение и постановка задач исследования - student2.ru или

введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Аналитического выражения для функции распределения наработки на отказ введение и постановка задач исследования - student2.ru не существует (аналитическое выражения для нее существует только для целых положительных значений параметра введение и постановка задач исследования - student2.ru ; см. ниже распределение Эрланга).

Известны формулы связи моментов с параметрами "a" и "λ" гамма-распределения:

введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Коэффициент вариации при этом введение и постановка задач исследования - student2.ru . Мода: введение и постановка задач исследования - student2.ru для значений введение и постановка задач исследования - student2.ru . Квантиль введение и постановка задач исследования - student2.ru находится из уравнения введение и постановка задач исследования - student2.ru для введение и постановка задач исследования - student2.ru Точка перегиба введение и постановка задач исследования - student2.ru

Начальные моменты таковы введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru

В задачах обработки статистических экспериментальных данных потребуются выражения и оценки численных значений производной введение и постановка задач исследования - student2.ru и функции введение и постановка задач исследования - student2.ru или в развернутом виде введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Нетрудно показать, что введение и постановка задач исследования - student2.ru = введение и постановка задач исследования - student2.ru ,

а функция примет вид введение и постановка задач исследования - student2.ru .

При введение и постановка задач исследования - student2.ru — целом ( введение и постановка задач исследования - student2.ru ) функция введение и постановка задач исследования - student2.ru принимает значения введение и постановка задач исследования - student2.ru , то есть,

введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru ... и т.д. Таким образом, гамма-функция Эйлера - это распространение функции или операции «факториал» на случай нецелых чисел, в том числе и отрицательных.

Табличные значения функции введение и постановка задач исследования - student2.ru в справочниках ограничены значениями аргумента "a", принадлежащими интервалу введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Значения гамма-функции для введение и постановка задач исследования - student2.ru , но при этом введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru ... ,

введение и постановка задач исследования - student2.ru При больших значениях a ( введение и постановка задач исследования - student2.ru ) по формуле введение и постановка задач исследования - student2.ru , которые следуют из функционального уравнения Эйлера введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Примеры:

введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru ;

Полезные соотношения и значения гамма-функции:

введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Функция распределения времени наработки до отказа, как отмечалось выше, не имеет аналитического выражения. В общем виде она может быть представлена таким образом

введение и постановка задач исследования - student2.ru

где введение и постановка задач исследования - student2.ru — неполная гамма-функция.

при введение и постановка задач исследования - student2.ru : введение и постановка задач исследования - student2.ru ; при введение и постановка задач исследования - student2.ru : введение и постановка задач исследования - student2.ru ;

Примечание. Из гамма-распределения «вытекают»:

при введение и постановка задач исследования - student2.ru — экспоненциальное распределение;

при введение и постановка задач исследования - student2.ru и a, кратном введение и постановка задач исследования - student2.ru , будем иметь χ2-распределение (при этом введение и постановка задач исследования - student2.ru — число степеней свободы);

при a — целом: a = 1; 2; ... ; k; ... — распределение Эрланга.

Существенное уменьшение вычислительных трудностей может быть достигнуто применением асимптотических разложений (аппроксимационных формул) Стирлинга:

введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Ряд Стирлинга полезен для больших введение и постановка задач исследования - student2.ru . Для действительных положительных a абсолютные величины ошибки меньше, чем абсолютная величина последнего из взятых членов.

Другие полезные аппроксимации Стирлинга: введение и постановка задач исследования - student2.ru при введение и постановка задач исследования - student2.ru .

введение и постановка задач исследования - student2.ru . Известно важное неравенство:

введение и постановка задач исследования - student2.ru < введение и постановка задач исследования - student2.ru < введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Распределение Эрланга

Плотность распределения наработки до отказа:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

для введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru ; введение и постановка задач исследования - student2.ru — целое.

Функция распределения времени наработки до отказа:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Вероятность безотказной работы:

введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Интенсивность отказов системы в целом введение и постановка задач исследования - student2.ru

Соотношения между моментами и параметрами распределения определяются как и у гамма-распреденения, но с заменой параметра введение и постановка задач исследования - student2.ru на введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Распределение Эрланга порядка k описывает распределение случайной величины введение и постановка задач исследования - student2.ru как суммы k штук независимых случайных величин, каждая из которых распределена по показательному (экспоненциальному) закону с параметром λ.

Распределению Эрланга удовлетворяет время наработки до отказа резервированной системы с включением «холодного» резерва по способу замещения при условии, что наработка до отказа включенного элемента подчинена экспоненциальному закону. При этом введение и постановка задач исследования - student2.ru , где m — число резервных элементов. Из соотношения введение и постановка задач исследования - student2.ru вытекает свойство структур с «холодным» резервом – средняя наработка системы до отказа линейно возрастает от числа резервных элементов.

Метод вероятностной бумаги

График функции распределения введение и постановка задач исследования - student2.ru можно представить в виде совокупности точек (t, p) на плоскости, где введение и постановка задач исследования - student2.ru

Основная идея графического метода состоит в том, что подбирается такая непрерывная замена координат введение и постановка задач исследования - student2.ru что при этом график функции распределения введение и постановка задач исследования - student2.ru , где введение и постановка задач исследования - student2.ru становится прямой линией введение и постановка задач исследования - student2.ru Если такую замену переменных удалось отыскать, то на плоскости введение и постановка задач исследования - student2.ru любая функция распределения этого семейства будет представима в виде прямой введение и постановка задач исследования - student2.ru Или, что то же самое, в виде прямой

введение и постановка задач исследования - student2.ru ……………………..(1).

Используем этот факт для оценки параметров введение и постановка задач исследования - student2.ru . Предположим, что в результате испытаний получены N значений (в нашем случае N=100) некоторой случайной величины (например, времени безотказной работы элемента или интервалов между отказами в аппаратуре).

По этим значениям мы построили эмпирическую функцию распределения. Полученная эмпирическая функция при больших N лежит вблизи от теоретической функции распределения введение и постановка задач исследования - student2.ru . Тогда после замены переменных график введение и постановка задач исследования - student2.ru будет лежать в непосредственной близости от графика введение и постановка задач исследования - student2.ru , являющегося прямой вида (1). Оценив тангенс наклона k и свободный член b, и приравняв их теоретическим значениям, получаем уравнения

введение и постановка задач исследования - student2.ru ……………………………………(2)

из которых находим оценки неизвестных значений параметров введение и постановка задач исследования - student2.ru .

Найдем параметры a, b распределения Вейбулла:

введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru введение и постановка задач исследования - student2.ru

Произведем расчет параметров a и b:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Произведем замену

введение и постановка задач исследования - student2.ru

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Рисунок 4: График Y(X) для метода вероятностной бумаги

Усреднив полученные значения, получили прямую, по двум точкам было построено уравнение прямой, оно имеет следующий вид:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Откуда, с учетом вышеперечисленных формул, получаем:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Построим график распределения Вейбулла с полученными коэффициентами:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

Рисунок 5: График эмпирической функции вместе с графиком распределения Вейбулла, коэффициенты которого найдены по методу вероятностной бумаги.

Произведем оценку максимальной удаленности графика распределения Вейбулла от эмпирической функции:

введение и постановка задач исследования - student2.ru

РЕФЕРАТ

Страниц __, рисунков __, источников __.

Ключевые слова: эмпирическое распределение случайной величины, начальные и центральные моменты, аппроксимирующее распределение, метод моментов, метод максимального правдоподобия, метод «вероятностной бумаги», критерии согласия.

Рассмотрены и исследованы задачи статистической обработки так называемых полных выборок в предположении их репрезентативности, то есть принадлежащих генеральной совокупности исследуемых объектов, с оценкой параметров альтернативных теоретических распределений, аппроксимирующих эмпирическую (ступенчатую) функцию распределения, двумя методами – методом моментов и методом максимального правдоподобия.

Разработано алгоритмическое и программное обеспечение для получения точечных оценок параметров двух практически важных распределений - распределения Вейбулла и гамма-распределения методом моментов и методом максимального правдоподобия. Разработан и программно реализован также алгоритм проверки выполнимости критерия А.Н. Колмогорова – критерия согласия аппроксимирующего распределения эмпирическому (ступенчатому) распределению.

Системы расчетов полностью реализованы в среде отечественного Программного комплекса «МВТУ 3.5».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ МОМЕНТОВ И МАКСИМАЛЬНОГО ПРАВДОПОДОБИЯ.. 6

1.1. Оценка первых четырех выборочных начальных и центральных моментов и построение эмпирического распределения 6

1.2. Метод моментов. 9

1.3 Метод максимального правдоподобия (ММП) 10

1.4 О методе «вероятностной бумаги». 14

2. АЛГОРИТМЫ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ МЕТОДОМ МОМЕНТОВ.. 15

2.1. Алгоритмы расчета параметров гамма-распределения методом моментов и его развитие. 15

2.2. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла. 16

3. АЛГОРИТМЫ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ МЕТОДОМ МАКСИМАЛЬНОГО ПРАВДОПОДОБИЯ 18

3.1. Алгоритмы расчета параметров гамма-распределения. 18

3.2. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла для полной выборки. 21

3.3. Алгоритмы расчета параметров распределения Вейбулла для цензурированной выборки. 23

4 СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ. КРИТЕРИЙ «СТАРЕЮЩИХ» РАСПРЕДЕЛЕНИЙ.. 24

4.1 Критерий согласия А.Н. Колмогорова. 24

4.2 Критерии «стареющего» распределения. 26

5. ПРОГРАММЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ 27

5.1. Постановка задачи. 27

5.2. Расчет первых четырех выборочных моментов и построение эмпирической функции распределения 28

5.3. Расчет параметров предполагаемых теоретических распределений методом моментов. 35

5.4. Расчет параметров предполагаемых теоретических распределениях методом максимального правдоподобия 50

5.5 Развитие метода максимального правдоподобия. 66

5.5 а. Метод вероятностной бумаги………………………………………………………………..

5.6 Сводка результатов, их анализ и выводы.. 70

Выводы. 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). 78

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность работы

При проведении работ по проблеме продления сроков службы технических объектов во всех отраслях промышленности, в частности в атомной энергетике, широко используются статистические методы оценки фактических показателей надежности по эксплуатационным данным о наработках и отказах и прогнозирования надежности на продлеваемый срок эксплуатации. В директивном порядке используется Руководящий документ Государственного комитета по стандартам РД 50-690-89 [1].

РД 50-690-89, выпущенный взамен ранее действовавших государственных стандартов ГОСТ 27.201-81, ГОСТ 27.502-83, ГОСТ 27.503-81, ГОСТ 27.504-84, устанавливает методы планирования определительных испытаний на надежность и методы оценки показателей надежности оборудования, в том числе по результатам эксплуатационных наблюдений.

Прогнозирование надежности требует, как известно, «разгадки» соответствующих вероятностных распределений (как правило двухпараметрических) и определение их параметров. Теоретической основой при этом являются широко известные метод моментов (К. Пирсон) и метод максимального правдоподобия (Р. Фишер).

Классический метод моментов основан на сопоставлении эмпирических моментов, найденных по статистическим данным эксплуатации, с теоретическими моментами, связанными аналитическими выражениями с параметрами рассматриваемых распределений [2]. При этом используются два первых момента – точечные оценки математического ожидания введение и постановка задач исследования - student2.ru и дисперсии введение и постановка задач исследования - student2.ru , являющиеся при правильной обработке информации состоятельными и несмещенными. Так, например, для гамма - распределения с плотностью вероятности введение и постановка задач исследования - student2.ru имеют место соотношения (уравнения) введение и постановка задач исследования - student2.ru и введение и постановка задач исследования - student2.ru , которые легко разрешаются относительно введение и постановка задач исследования - student2.ru и введение и постановка задач исследования - student2.ru . Однако имеющаяся важная экспериментальная информация об оценках коэффициентов асимметрии введение и постановка задач исследования - student2.ru и эксцесса введение и постановка задач исследования - student2.ru совершенно не используется. И в этой связи актуальной для практики задачей является развитие классических методов, в частности методов моментов и максимального правдоподобия.

Цель работы - развитие вычислительных процедур и алгоритмов и разработка программного обеспечения статистической обработки информации, получаемой из сферы эксплуатации, для решения задач объективной оценки характеристик и показателей надежности оборудования с использованием методов моментов, вероятностной бумаги и максимального правдоподобия для полных и цензурированных выборок без обращения к огромному числу таблиц.

Задачи работы:

1. Анализ и практическое освоение известных классических методов и алгоритмов обработки статистических данных для информационно-аналитических систем различного назначения.

2. Разработка эффективных алгоритмов и программ реализации методов моментов, максимального правдоподобия и вероятностной «бумаги» для обработки статистической информации по полным и цензурированным выборкам.

3. Отработка алгоритмов и программ статистической проверки гипотез о теоретическом законе распределения с применением критерия согласия А.Н. Колмогорова и системы неравенств, устанавливающих принадлежность функции распределения к классу функций с возрастающей интенсивностью «опасности» (или интенсивностью отказов для технических систем).

4. Решение конкретных задач обработки экспериментальных (наблюдаемых) данных с «распознаванием» теоретической функции распределения и оценкой ее параметров.

Наши рекомендации