Природа и сущность организаций. Организация как открытая система. Основные виды организаций. Особенности функционирования социальной и хозяйственной, государственной и муниципальной организаций
Лекция №1
Типология целей организации
Критерии классификации | Группа целей |
Период установления | Стратегические, тактические, оперативные |
Содержание | Экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические. |
Структура | Маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные |
Приоритетность | Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Измеримость | Количественные, качественные |
Повторяемость | Повторяющиеся и разовые |
Иерархия | Цели организации и цели подразделения |
Стадия жизненного цикла | Проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла объекта |
Среда | Внутренние и внешние |
Понять, как функционирует организация можно только в том случае, если к анализу организации подходить системно. Система – это нечто целое, состоящие из множества частей. Любой системе присущи следующие свойства:
- система стремится сохранить свою структуру;
- система нуждается в управлении, так как все люди имеют разные потребности и желания, которые надо регулировать;
- сохраняется зависимость между элементами системы.
Различают следующие системы:
Типология систем
Закрытые системы | Открытые системы |
Про такую систему говорят- самосдерживаемая, т.е. она игнорирует эффект внешнего воздействия. Но поскольку она не принимает энергию внешних источников и ничего не дает сама, то и имеет малую применяемость. например: женщина и семья в мусульманстве или политические партии | Признает динамическое взаимодействие с окружающим миром и сильно зависит от него. например: СМИ, коммерческие фирмы и т.п. |
Это общая классификация, но принято выделять еще одну, основой которой является группировка в подсистемах:
1. техническая подсистема – станки, оборудование и т.п. поскольку набор решений в технической системе ограничен, то и последствия решений предопределены. Например: работа станка. Такие решения выполняются в строго определенном порядке и только квалификация и профессионализм человека определяет качество принятого решения. например: человек, который имеет опыт работы на станке и не имеет.
2. биологическая подсистема – включает флору и фауну, человека как биологического организма. Это система очень многообразна, но набор решений ограничен в силу того, что эволюция мира и человека протекает очень медленно. Например: чтобы понять законы развития природы нужен не один век, а жизнь человеческая мала. Большое значение для качественного решения проблемы играет так же профессионализм человека.
3. общественная подсистема- человек во взаимосвязи элементов. Например: человек и семь, человек и коллектив, человек и человек, человек сам по себе. Поскольку все люди очень разные, тои набор решений в этой подсистеме очень многообразен.
Следует еще выделить такой факт, что эти системы не существуют обособленно, они не только взаимосвязаны друг с другом, но и во многом обуславливают друг друга.
- техническая подсистема: человек в ней отсутствует
- биологическая система: человек в ней является объектом управления.
- cсоциальная: человек в ней объект и субъект управления.
Можно выделить и такие системы:
- искусственные и естественные: искусственные создаются человеком для реализации определенных целей (клуб анонимных алкоголиков) естественные создаются самой природой (круговорот воды в природе);
- детерминированные (предсказуемые) и стохастические (вероятностные): предсказуемые функционируют по заранее разработанным правилам и их результат предопределен ( обучение студентов и ВУЗе), вероятностные трудно предсказать, так как они завися от воздействия внешней или внутренней среды и, соответственно, результаты предсказать очень трудно ( исследование в любой области и игра в карты);
- жесткие и мягкие: жесткие системы – авторитарные, которые основаны на высоком профессионализме организации или руководителей. Естественно они мало зависят от проявлений внешней среды (церковь). Мягкие – высокая чувствительность к внешним воздействиям, а значит и слабая устойчивость (человек без целей в жизни).
Исходя из данной классификации можно сделать вывод о том, что любая система имеет внешнюю и внутреннюю среду.
Внешняя среда.
Любая организация должна создаваться так, чтобы эффективно функционировать, а значит надо отслеживать все изменения внешней среды и выбирать оптимальные. Большое значение приобретает и обратная связь: получить информацию из внешней среды и улучшить функционирование организации и результаты труда людей организации.
Внутренняя среда.
Внутри организации всегда существует ряд проблем, которые в той или иной степени влияют на ее положение. Чтобы последствий нерешенных проблем было как можно меньше, следует скоординировать все элементы организации. Внутреннюю среду организации можно представить следующим образом:
Хотелось бы остановиться на вопросе жизненного цикла организации - совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни:
Рождение – рождение организации связано с необходимостью удовлетворения интересов клиентов. Главная цель на данном этапе – выживание, что требует от руководства таких качеств как вера в успех, готовность рисковать, огромная работоспособность. Как правило – небольшое количество компаньонов.
Детство – стадия очень опасная. Многие организации терпят крах из-за неопытности и некомпетентности своих менеджеров. Главная цель – укрепление своих позиций, при этом огромно внимание уделяется укреплению конкурентоспособности.
Юность – главная цель – обеспечение ускоренного роста и полный захват своей части рынка. На данном этапе существует необходимость в узких специалистах.
Зрелость – проникновение организации в новые сферы деятельности, расширение и дифференциация производства.
Поскольку с социальную подсистему входят все остальные, то теория организации рассматривает именно социальную. Система, в набор элементов которой входит человек и все, что с ним связано называется социальной системой. например: коллектив, автомобиль, но не робот, так как он не связан с человеком.
Общие системообразующие факторы:
- общая цель всей совокупности компонентов;
- подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач,
- выполнение каждым элементом своих функций,
- наличие принципа обратной связи между компонентами.
|
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Человек – важный компонент социальных систем, так как он прежде всего существо общественное, сознательное, связанное с другими. В процессе труда люди объединяются в группы. Главное отличие социальной системы от других - наличие человека.
Процессы – их совокупность представляет собой смену состояний системы в целом и какой-либо ее части. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными.
Орудия и средства труда - предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы.
Духовная природа – это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять-таки обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.
В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем.
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
Самый широкий и сложный уровень – все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений – экономических, политических, собственно социальных, духовных и экономических. В этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.
Второй уровень социальных систем – сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).
Третий уровень социальных систем – организации, действующие в реальном секторе экономике (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).
Четвертый (первичный) уровень социальных систем – цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. их отличительная особенность состоит в непосредственных контактах каждого с каждым.
Обществу присущи и другие системные образования, например административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объединения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уровней в свою очередь представляет собой сложную систему с множеством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.
Другой вид образования систем – по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.
Например, экономика – это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство. Промышленность, сельское хозяйство в свою очередь разделяются на отрасли, подотрасли, а те – на корпорации, финансово-промышленные группы, фирмы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.
Политическая сфера – это государство (законодательные, исполнительные и судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).
Духовная сфера – средства массовой информации, культурные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассоциации и т.п.
Социальные системы могут быть:
образовательные политические экономические
медицинские правовые
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний называются социальными организациями. Значит существуют и социально-образовательные, социально-экономические и т.д. организации. Попробуем определить стратегические цели таких организаций:
- социально-экономические: получение набольшей прибыли;
- социально-образовательные: достижение высокого уровня знаний;
- социально- правовые: создание подлинно гражданского общества;
- социально-медицинские: высокий уровень медицинского обслуживания и мед.помощи;
- социально-политические: соответствие правовых законов потребностям человека.
Социальные организации играют большую роль в современном мире и имеют ряд особенностей:
- реализация возможностей и способностей человека;
- единство интересов людей;
- сложность и динамизм организаций.
Благодаря социальным системам:
- создаются условия для развития коммуникабельности,
- формирование моральных норм в отношениях между людьми;
- создание система контроля, которое включает наказание и поощрение индивидов.
Внутри организации происходят объективные и субъективные процессы.
Объективные процессы или естественные представляют собой процессы спада и подъема в деятельности организации, все процессы, связанные с деятельностью законов в организации. Субъективные процессы или искусственные связаны с принятием управленческих решений.
В любой организации имеется лидер. Причем лидерство может быть формальным и неформальным.
Формальный лидер - назначается руководством и в силу своего положения наделяется определенными полномочиями. Неформальный лидер – это признанный группой лидер в силу его определенных профессиональных или личных качеств. Часто говорят, что существует несколько неформальных лидеров, но такая ситуация может быть только в том случае, если это происходит в непересекающихся сферах деятельности.
Желательно, чтобы в одном лице совмещался формальный и неформальный лидер.
Фундамент любой организации это группа людей, которая выполняет связанные между собой функции и расположена в территориальной близости. Базовую схему отношений людей в организации можно представить так:
|
|
|
Линейная схема
В этой схеме нет обратной связи. Она может хорошо работать только в небольших организациях с учетом высокого профессионализма и авторитета руководителя, а так же большой заинтересованности подчиненных в эффективной работе. Например: руководитель дает задание конструирования здания и каждый член этого коллектива дополняет его, после того, как это сделал предыдущий. В результате получается полная работа, при этом руководитель не контролирует работу каждого и конечный результат, так как предполагается, что работники сами заинтересованы в конечном результате.
Кольцевая схема хороша в небольших организациях со стабильной продукцией, где имеется четкое разграничение функциональных обязанностей, а административные обязанности остаются у руководителя.
Кольцевая схема
Например: это схема получает обратную связь в отличии от линейной, т.е. руководитель контролирует всю деятельность.
Отношения в организации могут быть представлены в виде различного сочетания базовых схем, которые получили название « колесо» и « звезда».
Так схема «колесо» зарекомендовала себя в организациях с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции, но имеется строгое распределение функциональных обязанностей. Такой организации требуется постоянная корректировка, так как спрос на продукцию постоянно изменяется. При такой схеме руководитель реализует линейные воздействия, а работники выполняют их функциональные обязанности. Например: преподаватель проводя семинар задает вопрос оному, но при этом принимают участие все., а роль преподавателя только в корректировке.
|
Схема « колесо»
Схема «звезда» представляет собой разветвленную систему линейных отношений. Она рекомендуется при необходимости строгой конфиденциальности в деятельности каждой составляющей организации.
Схема « звезда»
Например: руководитель учитывает возможности каждого работника и дает им индивидуальные задания, проверяя их конечный результат.
Все эти базовые схемы дают возможность более разнообразных схем.
Иерархическая схема (линейно-функциональная) приемлема для большой организации, где явно выражено разделение труда. Эта схема основана на схеме « колесо». Например: руководитель верхнего уровня дает задание руководителям среднего уровня, а те уже сами решают кому и какое задание дать, так как они работают непосредственно с людьми и лучше всех знают их способности.
| |||||||||||||
|
|
|
|
Иерархическая схема
Штабная схема основана на схеме « звезда». Она предусматривает создание функциональных консультационных штабов при руководстве. Это могут быть отделы или группы.( отдел кадров, финансовый, экономический, технологический и т.д.).эти штабы разрабатывают проекты решений в пределах своей компетенции и предают их руководителю, а руководитель уже сам принимает решение и доводит его до подчиненных. Эта схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление.
| |||||||||
|
|
|
|
Штабная схема
Матричная схема – в ее основе лежат схемы « линия» и « кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную и функциональную. Административная от непосредственно руководителя, а функциональная : от специалистов, причем они не всегда находятся в подчинении у данного руководителя. Эта схема рекомендуется для такого производства, при котором нет возможности реализовать разделение труда или сложного наукоемкого производства товаров, услуг.
Функциональные связи
|
|
|
линейные связи
Матричная схема
В любой науке существует классификация. Необходимость классификации объясняется следующими признаками:
- нахождение сходных организаций по определенным схожим признакам;
- создание определенной инфрастуктуры: кадры, технические службы…
Организации могут быть:
- правительственными и неправительственными. Правительственные: им дается этот статус официальными органами власти. на них распространяются льготы, привилегии и обязательства. Например: депутат Федерального собрания не может выполнять деятельность на профессиональной основе. Соответственно неправительственные организации не имеют такого статуса
- коммерческие и некоммерческие. Коммерческие имеют цель получение наибольшей прибыли и в соответствии с этим строят свою деятельность, а для некоммерческих – удовлетворение общественных потребностей. например: в некоммерческих ВУЗах вся прибыл идет на расширение материально-технической базы института.
- бюджетные и небюджетные организации: бюджетные функционируют за счет средств государства и освобождаются от оплаты многих налогов. Небюджетные сами ищут источники финансирования.
- общественные и хозяйственные. Общественные строят деятельность на удовлетворении потребностей членов общества ( внутренняя среда) например: общество за эмансипацию женщин, а хозяйственные- для удовлетворения потребностей во внешней для организации среды. Например: КамАЗ.
- формальные и неформальные. Формальные- зарегистрированные, а неформальные- незарегистрированные.
Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
К хозяйственным организациям можно отнести:
- Юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций);
- Неюридические лица всех форм
Хозяйственные организации могут иметь следующую классификацию:
По формам собственности:
- государственную,
- муниципальную,
- общественную,
- арендную,
- частую,
- групповую
- смешанной формой собственности ( например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам - юридическим или физическим.)
По отношению к прибыли:
- Коммерческие,
- некоммерческие
Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе. Наиболее полно представлены критерии для отнесения организации к малому предприятию (МП), среди которых:
А) доля уставного каптала малого предприятия, которая принадлежит учредителям, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% от уставного капитала малого предприятия.
Б) среднесписочная численность работников не должна превышать:
- в промышленности, строительстве и на транспорте- 100ч.;
- в сельском хозяйстве и инновационной деятельности- 60ч.;
- в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании- 30ч.;
- в оптовой торговле, в остальных отраслях и других видах деятельности- 50ч.
Хозяйственные организации у которых численность меньше, чем у малого предприятия, относят к микроорганизациям, например, нотариальная контора из трех человек.
Все хозяйственные организации можно классифицировать по следующим признакам:
- по направленности или специализации производства: специализированные и универсальные.
- по масштабам производства: массовое производство, единичное и серийное ( будущее за серийным производством)
- по времени действия: бессрочные и временные( на год, месяц, хоть на один день)
- по сезону действия: летние, зимние, бархатный сезон и т.д.
- по номенклатуре производства: многономенклатурное и монономенклатурное.
В Гражданском кодексе РФ, который нередко называют экономической конституцией выделяют основные формы организаций: коммерческие и некоммерческие. К коммерческим можно отнести:
- производственные кооперативы,
- товарищества и общества,
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
К некоммерческим:
- потребительские кооперативы,
- общественные и религиозные организации,
- благотворительные фонды и т.д.
Говоря о таких формах собственности следует затронуть вопрос о юридических лицах. Юридическое лицо_ это организация, которая зарегистрирована и имеет расчетный счет в банке, отвечает по своим обязательствам имуществом, выполняет возложенные обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. различают отношения:
- владения - это фактическое обладание вещью оно может быть законным и незаконным ( не имеющего правового обоснования).
- пользования - этот право потребления вещи с учетом ее назначения. ( эксплуатация оборудования, земли, имущества с целью получения доходов).
- распоряжения- это право определять юридическую судьбу вещи. ( дарение, сдача в наем, продажа, уничтожение и т.д.)
- ответственности - это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причиненный ущерб. Она может быть:
1. долевой – возникает при наличии нескольких должников и порядка их ответственности оп договору. Это могут быть как равные доли или неравные пропорциональные их вкладам
2. солидарной – определяется договором и существует при неделимости предмета обязательства. При этом требования об ответственности могут быть предъявлены как ко всем должникам совместно, так и к любому из них в отдельности.
3. субсидиарной - определяет дополнительную ответственность третьих лиц за надлежащим исполнением обязательств, например, организаций или физических лиц-гарантов по договору. Отношения субъекта и объекта к собственности должны быть обязательно отражены в договоре.
Дадим характеристику правовых форм деловых предприятий: , полное товарищество, коммандитное товарищество, АО, ООО, О с дополнительной ответственность, дочерние и зависимые общества, кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Товарищество – это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Это объединение лиц, но не капиталов. Право голоса зависит от размера пая, прибыли и убытки товарищества распределяются пропорционально паям. Различают:
Полное товарищество | Товарищество на вере |
Каждый товарищ лично участвует в делах товарищества и несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и своим имуществом. | Включает полных товарищей и вкладчиков- коммандитистов. Последние несут ответственность только в пределах своих вкладов. Руководят товариществом и осуществляют его представительство полные товарищи. |
Товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается полными товарищами.
ООО – форма объединения отдельных капиталов в общий, т.е. объединение капиталов, а не лиц. Участники общества несут ответственность по его обязательствам только своим вкладом, а не всем имуществом, т.е. несут ограниченную ответственность. Участники общества обладают количеством голосов пропорционально размеру их доли в уставном капитале. От Акционерного ООО отличается тем, что в нем каждый член имеет свою долю, но не имеет ценных бумаг данного общества. при выходе участников из общества ОО ему выплачивается стоимость пропорциональная его паю в обществе, в то же время здесь ведется дело с конкретными людьми, а не с анонимными держателями акций. Число участников ООО не должно превышать 50 человек.
Общество с дополнительной ответственностью. Учреждается одним или несколькими лицами. Его участники солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. оно создается действует на основании учредительного договора.
АО-это общество, в котором доля каждого участника – владельца выражена в ценных бумагах – акциях, а право голоса в управлении предприятием пропорционально имеющимся у него акциям.
В АО имеем дело не со складочным капиталом, а с акционерным, не с владельцами паев, а с владельцами ценных бумаг. Общая номинальная стоимость выпускаемых акций должна быть равна сумме уставного фонда АО.
АО вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
Участники АО не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, т.е. несут ограниченную ответственность. Различают:
- открытое АО: это фирма, акции которой распространяются по открытой подписке. Акционером может стать любой человек и число его акционеров неограниченно.
- закрытое АО: это фирма, акции которой распространяются по закрытой подписке среди заранее определенного круга лиц. Число его акционеров не должно превышать 50 человек.
- дочерние и зависимые общества: хозяйственное общество может создать дочернее. Оно считается таковым, если другое общество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом( либо в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ним договором. Дочерние общества не отвечают по долгам основного общества. зависимым обществом признается в тех случаях, если другое общество имеет более 20% голосующих акций АО или 200% уставного капитала ООО.
Кооперативы. Добровольное объединение граждан на основе членства для производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном или ином участии и объединении его членами имущественных паев. Деятельность кооператива направлена в принципе не на получение доходов, а на оказание помощи и содействия членам общества. кооперативное предприятие эффективно там, где требуется самообеспечение услугами и товарищеская взаимопомощь. Каждый член кооператива имеет в управлении один голос, независимо от размера внесенного пая и обязан трудиться в нем.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. коммерческая организация, наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество признается унитарным предприятием. Имущество такого предприятия является неделимым и находится в руках государственной или муниципальной собственности.
Организационные формы классифицируются по двум типам:
- Единичные организационные формы
- Объединения на основе принципа кооперации или концентрации.
К единичным организационным формам относятся организации, представляющие одно юридическое лицо. Наименование организационной формы определяется видом выпускаемой продукции и представляет следующую классификацию:
услуги | товар | знания | информация |
Банк, биржа, фонд, траст, магазин, комбинат, биржа, джоббер, фактор-фирма, кондоминиум. | Завод, фа Наши рекомендации
|