Управление и его характеристики.
Дисциплина «Основы менеджмента»
Лекционный материал.
Введение:
Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.
Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.
Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.
( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)
Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.
Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.
Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.
Общая теория управления.
Это законы, принципы, правила.
Всеобщими принципами управления являются:
1. системность.
2. детерминированность (определяемость, однозначная определенность).
3. управляющий параметр или параметры (параметры, на которые можно оказывать прямое воздействие в соответствии с теми или иными требованиями).
4.обратная связь.
5.направленность.
Взаимодействие компонентов или элементов социально-экономической системы происходит по кибернетической модели менеджмента.
Управление в рыночной экономике.
Роль экономического «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок.
Его основной принцип, принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения — что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями.
Проблемы управления в рыночных условиях:
- ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.
- производство тех видов товаров, которые пользуются наибольшим спросом
и гарантируют получение прибыли.
- обеспечение эффективности в деятельности.
Менеджмент как современная теория управления социально- экономическими системами.
Развитие бизнеса показывает,
что спрос на хороших
менеджеров растет
быстрее чем
возможности их
подготовки.
Питер Друкер
03.05.
Становление и развитие менеджмента как науки.
Наиболее признанными являются четыре подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления:
1. Подход, основанный на выделении различных школ. (включает 4 школы.)
2. Процессный подходк менеджменту (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.
3. Системный подход к организации(организация и внешняя среда, в которой она функционирует, рассматривается как одно целое).
4. Ситуационные теории(основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией).
I подход:
Год – рождение менеджмента.
- Это время перехода американского рыночного капитализма от торговой стадии к промышленной.
- Появилась свобода получения прибыли, что усилило долевую активность промышленных капиталистов.
- Благодаря исследованиям американского инженера Фредерика Тейлора, наука управления была выделана в отдельную область знаний.
Анри Файоль считается «отцом научного менеджмента», объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, кроме того он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто.
Школа административного управления возникла в ответ на рост крупных организаций. Она занималась выработкой механизма управления крупными промышленными гигантами с позиций верхних уровней управления.
Анри Файоль (француз) был управляющим угольной компании и
приложил основные принципы управления фирмой с точки зрения администрации:
1. Принцип единогласия, когда полная ответственность за работу любого экономического объекта должна быть возложена на его руководителя.
2. Любой экономический объект имеет иерархическую структуру уровней управления, во главе каждого элемента – руководитель.
3. Подчинение индивидуальных интересов общим.
4. Централизация власти.
5. Порядок и дисциплина.
6. Равенство.
7. Принцип инициативы.
8. «Честь мундира» и т.д.
III подход
Системный подход
Усиление взаимодействия и переплетение всех сторон деятельности
организации, в том числе производственной, финансовой, маркетинговой,
социальной привело к формированию в середине ХХ века так называемого
Системного подхода.
В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга воздействие.
Системный подход — это:
- применение теории систем в менеджменте;
- способ мышления менеджеров по отношению к организации и управлению.
Чтобы понять, что системный подход помогает руководителю более эффективно достигать целей организации, необходимо определить, что такое система.
Усвоим, система -это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.
Все организации являются социотехническими системами, так как в них наряду с техникой работают люди.
Системный подход предполагает рассмотрение организации в виде открытой
системы, которая характеризуется взаимодействием с внешней средой.
В соответствии с этим подходом любая организация является открытой для внешней среды социально-технической системой, которая может быть представлена в виде канонической модели.
Кибернетическая
IY подход
Ситуационные теории
Центральный момент ситуационной теории- ситуация.
Ситуация- это конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время.
Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуационных различиях (переменных) между организациями и внутри самих организаций.
Авторы ситуационных теорий предлагают увязывать методы и приемы управления с конкретными ситуациями, для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Соответственно организации по виду делятся:
1.Статическая (пространственная). Она определяет состав между образующими целое частями, затем состав самих частей их размещения и взаимное расположения, т.е. она устанавливает строение и ее частями является структура, спецификация (перечень, список), площадь, коммуникации.
2.Динамическая, которая определяется во времени последовательной реализации связей между частями целого, и их распределения во времени.
Целым в такой организации является процесс, а элементами действия и правила их выполнения.
Внутреннее строение организации помимо кибернетической модели может быть представлена в виде иерархической или сетевой модели взаимодействия элементов системы.
Иерархическая модель.
Система (предприятие, фирма, корпорация)
|
Иерархияэто тип структуры, при которой наиболее мелкие части располагаются на более низких уровнях или ступенях и подчиняются более крупным стоящим на более высоких уровнях частям.
Система управленияимеющая два уровня управления называется плоской, более двух уровней управления высокой структурой управления.
Сетевая модель.
О - факты свершения событий процессы, этапы, стадии трудовой деятельности.
→ - процесс трудовой деятельности.
Сетевая модель всегда имеет исходные и завершающие события.
Например,
если предприятие функционирует в стабильной внешней среде, то рекомендуется использовать методы и способы классической концепции управления.
Если внешняя среда обладает высокой степени неопределенности и быстрой изменчивостью, то эффективно применять методы неоклассической концепции.
Таким образом, менеджеру необходимо правильно проанализировать ситуацию, для чего используется как внешние переменные (ситуационные факторы), так и внутренние переменные.
Метод Гантта
Используется для укрупненного и поэтапного планирования НИОКР.
Наличие типовых стадий, этапов, перечней необходимых основных работ с учетом трудоемкости их выполнения позволяет управлять проведением НИОКР по средствам выполнения следующего алгоритма:
1) Выявить по каждому из этапов перечень необходимых работ согласно технологии.
2) Разделить этапы (или составляющие их работы) между подразделениями и исполнителями согласно производственной структуре организации.
3) Определить по конструкторским нормативам или по информационной базе работ аналогов объемы (трудоемкости) этапов (или составляющих их работ) в единицах времени, а также их ориентировочные сметные стоимости.
4) Определить фактическое количество исполнителей.
5) Рассчитать длительность (продолжительность) цикла выполнения каждой работы (этапа) по формуле:
Тцi =Gi*К согл.* К перерывов/ F действит. раб.* Ri*К выполн. норм. , где
Gi - объем, трудоемкость выполнения I-го этапа (работы) (нормо-часы, раб. Дней, недели).
К согл. – коэффициент согласования, учитывающий время на внесение изменений, дополнит. согласований., утверждений в документацию, не предусмотренные нормативами.
К согл.>=1
К пер. – коэффициент перерывов, учитывающий перерывы в работе (>=1).
F д. раб. – действительный фонд времени работы одного исполнителя; согласно трудовому кодексу РФ ( с января 2002 года) 40 часов/неделю.
6. Определить сроки начала и окончания каждой работы (этапа) и составить диаграмму Гантта в виде таблицы, применяя разумно-возможное совмещение (запараллеливание), т. е. Определить оптимальное Тц НИОКР.
Для НИОКР диаграмма Гантта изображается в виде следующей таблицы:
Tyi = 19 недель
Величина G смещ. и возможного запараллеливания (совмещения) во времени может быть установлено после составления и расчета моделей сетевого планирования и управления (СПУ).
Изначально модель СПУ была разработана в США в 1968 году и стала применяться при управлении сложными проектами или комплексами работ. Ее исходное название метод РЕRT (program evalution and revier techn.) - техника обзора и оценки программы.
Этот метод имеет 2 вида:
1) PERT-time- по времени
2) PERT-cost- по стоимости
СПУ основана на сетевой модели (графики изображаются в виде ориентированного графа для логико-математического описания хода разработки). Она состоит из безмасштабных стрелок, обозначающих процессы работы кружков, обозначающих факт выполнения работы (свершенные события). Работы могут быть фиктивными, т.е. не требующие затрат времени или средств, а только отображающих логическую связь между событиями, тогда они обозначаются пунктирными стрелками.
Имеет только одно начальное и одно конечное событие, которое обозначается заглавной буквой, текущая работа обозначается маленькой буквой.
Пример:
При построении сетевого графика соблюдаются следующие правила:
1) Желательно направление стрелок слева на право.
2) Минимум количество пересеченных стрелок.
3) Недолжно быть тупиков и висящих событий.
4) Каждая работа определяется однозначно.
Над стрелкой проставляется оценка в единицу времени либо в единицу стоимости.
Любая последовательность работ в сетевом графике следующих друг за другом называется путем. Полный путь- это непрерывная последовательность взаимосвязи работ и событий, ведущая от исходного первого до завершающего шестого события.
Изображается полный путь h-может быть любое количество.
Полный путь имеющий максимально продолжение называется критическим, так как именно он определяет реальный срок завершения всей разработки. Все неполные пути обозначаются l.
Основной расчет параметров в сетевом графике:
- Критический путь.
- Ранние и поздние сроки свершения каждого события.
- Ранний и поздний срок начала каждой работы.
- Ранний и поздний срок окончания каждой работы.
- Резерв i-го этапа и работы.
Топология сетевого графика может быть как определенной, так и стохастической, т.е. вероятностной (установленной по оценке экспертов).
Принципы менеджмента.
Принципы менеджмента- это основные, наиболее значимые правила управления. В принципах обобщены познания, законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления.
Принципы объективны, и вытекают из самой сущности развития общества, уровня развития его производственных сил, национальной культуры и т.д.
Факторы, определяющие принципы управления.
|
|
|
Термин принципы управления впервые вел Ф.Тейлор в работе «принципы научного управления» 1911 год. Несколько позже А.Файоль сформулировал 14 принципов научного управления. Позже на основе обобщения практики управления в конце ХХ века учеными выработаны и другие принципы управления, среди которых наиболее значимыми являются:
- принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода к управлению
- принцип компетентности, обуславливающий необходимость знания менеджером системы управления
- принцип выделения ведущего звена и предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения.
- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Дисциплина «Основы менеджмента»
Лекционный материал.
Введение:
Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.
Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.
Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.
( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)
Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.
Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.
Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.
Общая теория управления.
Управление и его характеристики.
Само слово управление мы слышим часто, а самоуправление присутствует во всех областях нашей жизни.
Управление различными техническими средствами, различными процессами, управление страной.
И хотя английское слово «менеджмент» переводится как «управление», эти два понятия не совсем одинаковы.
В энциклопедическом словаре слово «управление» - это функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических,) обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию их целевой программы.
В связи с данным определение целесообразно рассмотреть понятие «система».
В окружающем нас мире все носит системный характер.
Пример: Системами являются элементарные частицы, транспортные сети, коллективы фирм, жилые кварталы и т. д.
Система – целостная совокупность, выделенная из среды компонентов, объединенная в некоторую структуру определенным соотношением и выполняющая присущие ей функции на некотором интервале времени.
Система имеет свойства, которые дают возможность выразить и описать ее в определенных величинах, то, что соединяет элементы системы в единое целое называется связями системы.
Устойчивые существенные связи между элементами системы, форма ее организации есть структура системы.
Структура может претерпевать изменения по различным внутренним или внешним причинам, а также меняться по времени.
Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, следовательно управление многообразно.
В настоящее время можно выделить следующие виды управления (5 видов):
1. Техническое управление- управление технологическими процессами, движением технических средств (самолетов, автомобилей)
2. Государственное управление- управление социально-экономической жизнью общества через различные институты(правовая система, министерства, ведомства)
3. Идеологическое управление-внедрение в сознание человека (членов общества) концепций развития общества, формируемых различными политическими партиями.
4. Социальное управление- это негосударственное управление социальными процессами. Например, движение в защиту окружающей среды.
5. Хозяйственное управление — управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях.
Между всеми эти видами управления есть нечто общее.