Понятие стиля руководства. Классические стили руководства.
В современной учебной литературе синонимично употребляются два термина: «стиль управления» и «стиль руководства». Между тем речь идет хотя и о близких, но различающихся понятиях.
Под стилем управления понимается система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.
Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.
Стиль руководства зависит от ряда факторов:
1) господствующего политического режима (тоталитарного, демократического, либерального), накладывающего отпечаток на все стороны жизни не только общества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;
2) размеров, характера деятельности организации и ее подразделений, существующего в них порядка ведения дел, преобладающей системы ценностей и типа культуры;
3) положения руководителя на иерархической лестнице;
4) позиций высшей администрации;
5) психологических характеристик коллектива, взаимоотношений в нем;
6) индивидуальных качеств руководителя. Эти качества как раз и определяют его личный стиль (индивидуальную манеру поведения), который не может быть полностью скопирован другими;
7) личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера, реакции на воздействие со стороны руководителя;
8) особенностей ситуации;
9) той или иной комбинации перечисленных факторов.
По способу воздействия на подчиненных в процессе принятия решений и осуществления управленческой деятельности можно выделить авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный стили.
По форме стиль руководства может быть деловым (рациональным), бюрократическим, попустительским.
Об эффективности того или иного стиля судят по следующим показателям:
• общим результатам деятельности организации (темпам роста, производительности, норме прибыли и др.);
• динамике затрат времени, материальных и денежных средств;
• четкости и рациональности действий персонала;
• морально-психологическому климату, внутренней конфликтности, состоянию трудовой и исполнительской дисциплины;
• уровню инициативы и творческой активности исполнителей;
• восприятию руководителей коллективом и окружением.
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике стилем руководства является авторитарный. Он считается универсальным, его характерными чертами являются:
1) централизация всей власти в руках руководителя и принятие им единоличных решений, которые впоследствии навязываются исполнителям;
2) дистанцирование его от подчиненных и преобладание между ними официальных отношений;
3) отдача исполнителям в приказной форме распоряжений без объяснения их связи с общими целями и задачами организации;
4) широкое использование администрирования, наказаний.
В результате в организации (подразделении) формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов.
Авторитарный стиль не формирует внутренней заинтересованности исполнителей к труду, ибо излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, подавляют инициативу.
Демократический стиль руководства, который доминирует в современных фирмах характеризуется высокой степенью децентрализации управления, активным участием сотрудников в принятии решений, в том числе и групповых, свободным обменом информацией между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к проблемам развития персонала.
В этих условиях выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности.
Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.
Обычно демократический стиль руководства применяется тогда, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут принимать высококвалифицированные решения. Но из-за сложностей координации работы исполнителей решения принимаются замедленно.
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.
Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу.
Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивает полученные результаты, награждает за успехи.
Применение либерального стиля находит распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч.
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель полностью устраняется отдел, передавая их в руки выдвиженцев. Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников
Таблица 11.1
Сравнительная характеристика стилей руководства
Объект сравнения | Стили руководства | ||
Авторитарный | Демократический | Либеральный/ бюрократический | |
Способ принятия решений | Единоличный, руководителем | Руководителем, совместно с подчиненным | Индивидами или группой при участии руководителя или без него |
Способ воздействия на подчинённых | Приказ | Предложение | Просьба, уговоры/угрозы |
Ответственность | На руководителе | В соответствии с полномочиями | На исполнителях |
Инициатива исполнителей | Допускается | Поощряется и используется | Преобладает |
Предпочтительные сотрудники | Исполнительные, покорные | Квалифицированные | Инициативные, творческие |
Отношение руководителя к контактам | Соблюдает дистанцию | Активно поддерживает | Инициативы не проявляет |
Отношение к подчинённым | Жёсткое, требовательное | Доброжелательное, требовательное | Мягкое, нетребовательное |
Требования к дисциплине | Формальные, жёсткие | Разумные | Неопределённые |
Способы стимулирования | Административные | Экономические | Моральные/силовые |
Атмосфера | Напряжённая | Свободная | Свободная/произвол |
Дисциплина | Слепая | Высокая | Сознательная/низкая |
Интерес к работе | Низкий | Высокий | Высокий/никакого |
Особенности процесса труда | Высокая интенсивность | Высокое качество | Творчество/ безразличие |