Организация как функция управления организацией.

Контроль как функция управления организацией.

Мотивация как функция управления. Процессуальные и содержательные теории мотивации в менеджменте.

ТЕМА 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие и характеристика основных функций менеджмента.

Понятие делегирования, ответственности и полномочий.

Понятие и характеристика методов управления.

Понятие и характеристика основных функций менеджмента

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Функции менеджмента характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.).

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности и процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделять три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования:

4. общие функции менеджмента;

5. технологические функции менеджмента.

6. социально-психологические функции менеджмента;

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:

- формирование целей;

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

Технологические функции менеджмента. Выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: принятие управленческих решенийи осуществление коммуникаций.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций:делегирование полномочий и мотивацию.

Общие, технологические и социально-психологические функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

Функции отражают общий порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.

Рассмотрим основные функции менеджмента.

Планирование как функция менеджмента

Планирование – это процесс определения системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

Сущность планирования проявляется:

· в конкретизации целей развития организации в целом и каждого подразделения в отдельности на определенный период;

· определении задач деятельности организации во всех сферах;

· определении средств достижения целей;

· определении сроков и последовательности реализации задач;

· выявлении материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов, необходимых для решения поставленных задач;

· определении ответственности за решение задач.

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3. Координация действий всех подразделений и работников организаций. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт - план».

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для эффективной и скоординированной деятельности всех участников.

6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную информацию для каждого участника о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

При планировании необходимо соблюдать определенные принципы. (приведены в таблице 4.)

Таблица 4

Принципы планирования

Принципы Краткая характеристика
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации Находит отражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений.
Научная обоснованность и оптимальность решений. Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования, экспериментов, оптимизации плановых решений, построении интегрированных систем подготовки и обработки данных.
Преобладание стратегических аспектов в планировании Требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов планирования.
Комплексность планирования Означает системную связь всех разрабатываемых на предприятии планов.
Ресурсная сбалансированность планов. Реализуется составлением во всех сферах деятельности организации материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов.
Гибкость и эластичность планирования. Требует динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы.
Непрерывность планирования Находит своё отражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с детальным краткосрочным планированием.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Планы различаются по:

1. предмету (НИОКР, производство, сбыт, снабжение, персонал, финансы и т.д.);

2. уровню(организация, подразделение, исполнитель);

3. содержанию (продуктово-тематическое, ресурсное, объемно-календарное);

4. периоду планирования.

· долгосрочное (более 5 лет) – стратегическое;

· среднесрочное (1-3 года) – тактическое;

· краткосрочное (до 1 года) – оперативное.

Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемых параметров и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

Планирование – один из важнейших процессов принятия решений в организации; состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя специфический плановый цикл.

Процесс планирования независимо от вида планов состоит из:

1. постановка задачи планирования;

2. разработка плана;

3. реализация планового решения.

Этап постановки задачи включает формирование целей и анализ проблем планирования. Конкретное выражение целей зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми значениями.

Изначально для организации должна быть сформулирована миссия.

Миссия организации — выражение философии и смысла существования организации. Миссия содержит информацию о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации, а также о том, что должно заинтересовывать потенциальных партнеров, вызывать доверие и мотивировать их поступки по отношению к данной организации.

Общие рекомендации по выработке миссии:

· миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так она устремлена в будущее и показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности будут для организации наиболее важными;

· в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности любой коммерческой организации.

Роль миссии: создание положительного имиджа организации во внешней среде, создание корпоративного духа внутри организации, основа управления; основа установления целей; основа распределения ресурсов; основа системы мотивации.

Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Сферы установления целей

· производство (повышение производительности труда, улучшение качества продукции, снижение материалоемкости);

· маркетинг (увеличение доли рынка, выход на новые рынки, повышение удовлетворенности потребителей);

· финансы (распределение финансовых ресурсов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, установление показателей прибыли, рентабельности, затрат);

· НИОКР (разработка и внедрение инноваций, модернизация и техническое перевооружение);

· кадры (повышение квалификации работников, улучшение условий труда)

· менеджмент (определение и использование принципов и методов управления)

Ключевые требования к устанавливаемым целям

· конкретность содержания (что?);

· адресность (кто?);

· четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (до какого момента времени?);

· измеримость;

· реальная достижимость;

· гибкость;

· непротиворечивость и согласованность с другими целями.

Установление целей предполагает следующие этапы: анализ среды,выработка миссии, постановка целей организации (дерево целей)

Этап разработки плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов принятия решения.

Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

Наши рекомендации