Миссия, цели и задачи предприятия, их роль в управлении
Управление призвано ориентировать деятельность отдельных сотрудников и коллективы всех подразделений в одном направлении, определенном руководством организации. Таким образом, основной характеристикой управления является его целенаправленность, поэтому процесс стратегического планирования организации начинается с определения наиболее глобальной цели существования организации, а именно миссии организации.
Миссия предприятия – четко выраженная причина существования предприятия, его философия. В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы работы, намерения руководства, приводится определение самых важных характеристик предприятия, отражается главная цель. В теории управления миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, а также дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации.
Определение миссии помогает предприятиям добиваться успеха, если ее положения заинтересовывают другие организации, поставщиков, потребителей, вызывают доверие и мотивируют их поступки по отношению к данной организации. Кроме того, она должна быть жизненно важной для сотрудников и мобилизовать людей на действия по достижению поставленных целей, объединять их.
Очень важно, чтобы основные положения миссии соответствовали ценностям и концепции общественного развития.
Миссия формируется высшим руководством, которое несет ответственность за достижение намеченных результатов путем постановки и реализации целей.
Примеры формулировки миссии представлены в табл. 6.1.
Таблица 6.1.
Примеры формулировок миссии
Организация | Миссия |
Государственное предприятие, опытно – конструкторское бюро | Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду |
Коммерческий банк: | Содействие становлению и развитию малого бизнеса путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников. |
Инвестиционная компания | Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленную на приумножение национального богатства |
Ювелирно-художественная фирма | Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком |
Миссия образует основу для постановки целей предприятия в целом, его структурных подразделений. Цели конкретизируют миссию в форме, доступной для управления процессом ее реализации.
На формирование целей существенное влияние помимо собственника и руководителя оказывают: статус предприятия, положение, его работники, деловые партнеры, местные власти, социально-политическая обстановка в целом.
Миссия— сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Это философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия отражает полезность деятельности организации для общества в целом
Роль миссии.Миссия формулируется для того, чтобы:
■ представить в явном виде то, для чего существует компания, и
установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей;
■ определить, чем компания отличается от всех других компаний,
действующих на том же рынке;
■ создать критерий для оценки необходимости выполнения всех
действий, осуществляемых в компании;
■ согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководства, персонала, клиентов, акционеров
и др.);
■ способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.
Определение миссии не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.
Ответ на вопрос: «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определяет курс, который должна взять организация, и помогает выработать яркую индивидуальность. То, что организация собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является ее предназначением (миссией).
Процесс определения миссии.Важными условиями формулирования миссии являются понимание и принятие ее большинством сотрудников организации. Только в этом случае цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности организации, будут подчинены ее целям.
В связи с этим менеджерам желательно вовлекать в процесс разработки миссии всех ключевых сотрудников компании. К таким сотрудникам можно отнести высшее руководство, начальников структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущих специалистов.
Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании. Различные варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей: как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ и т.п.
Если оказывается трудно или невозможно сформулировать миссию организации, то это может свидетельствовать о том, что предприятие несбалансированно, т.е. не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма «разрывается» между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. Такая ситуация может сложиться также в том случае, если существует несколько подразделений компании, двигающихся в различных направлениях. Приведем примеры формулировки миссий.
Xerox: Распространение знаний с помощью документов.
IBM: Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий.
Apple Computer, Inc.: Мы предлагаем компьютеры самого высочайшего качества для людей во всем мире.
Компания Disney: Делать людей счастливыми.
Procter & Gamble: Мы посвящаем себя поддержке молодых матерей, а не просто производим одноразовые пеленки.
Компания по производству шин: Мы не просто производим шины, а создаем жизнь без стресса, когда водитель доезжает до пункта назначения спокойным и полным сил.