Классификация законов организации
Действующие законы организации можно разделить на две большие группы — объективные и субъективные.
Объективные законы отражают связь элементов в организации как системе, а субъективные законы разрабатываются ипринимаются вобществе для более детальной регламентации организационных отношений. В качестве примеров субъективных законов можно привести Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию РБ, устав предприятия, десять заповедей в христианстве.
Объективные законы в свою очередь делятся на: универсальные испецифические.
Действие универсальных законов распространяется на все виды систем — социальные, биологические и отчасти технические.
Специфические законы объединяют ряд законов, касающихся только социальных и хозяйственных организаций.
В состав универсальных законов входят основополагающие и фоновые законы. К основополагающим относятся законы синергии, самосохранения и развития.
Рассмотрим подробнее каждый из этих законов.
Закон синергии: для каждой организации существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов, либо существенно меньше.
Все имеющиеся в распоряжении организации ресурсы образуют ее потенциал, т.е. ее способность к деятельности. При этом различные сочетания элементов потенциала организации могут создавать большой набор возможного потенциала: от высокого, вызванного, например, совпадением целей организации с целями большинства работников, до низкого, связанного, например, с приобретением некомплектного оборудования, со слабым профессиональным уровнем работников. Потенциал организации, т.е. возможность расширения объемов производимого продукта, повышения производительности труда, может изменяться двумя способами:
а) пропорционально привлечению дополнительного ресурса;
б) скачкообразно (соединение хорошо совместимых ресурсов создает такой общий потенциал, который существенно перекрывает потенциал, полученный при объединении потенциалов ресурсов).
Процесс резкого повышения потенциала аналогичен явлению резонанса, т.е. резкой активизации деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. В теории организации процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-либо системы называется синергией. При этом возможна как положительная, так и отрицательная синергия.
Повышение общего потенциала организации эквивалентно формальному приобретению новых ресурсов, а понижение общего потенциала — фактическому выводу из процесса производства части ресурсов. При этом на формальное приобретение ресурсов не требуется дополнительных затрат, а фактический вывод — это дополнительные прямые затраты организации.
Таким образом, задача руководителя заключается в том, чтобы найти набор таких ресурсов, которые бы оптимально взаимодействовали, создавая эффект положительной синергии.
Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо опытным путем за счет перебора различных ресурсов в деятельности организации и дальнейшего отслеживания экономического и социального эффектов, либо за счет использования опыта ведущих организаций.
Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма:
1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, что позволяет снизить издержки и увеличить объем продаж;
2) управленческий синергизм, в случае которого эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких- либо структурных изменений.
Структурный синергизм проявляется в процессе объединения аналогичных структур двух объединяющихся организаций. И если эти организации производили аналогичную или схожую продукцию или действовали на одном и том же или смежных рынках, тосокращение издержек достигает 15—25%, а объем продаж возрастает на 25-30%.
Управленческий синергизм основан на том, что организация, присоединяющая к себе другую организацию, способна более эффективно управлять приобретенным бизнесом, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов, продаже сопутствующего бизнеса. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек. Значительно реже он ведет к увеличению объема продаж компании.
Закон самосохранения: каждая организация стремится сохранить себя как целое и использует для достижения этого весь свой потенциал.
Каждый, руководитель, даже не зная этого закона, рассчитывает необходимые финансовые, материальные и другие ресурсы, чтобы организация могла существовать и эффективно работать.
Руководитель может предпринимать следующие действия, направленные на повышение устойчивости организации в условиях рыночной среды:
■ создание резервных денежных фондов;
■ страхование ресурсов организации;
■ диверсификация деятельности;
■ разработка и внедрение новых технологий;
■ создание эффективной системы управления персоналом и непрерывное совершенствование основных процедур кадрового менеджмента.
Закон развития: каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Развитие каждой организации, а также ее продукции основано на концепции жизненного цикла системы. Таким образом, руководители организации должны стремиться к пролонгации жизненного цикла самой организации и производимых ею товаров и услуг.
Характерной чертой фоновых законов является парность их параметров, а именно: анализ и синтез, информированность и упорядоченность, композиция и пропорциональность. Эти параметры могут рассматриваться по различным осям и bопределенных системахкоординат.
Закон информированности — упорядоченности: чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения) она имеет.
Закон информированности — упорядоченности требует от руководителя:
■ создания и развития внутренней информационной системы (системы управления проектами, интранет-сети) и внедрения передовых информационных технологий;
■ развития контактов с источниками информации (телевидение, радио, печать, Интернет, участие в выставках, презентациях и т.п.);
■ организации повышения квалификации сотрудников.
Законединства анализа и синтеза.Прежде чем сформулировать этот закон, необходимо уточнить понятия анализа и синтеза.
Анализ — процедура деления целого на части для их глубинного изучения.
Синтез — обратное действие, направленное на улучшение и согласование характеристик частей с последующим воссозданием из них целого.
В мире постоянно происходят процессы изменений. Крупные образования делятся на мелкие (например, в 1990-е гг. СССР распался на ряд независимых государств) или, наоборот, мелкие образования объединяются в более крупные (например, образование семей).
Формулировка закона: каждая организация стремится обеспечить наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.
Таким образом, действие этого закона обязывает руководителя постоянно отслеживать режим расходования ресурсов и своевременно вносить изменения в структуру или функции организации.
Закон композиции — пропорциональности:каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданном соподчинении (пропорции). Любой вид деятельности связан с использованием каких-либо ресурсов: компьютера, автомашины, сырья и материалов. При этом каждый набор ресурсов должен быть достаточно полным для проведения той или иной работы. Например, если работнику нужно помыть окно, ему понадобятся как минимум тряпка и средство для мытья. И если каких-то ресурсов не хватает, то и имеющиеся станут лишними, поэтому и человеку, и организации необходимо иметь определенные ресурсы в заданных количестве и пропорции для осуществления деятельности.
В связи с этим руководитель организации должен:
■ следить за происходящими изменениями и вносить коррективы в набор и пропорции ресурсов;
■ разумно ограничивать набор и пропорции ресурсов;
■ планировать приобретение и применение ресурсов так, чтобы они были согласованы друг с другом и давали общий положительный эффект;
■ обеспечивать сотрудников всеми необходимыми ресурсами для выполнения запланированных функций.