Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику

ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ

Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Ребенок должен знать:

􀀹цифры, знаки «+» и «–»;

􀀹смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);

􀀹количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

􀀹простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

􀀹читать числа до 20;

􀀹считать до 20 (прямой и обратный счет);

􀀹решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «–»;

􀀹ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

􀀹решать примеры в пределах 10 (или 20);

􀀹пользоваться часами без секундной стрелки.

УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ребенок должен знать:

􀀹алфавит;

􀀹средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

􀀹ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

􀀹проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

􀀹различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

􀀹выделять ударение в словах;

􀀹устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

􀀹обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению:

􀀹ясное произношение всех звуков родного языка;

􀀹умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;

􀀹использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;

􀀹уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

􀀹умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

􀀹умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

􀀹развитие мелкой моторики пальцев рук;

􀀹умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

􀀹умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

􀀹умение выполнять действие классификации;

􀀹умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

􀀹умение строить простейшие умозаключения.

5. Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:

􀀹умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?

􀀹обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);

􀀹усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:

– основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

– умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.

􀀹 умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;

􀀹каков уровень организованности и самостоятельности;

􀀹каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

- Здравствуйте! Сейчас у нас урок математике. Все готовы к уроку? (Готовы.)

- Хорошо. Друг другу улыбнулись. Начинаем урок.

- Сегодня на уроке нам понадобятся учебник, тетрадь №1, карточки с числами, животными и морковками.

Чтоб с математикой нам подружиться Надо стараться и не лениться.

- На прошлом уроке чем мы познакомились?

(Считали предметы.)

- А сегодня на уроке мы научимся сравнивать предметы, познакомимся понятиями «больше», «меньше», «столько же».

II.Устный счёт

1.Задача в стихах (на доске рисунок с изображением озера).

Сколько маленьких гусят

Плавать и нырять хотят?

Три уплыли далеко,

Два нырнули глубоко.

Сколько их всего в пруду?

Сосчитать я не могу.

- Кто поможет мне посчитать гусят?

Учитель повторяет стихотворение и по ходу вставляет картинки с изображением гусят в прорези «озера». Затем один ученик пересчитывает гусей. Весь класс следит за этой работой. Потом пересчитывает гусей учитель, стараясь сделать ошибку, посчитав одного гусёнка дважды. Класс следит за счётом (дети заметят ошибку).

Учитель просит одного из учеников посчитать гусей слева направо, другого – справа налево. Результат получается одинаковый (это задание даёт возможность показать, что предметы можно считать в любом порядке, а также помогает формировать внимание).

2.Коллективная работа со счётным материалом

Отсчитайте 7 кружков.

Отсчитайте 5 квадратиков.

III. Практические упражнения по новой теме.

1. Упражнения с использованием больших и маленьких кубиков (три больших и четыре маленьких).

- Сравните, каких кубиков больше, каких меньше (сначала кубики лежат на столе по отдельным кучкам).

После ответа ученика поставить на каждый большой кубик маленький кубик, значит, их больше, а больших кубиков меньше.

2. Упражнение с использованием кругов разного цвета (4 красных и 5 зелёных) способом прикладывания к каждому кругу одного цвета круга другого цвета.

Один зелёный круг остался, значит, их больше, а красных меньше.

Учитель просит посчитать круги:

- Сколько красных кругов?

- Сколько зелёных кругов?

- Каких меньше?

- Каких больше?

3. Упражнение на соотношение предметов, лежащих в коробках (например, шаров или яблок, по 6 штук в каждой коробке).

Учитель спрашивает, где больше шаров. Выслушав ответы детей, учитель одновременно вынимает по одному предмету из обеих коробок. Дети увидят, что обе коробки пустые. Значит, шаров в коробках поровну. Или можно сказать, что в левой коробке шаров столько же, сколько в правой. А сколько шаров в левой коробке? (Считают вслух.) А сколько шаров в правой коробке?

IV.Игра «Доскажи словечко».

У отца сыночек странный,

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? …

V.Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Руки вверх, прогнуться назад.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Наклоны вперёд.

Руки вытянул, согнул,

И по улице шагнул.

VI.Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 10. Героев какой сказки вы видите? Как звали поросят? Я вам предлагаю провести математическое исследование. Готовы? Итак, рассуждаем:

Домиков столько же, сколько…

Поросят столько же…

- Что можно сказать о количестве домиков и поросят? Какие слова нам помогали сравнивать?

- Посмотрите на рисунок внизу странице. Сколько вы видите красных треугольников? Скажите, квадратов больше или меньше, чем треугольников?

- Посмотрите на фигуры на нижней картинке. Назовите их.(Красные круги и зелёные круги.)

- Как расположены круги? (Друг под другом.)

- Что вы скажете о красных кругах? (Их меньше, чем зелёных.)

- Что вы скажете о зелёных кругах? (Их больше, чем красных.)

- Что нужно делать, чтобы кружков стало поровну?(Нужно добавить один красный кружок или убрать один зелёный.)

Дети выполняют работу. Делают вывод, что красных кружков стало столько же, сколько зелёных.

- Что помогло сравнить количество кругов? (То, что круги расположены парами, друг под другом. Видно, что у одного зелёного круга нет пары, значит, зелёных кругов больше, а красных меньше.)

- Продолжаем исследование. Рассмотрите рисунки на полях. Кто изображён?(Матрёшки.)

- Расскажите, как составлены пары? ( Вверху рядом с большой матрёшкой стоит маленькая. В середине – матрёшки одинакового размера. Внизу – очень маленькая матрёшка и большая. Слева на всех рисунках матрёшки в жёлтых сарафанах, справа – в красных.)

- Каких матрёшек больше? Каких меньше? Каких столько же?

- А теперь отправимся в гости к доктору Айболиту. (с.11)

- Расскажите, кого лечит Айболит?

- О чём или о ком можно сказать столько же? Больше? Меньше?

- Рассмотрите рисунок на полях. Определите, как можно продолжить эти бусы. Рассуждайте в парах. Составьте такие бусы у себя на партах, используя круги из конвертов.

VII.Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

VIII.Работа в тетради №1.

- Откройте тетрадь №1 на странице 6. Посмотрите на верхний рисунок. Что изображено? Каких листьев больше? На сколько дубовых листьев больше, чем берёзовых? На сколько берёзовых листьев меньше? Надо ли вновь пересчитывать?

-Возьмите простой карандаш и дорисуйте берёзовые листья так, чтобы их стало столько же, сколько дубовых.

-Кто может сказать, что надо сделать под вторым кружочком? Выполните задание ручкой.

-Какие грибы растут под берёзами? (Подберёзовики.)

-Какого цвета у них шляпки? (Коричневого.)

- А какие ещё грибы вы знаете? Найдите задание с грибами. Что изменяется? (Размер грибов.)

- Что нужно сделать? ( Раскрасить шляпки так, чтобы менялся их цвет.)

- Выполните задание. Посмотрите, что получилось, как изменяются грибы?

- Сколько светофоров в третьем задании? Для чего нужны светофоры? А где ещё можно переходить улицу? Кто прочитает задание? Раскрасьте нужные «глаза» у светофоров.

- Какие узоры нужно дорисовать в последнем задании на этой странице?

IX.Итог урока.

- Всем ли мальчикам есть пара – девочка7 Что можно сказать о числе мальчиков и девочек? (Столько же, больше или меньше?)

-Достигли ли мы целей урока?

- Проверьте себя, выполните задание на странице 11.

-Чему вы сегодня научились на уроке?

-Урок окончен.

Билет 3

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена а основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Прогулка-наблюдение “ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ”

Цель: находить математику вокруг себя, везде.

Задачи:

• изучать свойства предметов, с помощью которых выделяются признаки

предметов: цвет, форма, размер;

• формировать у учащихся приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

• дать возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе программного материала;

• адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;

• способствовать совершенствованию мышления, речи;

• поддерживать и углублять интерес к учению.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.

2. Беседа. Посмотрите вокруг.

- Какое время года наступило? (Осень)

- Что вы видите такого, что позволяет вам так считать? (Ответы детей.)

- Попробуйте отгадать загадку:

Падают с ветки золотые монетки.

- Что это такое? (Листья).

- Представили, что вы осенние листочки и повторяйте слова и движения вместе со мной.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

(Руки в стороны.)

(Присели.)

(Встали.)

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

- Сейчас вы погуляете среди деревьев и наберете разных листочков, а потом соберетесь около меня

3. Формирование новых знаний.

Задание 1.

- Как много красивых листочков подарила нам осень! Они разного цвета, формы, размера. Пусть каждый из вас выберет любые два листика, но одинакового цвета.

Дети выполняют задание и становятся в круг вокруг учителя.

Учитель. Кто хочет показать свои листочки? (Дети показывают свои листики).

- Назовите, какого они цвета.

Учитель. А теперь поднимите руки все, у кого желтые листочки. Кто ошибся?

- Красные листочки? Кто ошибся?

- Зеленые листочки? Кто ошибся? Никто не ошибся! Молодцы!

Задание 2. Учитель подзывает к себе троих учеников. У всех листочки разного цвета: зеленые, красные, желтые.

Учитель. Сейчас мы с вами разобьемся по группам: по выделенному признаку – цвету листочков: зеленые, красные, желтые.

- Посмотрите еще раз, какого цвета у каждого из вас листочки. Как только я дам команду, каждый бежит в свою группу.

Посмотрим, какая группа выполнит задание правильно и быстрее.

- Раз, два, три – беги! (Каждый ученик бежит в свою группу, либо в группу с желтыми листочками, либо с красными или с зелеными).

- По какому признаку объединялись в группы? (По цвету)

Аналогично проводится игра “Кто быстрее?” при знакомстве с размером.

Учитель. Выполняй мою команду: “На две группы “Большие и маленькие” разделись!” (Дети выполняют команду.)

- По какому признаку сейчас разбивались на группы? (По размеру)

Учитель. А сейчас мы с вами разделимся по другому, но для этого вам надо отгадать загадки. Слушайте:

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красный наряд.

- Догадались? Это рябина. Посмотрите, какой формы у нее листочки. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в группу.

- Слушайте вторую загадку:

По весне в лесу высоком,

На опушке и в глуши

Всех я вкусным, сладким соком

Угощаю от души.

- Узнали это дерево? Да, это береза. У кого есть листики этого дерева, соберитесь во вторую группу.

- Предлагаю третью загадку:

А когда наступит осень,

Он, красавец молодой,

Весь зальется солнцем

И станет покорять своею красотой.

- Угадали, о каком дереве идет речь? Это клен.

- Посмотрите, какие у него листочки: резные, красивые. На что похожи? Верно, листья клена похожи на звезды. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в третью группу.

- По какому признаку объединялись в группы? (По форме)

- Скажите, по какому признаку разбивались на группы? Чем наши листики отличались? (Цветом, размером и формой).

Следует иметь в виду, что могут остаться дети, у которых листочки другого цвета или другого размера и другой формы. Их следует объединять в отдельную группу: “разный” цвет, “разная” форма, “разный” размер.

Игру “Ищу свою группу” можно провести в другом варианте. Ученик находит листочек того дерева, название которого он знает. После того, как все дети выберут листочки, каждый ищет свою группу.

Игра “Кто самый внимательный?”

- Посмотрите внимательно на наше школьное здание. Найдите объекты одинаковой формы и размера.

- А что можно сказать об окнах спортивного зала и окнах первого этажа? Об окнах в бассейне и физкультурного зала на первом этаже?

- Посмотрите на двери входные и запасные. Что можете сказать?

- Посмотрите на спортивную площадку. Что вы можете сказать о воротах на футбольном поле? (Ворота одинакового размера, цвета и формы.)

А что можете сказать о турниках? Шведской стенке? (Они одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера.)

Итог урока.

Вы, ребята, меня сегодня удивили. Вы были на уроке очень внимательны!

Что запомнилось больше всего?

Билет 4

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

• свое имя, фамилию и отчество;

• свой возраст и дату рождения;

• фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

• имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

• свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);

• страну, в которой живет, и ее столицу;

• основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

• основные цвета и их оттенки;

• части тела человека;

• предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);

• профессии, виды спорта;

• виды наземного, водного, воздушного транспорта;

• известные русские народные сказки;

• великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

• знать цифры от 0 до 9;

• уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);

• уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;

• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);

• уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

• уметь сравнить количество предметов в двух группах;

• решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

• знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);

• уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;

• ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Конспект урока по математике. 1 класс

Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Цели: Уточнение и формирование представлений: «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между»;

упражнение в определении последовательности временных представлений;

закрепление умения считать предметы, сравнивать группы предметов.

Задачи:

Образовательные.

· формировать у детей временные и пространственные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между»;

· научить определять последованность временных представлений;

· закрепить умения считать предметы, сравнивать группы предметов.

Воспитательные.

· способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

Развивающие.

· развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;

· развивать временные и пространственные представления.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, иллюстрация сказки, учебник, рабочая тетрадь №1.

Ход урока

I. Организация класса на работу.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Садитесь.

II Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, вспомните, с какими пространственными представлениями мы познакомились на прошлом уроке?

(- Мы познакомились с понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз».)

1) Минутка чистописания

- Откройте рабочую тетрадь №1 на стр. 4

- Что нужно сделать?

Ответ: надо провести линии ручкой по пунктиру

2) Упражнение в умении считать предметы и сравнивать группы предметов.

- Сейчас мы с вами поупражняемся в умении считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов.

Работа с математическим набором

- Посмотрите на доску.

- Сосчитайте и покажите, сколько здесь кругов, квадратов.

- Каких фигур больше? На сколько? Как вы это определили?(- На наборном полотне 7 зелёных квадратов, во втором – 5 жёлтых кругов

- квадратов больше на два

- можно пересчитать, можно составить пары.)

- Что нужно сделать, чтобы фигур было поровну? (- добавить 2 жёлтых круга или убрать 2 зелёных квадрата.)

- Положите перед собой треугольников столько, сколько на доске квадратов.

- Поднимите второй слева треугольник, уберите его.

- Поднимите третий справа треугольник, уберите его.

- Выложите 5 кругов.

- Чего больше: кругов или треугольников?

Докажите, что их поровну.

- Молодцы! Правильно, двигаемся дальше.

Физкультминутка

- Устали? Уберите фигуры и встаньте. Сейчас мы немножко отдохнём и вспомним тему прошлого урока. Приготовились. Начали.

- Повернитесь вы направо,

А потом ещё направо,

Вот теперь уже налево,

И потом ещё налево.

Глазки к верху поднимите,

Сразу к низу опустите.

Правой ручкою направо,

Стену класса покажите.

Левой ручкою налево,

Мне окошко покажите.

Ну, и живо руки вниз,

И за парту ты садись!

- Чтоб здоровым, сильным быть,

И здоровье сохранить.

Нужно жить по распорядку,

Утром делать всем зарядку.

Быть весёлым, энергичным,

Не дружить с плохой привычкой.

И расти день ото дня,

Соблюдая ……..?

(- Режим дня.)

- Ребята, а какие режимные моменты вы знаете?

- Вы их все соблюдаете?

3) Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний

Работа с иллюстрацией в учебнике

- Сегодня на уроке мы постараемся помочь зайчишке Степашке.

- Откройте учебник математики на стр.10

- Посмотрите на рисунки с зайчиком. Правильно ли их расположили? Почему?

( Нет. -Они расположены не последовательно.)

- Что было сначала?

- Что произошло потом?

- Что зайка делал раньше: завтракал или шёл в школу?

- Что было позже: сон или зарядка?

- Что нужно сделать, чтобы Степашка правильно выполнить режимные моменты?

- Почему вы решили, что расположили картинки верно?

- Ребята, а вы сами соблюдаете режим дня?

- Молодцы?

- Ребята, а в каких ещё ситуациях нам пригодится знание временных и пространственных представлений?

- Ребята, посмотрите на картинки, которые нарисованы слева страницы.

- Что у этих картинок одинаково?

- Чем они отличаются?

- Правильно! Молодцы!

Физкультминутка

III. Закрепление нового материала.

1) Упражнения по закреплению пространственных и временных представлений

- Продолжаем, вы любите сказки?

- Из какой сказки эти строчки: «- Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл»?

Ответ: это русская народная сказка «Колобок».

- К доске выходят пять человек. Вы будете героями сказки: Колобок, волк, заяц, медведь, лиса.

- Кто из них встретился колобку раньше всех , вторым, третьим. последним?( - Первый-заяц, второй – волк, третий – медведь, последний – лиса.)

- Постройтесь в таком порядке.

- Что произошло с Колобком? - Его съела лиса.

- А почему это случилось? - Он ушёл от бабушки и дедушки.

- Какой из этого можно сделать вывод?

- Молодцы! Я думаю, вы без взрослых не будете гулять в незнакомых местах.

- Продолжаем путешествие по сказкам.

- Героев, какой сказки вы видите на иллюстрации?

- Давайте составим вопросы для определения кто за кем пришел, и ответим на них. Поработайте в парах.

Хорошо! Молодцы!

IV Повторение пройденного материала.

- Сейчас поиграем в игру «Передвигалки»

- У вас на столе лежит лист бумаги, это поле по которому будем передвигаться. Положите его перед собой.

- В центр положите ластик. Передвиньте ластик на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево.

- Где оказался ластик?

Продолжаем. Передвиньте ластик на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево.

- Где мы оказались?

- А теперь на две по диагонали.

- Кто знает, как это делать?

- Где оказался ластик?

- Понравилась игра?

- Чему учит эта игра?

- Что она напоминает?

V. Итог урока. Рефлексия

У. Опишите сегодняшний урок с помощью слов "раньше", "позже", "сначала", "потом".

Чему мы сегодня учились?

Д. Составлять рассказы, с использованием слов "раньше", "позже", "сначала", "потом".

Билет 5

1.Психологическая адаптация детей в первом классе

Целью адаптационного периода в первые 2-3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.

Задачи: воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество); формирование навыков общения.

Управление процессом адаптации можно рассматривать в нескольких направлениях.

Для достижения успешности процесса адаптации начинается работа над общеучебными умениями и навыками:

• учебно-организационными;

• учебно-коммуникативными;

• учебно-интеллектуальными;

• учебно-информационными.

Социально-психологическая адаптация первоклассников

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями

Наши рекомендации