Модель адаптивного контроля знаний
Профессором Л. А. Растригиным [35] было предложено рассматривать процесс обучения как процесс управления сложной системой. Аналогично можно представить и процесс управления адаптивным контролем знаний (рис. 5.3).
Блок «Алгоритм контроля» выполняет следующие функции:
- анализ деятельности студента (проверка правильности его ответов и
выполняемых действий);
- управление процессом контроля знаний на основе выбранного метода;
- определение результатов контроля, которое обычно сводится к выставлени
оценки студенту.
База знанийсодержит методы и (или) модели процесса контроля, а также совокупность знаний предметной области. База данныхвключает в себя наборы вопросов и задач, предназначенных для проверки знаний студента и (или) данные для формирования заданий. Контрольные задания могут генерироваться также автоматически на основе БЗ. База данных и база знаний совместно с моделью студента образуют репозиторий системы контроля.
IK
R2
|
Рис. 5.3. Модель адаптивного контроля знаний
Модель студента содержит разнообразную информацию о студенте: предысторию обучения, результаты текущей работы (тип выполненных заданий, время выполнения заданий, число обращений за помощью и т. д.), личностные психологические характеристики (тип и направленность личности, репрезентативная система, способность к обучению, уровень беспокойства-тревоги, особенности памяти и др.), общий уровень подготовленности и другие.
Формировщик вопросов и задач используется для формирования и выдачи студенту очередного задания (вопроса или задачи).
Контроль знаний (КЗ) осуществляется следующим образом: студент выполняет предложенное задание, и результат его работы помещается в модель студента. Блок «Алгоритм контроля» на основе анализа ответа студента, целей контроля Z и используемого метода его проведения, учитывая внешние ресурсы R1 (например, возможности системы контроля) и внутренние ресурсы студента R2 (например, время контроля), а также состояние среды Dx, определяет параметры предлагаемого задания. Формировщик вопросов и задач, получив от «Алгоритма контроля» данные о параметрах следующего задания, выбирает из БД и (или) БЗ необходимую информацию I, формирует текст задания и выдает его студенту. В простейшем случае работа этого блока сводится к выбору нужного вопроса или задачи из базы данных. При некоторых видах контроля (например, при текущем КЗ или самопроверке) может быть предусмотрена обратная связь К, которая состоит в выдаче комментария на ответ студента.
Таким образом, для управления адаптивным контролем знаний необходимо наличие:
- методы и модели организации (проведения) контроля;
- модели определения и оценки знаний, умений и навыков студента по
результатам выполнения контрольных заданий.