Основные этапы процесса организации.
В организационной деятельности можно выделить три основных направления:
1) определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;
2) взаимоотношение полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;
3) формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на подразделения и установление связей между ними.
Процесс организационной деятельности включает след основные этапы:
1 этап - выявление и классификация видов деятельности, необходимых для достижения целей.
2 этап - группировка видов деятельности исходя из максимального эффективного использования имеющихся ресурсов
3 этап - формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление за ними групп видов деятельности
4 этап - наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными для достижения стоящих перед ними целей.
5 этап - определение оптимальных норм в принятии и реализации управленческих решений.
6 этап - определение вертикальных и горизонтальных связей в структуре управления между подразделениями и отдельными должностями, а также установление направлений движения информационных потоков.
7 этап - оформление и утверждение регламентирующих документов (регламентация).
Реализация организаторской функции требует от руководителя таких качеств и способностей, как умение правильно оценивать возможности людей, налаживать их совместную работу, правильно строить с ними взаимоотношения, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, проявлять находчивость, требовательность и настойчивость в достижении целей.
37. Делегирование полномочийозначает передачу задач и полномочий опред лицу, кот принимает на себя обязат-во их выполнения.
Преимущества делегирования:
а) руководитель освобождается от выполнения рутинной работы.
б) делегирование полномочий явл своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способ max использованию их знаний и опыта.
в) делегирование явл большим стимулом в работе подчиненных, кот начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности.
Если какому-либо работнику в организации делегируется выполнение определенных задач, организация должна предоставить ему и необх для этого ресурсы, поэтому вместе с задачами руководитель вынужден делегировать и соответствующий объем полномочий.
Полномочия – это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.
По характеру полномочий приято различать два основных типа организационных полномочий:
Линейные полномочия - полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Штабные полномочия-право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности.
Ответственность– это обязательство работника выполнять задачи, присущие заним должности, и отвечать за результаты своей деят-ти.
При этом различают:
Ответственность руководителя – обязательство отвечать за выполнение задач и результаты труда подчиненных ему работников.
Ответственность исполнителя – это обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за рез-ты своего труда.
Ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетв) завершение работы.
Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
38. Сущность и содержание функции мотивации: мотивы, стимулы, вознаграждение
Мотивация – процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду.
Основные понятия теории мотивации – это потребности, мотивы, стимулы и вознаграждение.
Потребность - это нужда человека в чем-либо.
Мотив – это то, что побуждает человека действовать определенным образом. Вызвать действие определенных мотивов способны стимулы.
Стимулы– это своеобразные рычаги воздействия на человека, которые в значительной мере предопределяют поведение работников в организации.
Стимулы всегда должны носить характер вознаграждения, т.е. представлять определенную ценность для конкретного работника.
Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Существует два главных типа вознаграждения: внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение дает человеку сама работа (служба). Например, это чувство достижения результата, самоуважения, значимости и содержательности работы.
Внешнее вознаграждение дается человеку организацией за результаты работы, н-р поощрения, премии, продвижение по службе, похвала и признание.
Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым результатом (конечным или промежуточным), поэтому оно должно отражать вклад в него, быть справедливым, побуждать его в будущем работать еще лучше.