Формирование организационной структуры.
Процесс формированияорганизационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс включает в себя три основных стадии.
1. Формирование общей структурной схемы имеет принципиальное значение, поскольку в ней отражаются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы управления.
2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними – предусматриваются организационные решения в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, а также по самостоятельным (базовым) подразделений аппарата управления. Между ними распределяются задач организации, определяются внутриорганизационные связи. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, отделения, бюро, управления, сектора, лаборатории и т.д.), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно–целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
3. Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Определяется состав внутренних элементов базовых подразделений (групп. участков и должностей), а также проектная численность подразделений. Распределяются задачи и работы между конкретными исполнителями, устанавливается ответственность за их выполнение. Разрабатываются процедуры выполнения управленческих работ в подразделениях. Делаются расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
При формирования организационной структуры управления организации осуществляется, в частности:
- анализ и разделение управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие функции, задания;
- синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия;
- создание специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;
- разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления.
В зависимости от признаков и критериев разделения организации на блоки (подразделения) принято различать функциональную, территориальную, производственную, проектную и смешанную департаментализацию. Функциональная департаментализация предполагает группирование работников и деятельности в соответствии с функциями, выполняемыми в рамках организации. К числу такого рода функций относятся производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом, сбыт, научные исследования и т.д.
Территориальная департаментализация означает создание групп работников на базе определенной территории, где в той или иной форме осуществляется деятельность организации. Территориальное деление особенно важно для больших организаций, поскольку физическая разобщенность деятельности вызывает трудности координации. Производственная департаментализация – предусматривает группирование работников и деятельности на базе продукции определенного вида. Этот тип департаментализации актуален также для больших компаний, где имеется диверсифицированное производство. Проектная департаментализация – исходит из того, что деятельность и персонал сосредоточены в подразделении на временной основе. Подразделение создается обычно на время работы над проектом. После завершения проекта персонал, занятый на временной основе, переводится в другие департаменты или привлекаются к другим проектам. Руководитель проекта отвечает за все виды деятельности в рамках выполнения проекта – от его начала и до завершения. На практике для оптимизации управления и деятельности крупных организаций применяется смешанная департаментализация, которая отражает наличие различных регионов деятельности организации, особенности и масштабы диверсификации производства, наличие масштабных проектов в деятельности организации.
Существуют и другие подходы к построению управленческих структур, которые вырабатываются с учетом специфики их целей и задач. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых. Они зависят от стадии жизненного цикла организации, уровня разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации и т.д. Так, структура управления крупными предприятиями обычно более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух работников организации (обычно руководителя и бухгалтера). По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья - по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п. необходимым становится построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни управления.
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.
Организационная структура управления в любой сфере деятельности предполагает наличие соответствующих органов управления. Орган управления представляет собой элемент организационной структуры управления, выступающий в качестве его коллективного субъекта. В составе органа управления выделяется аппарат управления. Аппарат управления— это структурно и организационно оформленная совокупность работников, объединенных в подразделения, на которые возложено выполнение определенных функций по управлению и обеспечению управленческой деятельности руководителей организации (руководящего состава).
Аппарат управления в организации включает в себя:
- собственно руководящий состав;
-специалистов-управленцев,выполняющих работу по подбору и подготовке кадров, по подготовке проектов решений, по анализу поступающей информации, по контролю за состоянием и эффективностью управления и другие управленческие функции (сотрудники аналитических, кадровых,инспекторских, кураторских и иных подобных подразделений);
- технический персонал, обеспечивающий реализацию технических аспектов управления, в частности осуществляющий накопление и обработку информации с помощью средств вычислительной техники (работники бухгалтерии, а также информационных, архивных подразделений и др.);
-вспомогательный персонал, выполняющий функции информационного обслуживания управленческой деятельности(работники секретариатов, копировально-множительных бюро, библиотек и т.п.);