Формирование церковной иерархии и организационной структуры

Наблюдаются изменения в структуре отдельных христианских общин (Послание Павла к Тимофею – видно, что уже четко выделяются саны епископов и дьяконов; в Послании содержится «программа» по "работе миссионера с кадрами" и по отношению к клиру; дается разъяснение, кто такие епископы, диаконы и каковы должны быть их качества – не функции, а именно качества; так, о епископах – «…если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом…»; о диаконах – «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения. Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.» О епископах сходное суждение читаем и в послании Павла к Титу на Крите – «…епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать»).

Особенно ценные свидетельства о переменах в раннехристианских общинах содержатся в апокрифических произведениях II в.[4], например, в I послании к коринфянам Климента Римского(† ок. 101 г.): поводом для послания стал раздор в коринфской общине, когда часть членов общины выступила против епископа, а пресвиторы, сохранившие авторитет, должны были принять решение по спорной ситуации; Климент Римский резко критикует тех, кто не повинуется епископам – эти люди ставят себя вне церкви («…не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства…»).

У Игнатия Антиохийского обосновывается даже святость епископского сана, поскольку епископы были поставлены самими апостолами или волей божьей.

В Учении двенадцати апостолов (или Дидахе), датируемом второй четвертью II в., встречаются настоятельные призывы не доверять бродячим лжепророкам и столь же настоятельные требования почитать епископов и диаконов.

Другой источник – «Пастырь» Гермы (один из 70 апостолов – скорее всего, первая половина II в.) – прямой апофеоз церкви, символический сюжет: автору снится сон, он видит строительство великой башни на водах, составляемой из блестящих квадратных камней. Это – метафора Церкви, так как воды при основании означают крещение. Шесть юношей, приносящих камни, это ангелы. Сами камни - это люди; те кто кладутся в основание - праведники, те кто отбрасывается - грешники. Вокруг башни стоят 7 женщин: Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь. При завершении строительства башни наступит конец света.

Таким образом, на протяжении II в. свершилась важная метаморфоза в организационной жизни первоначальных христиан: их общины обрели определенное административное устройство.

Одновременно с организационным оформлением христиански общин стала нарастать тенденция к вселенскому объединению этих общин в одну церковь, которая властно взяла в свои руки распоряжение дальнейшими судьбами христианского движения, и в первую очередь урегулирование отношений как внутри самих христианских общин между различными слоями и идейными направлениями, так и между христианством и античным государством. Первое оказалось связанным с борьбой церкви против разнообразных еретических отклонении от ортодоксального христианства, второе настоятельно диктовалось необходимостью преодоления конфликта христианства с государственной властью.

Приведенные примеры дают основание говорить о том, что христианство постепенно становится организационно оформленным течением; формируется организационная структура, отличающаяся от религиозной общины, основанной лишь на авторитете пророков, проповедовавших откровения, и апостолов, повторявших устную традицию, восходившую к первохристианам (и даже самому Иисусу).

На смену зыбкому и неопределенному руководству, воплощенному в лице пророков и апостолов, нередко бродячих, не имевших ни точной «приписки» к определенной общине, ни четких функций, приходит административная верхушка, так называемый клир, представленный группой должностных лиц с более или менее четкими правами и обязанностями, т.е. параллельно с развитием абстрактного понятия церковь происходило усиление власти клира внутри общин (именно они решали повседневные вопросы, связанные с поведением верующих, с разрешением теоретических и практических споров, с проведением обрядов – прежде всего причащения).

Первоначально клирики: епископы, пресвитеры, диаконы – выбирались. Но чтобы эти выборные должности получили авторитет, существовал обряд рукоположения, когда их посвящали в сан другие епископы и пресвитеры. Рукоположение как бы передавало благодать, некогда полученную от самих апостолов, новому поколению руководителей христианских общин.

Если первоначально во главе христианских общин стояла группа влиятельных (часто харизматичных) руководителей – старейшин, то во II в. из старейшин – пресвитеров уже совершенно определенно выделяется высшее должностное лицо – епископ. Он совершал обряд причащения, рукополагал других, представлял свою общину в отношениях с другими христианскими общинами.

Выделение епископата было связано и со стремлением сконцентрировать в условиях разброда авторитет у одного лица, достичь единства, но этого можно было добиться только при условии: одна вера – одна церковь – один порядок. Этот порядок должен был соответствовать порядку небесному: один Бог – один епископ (важный источник в этом отношении – 7 посланий разным христианским общинам епископа Антиохии Игнатия-Богоносца (осужденного при императоре Траяне его заковали в кандалы и отправили в Рим, где он должен был погибнуть на арене амфитеатра во время травли диких зверей). Епископ Игнатий в своих посланиях проводил следующую мысль: если есть санкция епископа, значит есть санкция Бога; без епископа и клира нет церкви.

В течение II в. епископы постепенно становятся единоличными руководителями во многих общинах. Этому способствовал приток в общину людей состоятельных и образованных, способных взять на себя руководство и организационной, и вероучительной стороной (были, конечно, и выходцы из низов: епископ Рима Каллист был рабом).

В члены клира избирались люди, которых общее мнение считало наиболее достойными - особых учреждений для подготовки к должности не существовало (подготовка имела практический характер - отсюда видимо позднейшее восприятие клира как особого духовного сословия).

Вопроса об обеспечении клира в Церкви этого периода не существовало. Выбирались часто люди зажиточные, которые сами приносили в Церковь пожертвования. Со временем установился взгляд, что священному сану не следует заниматься мирскими ремеслами; сыграл роль и тот факт, что постепенное усложнялась внутренняя жизнь общины. Все это привело к утрате возможности представителям клира зарабатывать на жизнь. Их содержание было отнесено на счет добровольным приношений верующих, т.е. представители клира стали жить за счет общины (в V в. епископ получал ¼ часть доходов своей епархии, остальной клир – ¼; вторая половины доходов шла на строительство и поддержание церковных зданий, помощь бедным и т.п.).

Обстоятельства диктовали тот факт, что в число клириков выбирали людей очень зрелого возраста. Это предрешало вопрос о недозволительности брака для посвящаемых, с одной стороны, и предполагало исключение из клира двубрачных и трибрачных.

Еще один вопрос в сфере отношений клира и мирян: различие положения уже в этот период существовало твердо, покушений со стороны мирян в источниках не прослеживается. Так, Тертуллиан утверждал: "Ведь нелепо же думать, что мирянам позволено то, что непозволительно священникам?..Церковный авторитет и почет, освященный восседанием с иерархиею, вот что установило различие между клиром и народом. Поэтому, где нет собрания церковного чина, там ты и совершаешь и возношение и погружение, и один ты сам себе священник...Коль скоро ты носишь сам в себе право священства - на случай необходимости, то следует тебе подчиняться и дисциплине священничества...".

Однако отличая себя от клира как низших от высших, миряне имели право широкого участия в церковных делах. Это было основой важного принципа взаимозависимости клира и мирян: с одной стороны - нравственное влияние клира и доверие народа, с другой - зависимость клира от народа ¾ все важнейшие дела церкви делались мнением клира и согласием присутствовавшего народа. Формы строго выработаны не были; не известно, как решался вопрос, когда клир и мир безнадежно расходились во мнениях. Но у нас и нет таких сведений.

Постепенно в ведение епископов перешли вопросы организации богослужения, возможность высказывания по вероучительным вопросам, право накладывать дисциплинарные взыскания единоличной собственной властью и с помощью судей (со II в. один из главных вопросов – отношение к падшим; церковь приняла на себя функцию не только наказания, но и прощения, т.е. отпущения грехов, что по представлениям первых христиан мог делать только Бог). Это правило еще более отделило клир от остальной массы верующих, которые постепенно переставали ощущать себя единой общиной избранных. Такими избранными становились руководители церкви.

Такая ситуация была вызвана и отождествлением клира и церкви, и сложной обстановкой – гонениями, когда людям нужен был кто-то, кто простил бы падших сейчас и принял обратно.

Важной функцией епископов было управление имуществом.

Епископы же производили и отбор священных книг. Ириней Лионский писал, что епископы различных мест являются преемниками апостолов и их преемственность является авторитетным источником толкования Священного Писания. Особую роль в апостольской преемственности, как писал Ириней Лионский, занимает единодушное согласие среди епископов, которое является критерием истинности.

Таким образом, в руках епископа оказались функции вероучителя, пророка и надзирателя. Истинность христианского учения уже определялась не устной традицией и даже не писаниями апостолов, а словом и решением епископа. Не все христиане признавали авторитет епископов (как реакция на усиление епископата развилось движение монтанистов).

Процесс распространения христианства шел в обстановке борьбы между общинами и внутри них. Однако христианство привлекало людей, прежде всего ощущением общности. Потребность в единстве, с одной стороны, и распространение христианства – с другой, порождало уверенность, что если один христианин и мог проявить слабость и быть нетверд в вере, то единение христиан обладает «духом святым» и божией благодатью.

В этих условиях происходит абстрагирование понятия община – экклесия. Это теперь не просто конкретная община, а всеобщая организация христиан, связанная с Богом церковь (само понятие появляется в сочинениях середины II в.).

Так, в «Пастыре» Гермы образ церкви – башни складывается из тех, кто поддерживает христианское учение. Возникает представление – церковь проявляется в верующих, но не идентичная им; она существует от века. Такой отрыв церкви от конкретных людей стал идеологическим условием, благодаря которому оформилась власть клира – аппарата руководства христианскими общинами.

В развернутом виде концепция Церкви Христовой изложена в послании ап. Павла к эфесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и он же спаситель тела; но, как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем…» (Эфес., 5, 22 слл.).

Следующим шагом в развитии мистического понятия церкви была идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане; Церковь – не может (эту идею обосновал Тертуллиан: церковь получила святой дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины). На этой основе создается новая церковная традиция, отличная от древней традиции первых христианских проповедников: создаются списки руководителей общин, восходящие к апостолам; создаются истории об основании каждой крупной общины кем-либо из учеников Христа.

Конечно, возникновение действительной общехристианской организации — Вселенской Церкви — было делом достаточно длительным. Завершилось оно лишь на рубеже III–IV вв., точнее, только ко времени правления императора Константина, однако показательно отражение в апостольских посланиях самой идеи такой организации, что выдавало рано начавшийся процесс христианской консолидации.

Возникает вопрос – существовала ли территориально-административная церковная организация? Основной территориально-административной единицей выступает епископский округ (παροικία). Нам ничего не известно о городских приходах, управляемых пресвитерами. Последние постоянно выступают вместе с епископом; центром религиозной жизни является кафедральный собор. Можно только предположить, что в крупных и густонаселенных городах, например в Риме, вряд ли было возможно богослужение в одном храме; возможно, в каждом городском районе было особое место для богослужебных собраний.

Ничего не известно и о сельских приходах. По сообщению Иустина, первоначально сельские христиане собирались на богослужение в город, но можно предположить, что постепенно создавая свою общину, сельские жители получали и своего епископа.

Более значительных территориально-административных образований - митрополитских округов и патриархатов в данный период мы не наблюдаем. Даже когда Евсевий рассказывает о пасхальных спорах 196 г., когда на соборах Палестинском, Галльском, Греческом, Понтийском и др. председательствовали предстоятели главных городов, главным при их избрании был не территориальный принцип, а личный.

Наши рекомендации