Принципы выработки и принятия
Управленческих решений
Выработка и принятие решения по своей природе - важнейшая аналитическая функция любого субъекта менеджмента, которая пронизывает, связывает воедино весь процесс менеджмента. Основное ее содержание - целеполагание, то есть формирование и выдвижение цели предстоящей деятельности, а также определение возможных и выбор оптимальных способов ее достижения.
Процесс выработки и принятия управленческих решений обладает рядом особенностей:
во-первых, подготовка вариантов решения и выбор наилучшего из них происходит, как правило, в условиях высокой степени неопределенности, то есть при недостаточных знаниях о текущей ситуации и тенденциях ее развития и не всегда ясных представлениях о всех последствиях принимаемого решения;
во-вторых, решения, и подчас самые ответственные, принимаются нередко в условиях жесткого ограничения времени;
в-третьих, на содержание решений существенное влияние оказывают личные качества и интересы лиц, принимавших решение. При этом интересы представителей различных звеньев и уровней менеджмента иногда могут и не совпадать.
Выработка и принятие управленческих решений имеет наиболее ярко выраженный творческий и, как правило, сугубо индивидуальный характер, а потому и реализация этой функции менеджмента значительно труднее других поддается какому-либо регламентированию.
Тем не менее, к какому бы виду не относилось решение субъекта менеджмента, можно выделить некоторые принципывыработки и принятия решений, которые конкретизируют и развивают общие принципы менеджмента. К ним относятся:
- принцип законности, который требует строгого соответствия принимаемых решений законам и другим нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность ;
- принцип правомочности означает, что принимаемое решение должно быть в рамках компетенции данного субъекта менеджмента;
- принцип целенаправленности требует соответствия (подчиненности) принимаемого решения достижению поставленной цели, решению вытекающих из нее задач деятельности;
- принцип политического соответствия обусловливает необходимость обеспечения в рамках законности соответствия (подчиненности) принимаемых решений внешней и внутренней политике государства, жизненно важным интересам личности, общества, государства в сфере обеспечения государственной ;
- принцип своевременности (актуальности)означает, что решение должно быть принято тогда, когда этого требует развитие деловой обстановки (оперативной или управленческой ситуации), когда назрела объективная необходимость в его принятии. Преждевременные решения нежелательны, так как система может быть не готова к восприятию управляющего воздействия. Запоздалые решения вносят дезорганизацию в функционирование управляемой системы, зачастую вообще не дают желаемого результата;
- принцип объективности обусловливает не зависящую от воли и желания субъекта менеджмента необходимость принятия решения, которое было бы адекватно изменениям деловой обстановки, возникшей оперативной или управленческой ситуации (соответствовало бы объективно существующим причинно-следственным связям явлений, процессов, объектов);
- принцип реальностипредполагает возможность исполнения решения в данной конкретной ситуации имеющимися силами и средствами, с учетом наличных ресурсов, в установленные сроки и определенным образом. При отсутствии такой возможности в решении должны быть предусмотрены меры по восполнению имеющихся пробелов (выделению дополнительных сил и средств, получению недостающих ресурсов и т.д.);
- принцип конкретности (точности) требует точной постановки и формулировки цели, задач предстоящей деятельности, четкости изложения решения, не допускающей разночтения, недопонимания, возможности уклонения от исполнения с тем, чтобы полученный результат соответствовал ожидаемому;
- принцип гибкости означает, что принимаемое решение должно предоставлять исполнителю возможность для проявления инициативы и творческого поиска оптимальных способов его выполнения в случае изменения ситуации ("поле свободы действий"), а самому субъекту менеджмента – возможность маневра, при необходимости – и отступления, внесения корректив в принятое решение или перехода на запасной вариант его исполнения;
- принцип соответствия формы решения его содержанию обусловливает необходимость фиксации принимаемого решения в форме, определенной для данного вида решения соответствующими нормативными правовыми актами. При отсутствии такого рода ограничений форма выражения принимаемого решения должна обеспечивать максимальную эффективность управляющего воздействия;
- принцип научной обоснованности предопределяет необходимость использования объективных закономерностей деятельности организации и менеджмента такой деятельностью, научно обоснованных методов выработки и принятия решения. Предполагается также, что принимаемое решение должно быть всесторонне взвешенным и аргументированным;
- принцип оптимальности означает возможность получения при реализации принятого управленческого решения наибольшего эффекта с минимальным риском, наименьшей в данной конкретной ситуации (обстановке) затратой сил, средств, времени и других ресурсов. Оптимальность решения обеспечивается реализацией всех указанных выше принципов.
Принципы выработки и принятия решений в управлении организацией одновременно являются критериями оценки качества таких решений. Важнейшая комплексная характеристика решения – его действенность,отражающая степень достижения намеченного результата. Действенность решения достигается соблюдением указанных выше принципов выработки и принятия решения, четкой организацией исполнения принятых решений, выявляется в процессе осуществления различных видов контроля и оценки деятельности.
Методы выработки решений
В управлении в зависимости от уровня менеджмента в той или иной мере используются самые разнообразные методы выработки решений. Многие из них хорошо известны (аналогия, ассоциация, индукция, дедукция, моделирование и другие общенаучные методы) и применяются без глубокого предварительного осмысливания, интуитивно. Другие (специальные научные методы), в том числе методы экспертного оценивания, многокритериального количественного и качественного анализа, аналогового и имитационного моделирования, построения сценариев, прогнозных графов, деревьев решений, экстраполяции, требуют специальной профессиональной подготовки и используются для выработки сложных, ответственных решений, как правило, на верхнем уровне менеджмента.
Основным (особенно на низовом уровне менеджмента, в деятельности конкретного работника) является ситуационный анализ, ибо непосредственная необходимость принятия решения обусловлена, как правило, возникновением определенной ситуации.
Применительно к деятельности ситуация– это факт, событие, происшествие, которые относятся к деловой обстановке на конкретном участке, направлении деятельности, и в силу возникших противоречий между ее участниками требует принятия адекватного решения соответствующим субъектом управления. Суть ситуационного анализа заключается в применении системного подхода к анализу конкретной оперативной или управленческой ситуации и определении на этой основе соответствующих методов ее разрешения. Для этого необходимо правильно понимать и оценивать ситуацию, выделять ее элементы и отслеживать факторы, оказывающие решающее влияние на развитие ситуации, предвидеть те последствия, которые может повлечь за собой принятие того или иного решения.
Каждая ситуация, согласно системному подходу, характеризуется определенной совокупностью элементов, каждый из которых используется в качестве критерия ее оценки. Важнейшие из них:
- содержание и вид ситуации (суть вопроса, возникшего противоречия, которое требует разрешения, то есть принятия соответствующего управленческого решения);
- носитель ситуации (конкретное лицо, объект, явление, процесс и др.);
- место возникновения (участок или направление деятельности органа, подразделения, работника; определенная территория, объект оперативного обеспечения и т.п.);
- время возникновения, ее продолжительность и динамика (темп, быстрота развития);
- причины возникновения ситуации и условия, способствовавшие ее возникновению и обусловливающие дальнейшее развитие;
- масштаб (круг подразделений, работников, других лиц, затрагиваемых ситуацией и заинтересованных в ее разрешении);
- важность, сложность, перспектива развития ситуации.
Последовательное изучение каждой из указанных характеристик ситуации образует алгоритм ее оценки.
Наиболее сложными с позиций выработки и принятия управленческого решения, являются следующие виды ситуаций:
- проблемная, когда известно, что надо сделать, но неизвестно, как;
- конфликтная, когда интересы носителей ситуации или других ее участников противоположны, а их столкновение сопряжено с негативными или даже разрушительными последствиями для организации;
- ситуация неопределенности, когда нет достаточно полной и точной информации для принятия адекватного решения;
- ситуация риска, когда степень неопределенности настолько велика, что принятие решения сопряжено с опасностьью нанесения вреда охраняемым законом интересам личности, общества или государства, жизни и здоровью участников, ущерба окружающей среде и т.д.;
- экстремальная ситуация, когда развитие параметров ситуации приближается к критическому значению, превышение которого может привести к кризису;
- кризисная ситуация – состояние наиболее концентрированного, бурного и разрушительного проявления параметров ситуации, переломный момент перехода ее в новое качество.
В зависимости от стиля организаторской деятельности, практикуемого субъектом управления, уровня его профессионализма и ряда других обстоятельств (специфика ситуации, недостаток исходной информации и т.п.) решения могут вырабатываться единолично или групповым (коллегиальным) методом. Групповые методы выработки решений (методы Дельфы, мозгового штурма и др.) применяются в сложных ситуациях, когда требуется всесторонняя проработка разноплановых аспектов ситуации, оценка степени риска различных вариантов, возможных негативных экономических и иных последствий принимаемых решений.
Преимущество групповой (коллегиальной, коллективной) выработки решений состоит в том, что каждый участник предлагает свой вариант подготовки и анализа проектов управленческих решений исходит из своей индивидуальной осведомленности, имеющихся у него опыта и знаний. Это позволяет получать адекватное отражение оцениваемой ситуации, всесторонне и критично рассматривать значительное количество возможных альтернатив ее решения, вследствие чего вероятность отыскания наиболее приемлемого (оптимального) управленческого решения возрастает. Организационный эффект коллегиальной работы в процессе выработки управленческих решений выражается также в усилении индивидуальных аналитических способностей и возможностей каждого из участников этого процесса. Использование методов интенсивной коллегиальной мыслительной деятельности позволяет генерировать творческие, нетрадиционные идеи и предложения, необходимые для подготовки и принятия оптимального управленческого решения.