Цели управления организацией
В наиболее общем случае цель – то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий. Цель управления организацией имеет два аспекта:
- поддержание системы управления организации в устойчивом равновесии в случае ее соответствия целям и задачам деятельности и складывающейся деловой обстановке, осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам и изменившейся обстановке;
- изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решения задач деятельности, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.
Оба эти аспекта отражают объективный характер цели управления организацией. Цели управления вторичны по отношению к целям деятельности организации, вытекают из них и определяются их приоритетами. Конкретизация целей управления предполагает декомпозицию цели - построение "дерева целей". В результате появляется ряд частных целей, образующих в совокупности систему целей управления. Построение «дерева целей» осуществляет субъект управления, поэтому оно полностью зависит от знаний, опыта и индивидуальных особенностей субъекта управления. Таким образом, указанное дерево целей носит субъективный характер.
Цели управления могут быть структурированными, легко поддающимся декомпозиции, и слабо структурированными, т.е. плохо или вообще не поддающимися расчленению. Принципиальным образом различаются операциональные и векторныецели. Операциональные цели точно определяют результат управленческой деятельности, т.е. желаемое состояние объекта управления, а также способы, процедуры и сроки его достижения. Векторные цели лишь обозначают желаемый результат и пути его достижения без указания срока и способов деятельности.
По сфере деятельности организации, в которой определяются цели, они могут быть политическими, экономическими, социальными и т.д. По своему значению для организации - стратегическими, тактическими и текущими.
По своим масштабам цели могут быть общими (глобальными) – для организации в целом; специфичными – разработанными в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом подразделении (выражаются в количественных и качественных показателях – рентабельность, норма прибыли и т.д.). Специфичные цели могут определяться по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, объем сбыта и т.д.), по производству (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция и т.д.), по финансам (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения и т.д.), по научным исследованиям и разработкам (новые товары, качество продукции, технологический уровень и т.д.).
Цели должны быть конкретными и желательно измеримыми, достижимыми, взаимоподдерживающими (непротиворечивыми), а также ориентированными во времени. В зависимости от сроков достижения различают долгосрочные (до 5 лет), среднесрочные (2-3 года) и краткосрочные (год и менее) цели управления. Сложность определения в современных условиях долгосрочных и даже среднесрочных целей связана с высокой степенью изменчивости политической и экономической обстановки.
Спектр целей коммерческой организации во многом охватывает следующий ориентировочный перечень:
- повышение контролируемой доли рынка;
- предвидение требований покупателя;
- выпуск продукции более высокого качества;
- обеспечение согласованных сроков поставки;
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- поддержание имиджа организации, в том числе, ее репутации у потребителей.
С практической точки зрения важным является следующее наблюдение: краткосрочные цели более, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации участников управленческого процесса и, следовательно, повышению эффективности их деятельности. В этой связи годовые цели целесообразно представлять в виде совокупности полугодовых, полугодовые – в виде ряда квартальных целей и т.д.
С другой стороны, привлечение работников к разработке стратегических целей способствует улучшению их мотивации к работе, предупреждению конфликтов в коллективе.