Тема 2. Цели и принципы управления организацией (лекция 3)

Основные положения

Миссия. Идея построения организации невозможна без четкого определения и постановки миссии, целей, задач и принципов. Они отражают не только организационное функционирование в целом, но и ту роль организации, которую она играет в обществе.

Миссия организации- ее главная, общественно полезная цель, изначально предопределяющая ее создание и существование

Например, миссией университета является подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующей современным требованиям квалификации.

Миссией хлебозавода является выпуск высококачественных хлебопродуктов, удовлетворяющих спрос различных групп населения.

Без миссии организация существовать не может. Ее правильное определение является условием успешного функционирования организации.

Миссия определяет содержание и количество целей, которые, в свою очередь, не могут быть достигнуты без решения соответствующих задач (рис. 4.1).

Установление миссии, целей и задач базируется на важнейшем свойстве интеллекта – целеполагании, которое присуще только человеку

Миссия организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим функциональным подсистемам организации, какими могут быть: маркетинг, производство, НИР или НИОКР, персонал, финансы, инновации, инвестиции, правовое обеспечение, коммуникации и др.

 
  Тема 2. Цели и принципы управления организацией (лекция 3) - student2.ru

Рис. 4.1. Целевые уровни организации

Цели и задачи. В свою очередь, ключевые цели достигаются на основе решения соответствующих задач. Их количество и содержание зависит от внутренних и внешних ресурсов, ситуации, а также других факторов.

Количество, разнообразие, направленность и масштабность целей и задач в управлении организацией настолько велики, что без системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Это предполагает их определенную классификацию.

По степени важности цели классифицируются на стратегические и тактические. Стратегические цели ориентированы на решение перспективных и масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации, например, достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление производственной базы. Стратегические цели образуют основу стратегии организации.

Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим и отражают как отдельные этапы их достижения, так и определенные направления целевых установок.

По периоду времени, необходимому для их реализации, цели разделяют на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Срочность целей понятие достаточно относительное. Долгосрочность для решения одной проблемы может означать среднесрочность и даже краткосрочность для решения другой проблемы. Чаще считается, что долгосрочные цели рассчитаны на период достижения в 5 и более лет.

По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

К технологическим целям следуетотнести те, реализация которых способствует качественному изменению в технологиях управления, производства, сбыта, например: компьютеризация, внедре­ние гибкихтехнологий, методы участвующего управления, современные маркетинговые системы, современные товаропроводящие сети и т. д.

Экономические целинаправлены надостижение экономической результативности деятельности организации (укрепление финансовой устойчивости, увеличение прибыли, повышение ликвидности капитала и др.).

Производственные цели преследуют высокий уровень организации производства в соответствии с современными требованиями и могут состоять в выпуске тех товаров и услуг, которые пользуются высоким спросом на рынке,повышении их качества, широком внедрении высоких и новых производственных технологий и т. д.

Административные цели предполагают эффективное использование административных полномочий, т. е. достижение высо­кой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны с обеспечением стабильности на известных рынках, расширением присутствия на новых рынках сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов,продлением жизнен­ного цикла товаров и услуг, достижением лидерствавценах ипр.

Научно-технические цели фокусируются насоздании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов, высокой обновляемости производственного ассортимента и производственных технологий.

Социальные цели ориентированы на создание благоприятных условий труда, жизнии отдыха работников, повышение их образовательного иквалификационного уровня, повышение мотивации труда, креативности, инновационного мышления.

Относительно формы выражения можно говорить о целях, характеризуемых количественными показателями и описываемых качественно.

По уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности. Специфические цели устанавливаются для реализации нестандартных проблем на основе нестандартных методов, а также проявляются в тех сферах деятельности, которые не являются основными для организации.

Соотношение миссии, целей и задач в теории и практике управления организации известно под названием «дерево целей».

Наши рекомендации