История развития электропривода
История развития электропривода
1834 г. – академик Якоби создал первый двигатель постоянного тока, работающий от гальванической батареи;
1838 г. – этот двигатель использовании в первом ЭП (катер; 12 – 14 человек; испытан на Неве; не нашел применения из-за отсутствия источников питания);
1889 г. – Доливо – Добровольский изобрел систему трехфазного переменного тока;
1891 г. – Доливо – Добровольский изобрел асинхронный двигатель;
22 дек. 1920 г. – план ГОЭЛРО – электрификация страны.
Теорию электропривода разработали: Голован, Ринкевич, Попов, Чиркин.
1.2 Основные направления развития электропривода
1. Разработка и выпуск комплектных ЭП с использованием совершенных преобразователей и микропроцессорного управления.
2. Увеличение надежности, унификации и улучшение энергетических показателей ЭП.
3. Расширение области применения регулируемого асинхронного ЭП.
4. Использование ЭП с новыми типами электродвигателей (линейными, шаговыми, вентильными).
5. Создание математических моделей и алгоритмов технических процессов, машинных средств проектирования ЭП.
6. Подготовка инженерно – технических ресурсов и научных кадров, способных проектировать, создавать и эксплуатировать современные автоматизированные ЭП.
1.3 Структурная схема электропривода
Элктропривод – электромеханическая система, состоящая из электродвигателя, преобразователя, передаточного и управляющего устройств, предназначенных для приведения в движение ИО рабочей машины и управления этим движение (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Структурная схема электропривода.
Механика электропривода
Статические характеристики двигателей постоянного тока независимого возбуждения
На рисунке 3.1:
Rя = rоя + rко + rдп + rщ,
где rоя – обмотки якоря;
rко – компенсационной обмотки;
rдп – добавочных полюсов;
rщ – щеточного контакта;
R = Rя + Rд – сопротивление якорной цепи
Принимаем следующие допущения:
1) реакцией якоря пренебрегаем;
2) момент на валу двигателя равен электромагнитному моменту.
Для вывода формул воспользуемся основными формулами:
U=E+IR (1),
E=kФω (2),
M=kФI (3),
где Ф – магнитный поток;
k – конструктивный коэффициент машины , k=pN/(2πa)
Подставим формулу (2) в (1):
U=kФw+IR,
Получаем уравнение электромеханической характеристики ω=f(I),
Выведем уравнение механической характеристики ω=f(М). Из формулы (3) выразим ток , а затем подставим в формулу (4):
Характеристики линейны, их можно совместить, т.к. М~I
Характерные точки:
1) точка А – точка идеального холостого хода;
I=0, M=0, U=E;
2) точка В – точка короткого замыкания;
ω=0, E=0,
Режим к.з. машины соответствует неподвижному состоянию якоря при поданном напряжении якоря, а не замыканию его цепей друг с другом или на корпус (пример – момент пуска).
Расчет резисторов
Задача 3.2 ДПТ НВ | Из предыдущего расчета (см. пример расчета естественных характеристик): ωн=131 рад/с kФн=3,05 В·с Мн=2290 Н·м ω0=144 рад/с 1. Номинальное ЭДС, В Ен= kФн·ωн Ен =3,05·131=400 2. Номинальное КПД 3. Сопротивление якоря, Ом 4. Сопротивление добавочное, Ом | ||||
Дано: Р=300 кВт Uн=440 В nн=1250 об/мин Iн=750 А Динамическое торможение ω=ωн Iт=1,5Iн | |||||
Rдоб. -? | |||||
Задача 3.3 | |||||
Дано: Этот же ДПТ; Режим противовключения ω = 0,7ωн Iт=1,7Iн | Из предыдущих расчетов: Rя=0,03 Ом Eн= 400 В 1. Добавочное сопротивление, Ом: | ||||
Rдоб. -? | |||||
Задача 3.4 Дано: Этот же ДПТ; Пуск двигателя U=Uн Iпуск=2,5Iн | Из предыдущих расчетов: Rя=0,03 Ом 1. Добавочное сопротивление, Ом: | ||||
Rдоб. -? | |||||
Механические характеристики
Уравнение механической характеристики:
(*)
Исследуем зависимость на экстремум,→ , получаем две максимальные точки: Мк, sк – критические.
(+) – s >0 (двигательный режим)
(–) – s <0 (генераторный режим)
Чаще применяют более удобную формулу механической характеристики:
где a=R1/R2
Если ω→ +∞, s→ -∞, то М→0
ω→ -∞, s→ +∞, то М→0
Вывод: ось скорости является асимптотой механической характеристики. Для построения механической характеристики по паспортным данным используют упрощение: R1=0. Получаем:
- упрощенная формула Клосса.
где - перегрузочная способность
Рабочий участок характеристики (прямолинейный) можно построить по двум точкам (ω0, М=0, s=0) и (ωн, Мн, sн).
Характерные точки (см. рисунок 4.2):
1) М=0, s=0, ω=ω0 – точка идеального Х.Х.;
2) М=М н, s=1, ω=0 – КЗ/пуск;
3) Мкд, sкд; Мк2, sк2 – критические точки;
4) s→±∞, ω→±∞, → М→0
Решение:
1) Угловая номинальная скорость, рад/с
ωн=2πnном/60=2·3,14·1465/60=153,3
2) Угловая скорость идеального Х.Х., рад/с
ω0=2πf1/р=2·3,14·50/2=157
3) Номинальный момент, Н·м
Мном=Рном/ ωном=15000/153,3=98
4) Номинальное скольжение
sном=(ω0-ωн)/ω0=(157-153,3)/157=0,025
5) Критический момент АД, Н·м
Мк=λм·Мном=2,3·98=225
6) Критическое скольжение
7) Пусковой момент, Н·м
Мп=λп·Мном=1,1·98=107,6
АД может работать во всех энергетических режимах, которые определяются значением и знаком скольжения (рисунок 4.2):
1) s=0, ω=ω0 – режим идеального Х.Х.;
2) s=1, ω=0 – режим КЗ;
3) 0<s<1, 0<ω<ω0 – двигательный режим;
4) s<0, ω>ω0 – генераторный режим;
5) s>1, ω<0 ( при ω0>0) – противовключение;
Расчет пусковой диаграммы
1. Задаются моментом переключения М2, М2=(1,1…1,3)Мс и числом ступеней Z (см. рисунок 4.5)
2. Определяют кратность моментов при пуске:
, где
3. Определяют пиковый момент при пуске:
М1=m·М2
4. Если М1≤(0,8…0,9)Мк, строят пусковую диаграмму.
5. Если не выполняется вышеуказанные условия, то задаются другими значениями.
Изменение пар полюсов.
→ ступенчатость регулирования скорости ω0 вследствие ступенчатости регулирования числа полюсов p.
Статорная обмотка состоит из двух одинаковых секций – полуобмоток. Используются различные схемы их подключения благодаря чему меняется число пар полюсов (рисунок 4.14).
а)
|
б)
в)
Чаще на практике используют две схемы переключения многоскоростных статорных обмоток:
а) переключение треугольник – двойная звезда ;
б) переключение звезда – двойная звезда ;
а) (рисунок 4.15)
А1н и А2н – начала 1 и 2 секции фаз.
А1к и А2к – концы этих фаз.
Переключение определяет уменьшение числа пар полюсов в 2 раза.
Целесообразно применять при нагруженном ЭП.
б) (рисунок 4.16)
Также характеризуется уменьшением числа пар полюсов в 2 раза.
Достоинства:
· Экономичность;
· Потери малы;
· Высокий КПД;
· Хорошая жесткость;
· Достаточная нагрузочная способность.
Целесообразно применять при постоянном моменте нагрузки
Недостатки:
- ступенчатость изменения скорости;
- небольшой диапазон регулирования.
Схема включения
Схема включения СД приведена на рисунке 4.17:
В – возбудитель (генератор постоянного тока, мощностью Р=(0,3..3%)·РСД), установленный на одном валу с СД
Статор СД аналогичен статору АД, подключается к трехфазной сети переменного тока.
Ротор имеет обмотку возбуждения и пусковую короткозамкнутую обмотку в виде беличьей клетки. Обмотка возбуждения ротора питается от возбудителя. Вращающий момент СД обусловлен взаимодействием вращающегося магнитного поля статора и ротора. Максимальный момент Мmax определяется по угловой характеристике М=f(θ) (рисунок 4.19).
Участок 1 – режим устойчивой работы. Участок 2 (при θ >π/2) – режим неустойчивой работы (выход из синхронизма).
θ – угол между напряжением Uф и ЭДС Е
При θ=π/2 – М = Мmax;
Номинальный угол θн = 25...30°.
СД может работать во всех основных энергетических режимах.
Пуск синхронного двигателя
1. СД разгоняется с помощью вспомогательного двигателя до ω=0,95ω0, а затем дают ток возбуждения в обмотку ротора и ротор втягивается в синхронизм.
2. Асинхронный пуск СД – для этого служит КЗ обмотка. СД разгоняется как АД (в обмотке ротора нет питания) до подсинхронной скорости ω=0,95ω0, а затем на обмотку ротора подается ток возбуждения, ротор втягивается в синхронизм.
В зависимости от своих параметров пусковая обмотка СД обеспечивает 2 основных вида механической характеристики (рисунок 4.20). Выбор характеристики определяется условиями работы СД. Для тяжелых условий пуска выбирают характеристику 2, т.к. Мп2> Мп1, но на характеристике 1 СД легче втягивается в синхронизм, т.к. Мвх1> Мвх2.
При пуске используются две основные схемы возбуждения:
· с глухоподключенным возбуждением (см. схему без К1, R, К2), для легких условий пуска (характеристика 1);
· возбудитель подключается в конце пуска контактом К2. В начале пуска К1 замкнут, К2 разомкнут; в конце наоборот (характеристика 2).
Для небольших мощностей при мощной питающей сети пуск СД происходит без ограничений пускового тока (Iпуск=(4..5) Iн)
При больших мощностях (МВт), соизмеримых с мощностью питающей сети, возникает необходимость ограничения пусковых токов, что чаще всего достигается использованием добавочных сопротивлений Rдоб, реакторов и автотрансформаторов.
КПД и коэффициент мощности
КПД для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный):
где Апол , Апотр – полезная и потребленная энергия;
∆А – потери энергии;
Рпол i – полезная механическая энергия на i-ом участке цикла;
∆Рi – потери механической энергии;
n – число участков работы ЭП.
КПД для ЭП в установившемся режиме:
КПД ЭП как системы:
ηпу – КПД преобразующего устройства;
ηуу – КПД управляющего устройства;
ηд – КПД ЭД;
ηмп – КПД механической передачи;
Более мощные и скоростные ЭД характеризуются более высоким КПД. КПД зависит от развиваемой ЭД полезной механической на валу (рисунок 5.1).
Способы повышения КПД:
§ ограничение времени работы ЭД на холостом ходу;
§ обеспечение нагрузки ЭД при работе близкой к номинальной;
§ применение регулятора экономичности;
§ снижение потерь энергии в переходных режимах;
§ использование частотного регулирование скорости АД.
ЭП, подключаемые к сети ~I, потребляют активную и реактивную мощность. Активная мощность расходуется на полезную работу ЭП и покрытие в нем потерь. Реактивная создает электромагнитное поле, но непосредственно работы не совершает. Соотношение между активной и реактивной мощностью характеризуется коэффициентом мощности:
Стараются обеспечить максимальный коэффициент мощности cosφ.
Коэффициент мощности cosφ для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный)
, где Ап – полная энергия.
Более высокое значение cosφ соответствует ЭД с большими номинальными мощностями и скоростями вращения.
Способы повышения cosφ:
§ замена малозагруженных АД на ЭД меньшей мощности;
§ ограничение работы ЭД на хх;
§ понижение питающего напряжения;
§ замена АД на СД.
Системы электропривода
Системы ЭП бывают:
а) разомкнутые – без обратной связи;
б) замкнутые – сигнал с выхода идет обратно на вход
Следящий электропривод
ЭП, который обеспечивает, воспроизводит с заданной точностью движение ИО РМ в соответствии с произвольно изменяющимся входным сигналом управления.
По своей структуре следящий ЭП представляет собой замкнутую систему, действующую по принципу отклонения. Система управления состоит из усилителя и силового преобразователя (рисунок 6.16).
1;5 – датчики входного и выходного сигнала;
2 – измеритель рассогласования;
3 – система управления;
4 – электродвигатель;
6 – исполнительный орган рабочей машины.
Классификации следящего ЭП.
По назначению:
1) скоростной (воспроизводит заданной точностью скорость движения);
2) позиционный (воспроизводит положение);
По способу управления:
1) непрерывного действия (U рассогласования подается на ЭД постоянно);
2) релейного действия (сигнал подается при достижении U определенного уровня);
3) импульсно следящий ЭП (управляющий сигнал в виде импульсов. Амплитуда, f и заполнение их изменяется в зависимости от U∆). В этом случае говорят об амплитудно-частотной и широтно-импульсной модуляции.
По виду ЭД:
1) ДПТ;
2) ЭД переменного тока.
Библиография
1. Москаленко, В.В. Электрический привод [текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000 368 с.
2. Хализев, В.П. Электрический привод [текст]: учебник для техникумов. М.: «Высшая школа», 1977 – 256с., с ил.
3. Копылов, И.П. Справочник по электрическим машинам [текст]: В 2 т./С74 Под общ. ред. И.П. Копылова и Б.К. Клокова. Т.1. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 456 с.: ил.
Приложение А
(справочное)
Основные формулы, используемые для расчетов в дисциплине «Электропривод»
1. По разделу 1 «Механика электропривода»:
· Динамический момент: ;
· Момент инерции: = m∙r2 [кг∙м2]
· Маховый момент: Mм=G·D2
· Уравнение движения электропривода в общем виде:
;
· жесткость характеристик: ;
· общая формула приведения статического момента:
;
· общая формула приведения момента инерции:
2. По разделу 2 «Электропривод с двигателем постоянного тока»:
· Основные формулы для вывода:
U=E+IR (1),
E=kФω (2),
M=kФI (3),
· Уравнение электромеханической характеристики:
· Уравнение механической характеристики:
· Расчет номинальных величин:
; ; ; ; ;
· Ток переключения при форсированном пуске:
· Пиковый ток при нормальном пуске:
· Сопротивление якоря:
· Добавочное сопротивление в переходных процессах:
3. По разделу 3 «Электропривод с двигателем переменного тока»:
· Синхронная скорость двигателя: ;
· Уравнение механической характеристики АД:
· Критический момент АД:
· Критическое скольжение АД:
· Упрощенная формула Клосса:
· Уравнение механической характеристики СД:
4. По разделу 4 «Энергетика электропривода»:
· Переменные потери:
ДПТ –
АД –
СД –
· Переменные потери в ДПТ и роторе АД:
· Полные переменные потери в АД:
· Потери энергии в якоре ДПТ и роторе АД при переходных процессах:
· КПД для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный):
· Время переходного процесса при постоянном динамическом моменте:
· Время переходного процесса при линейных характеристиках ЭД и механизма:
· Электромеханическая постоянная времени:
· Время переходного процесса при изменяющемся динамическом моменте:
· Средний динамический момент:
· Уравнения нагрева и охлаждения:
;
· Эквивалентный момент:
· Коэффициент повторного включения:
Приложение Б
(справочное)
Выписка из государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Электрический привод»
Специальность | индекс | наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы | всего обязательных учебных занятий |
Электрические машины и аппараты | СД.05 | электрический привод: классификация электрического привода, его назначение; типы и характеристики приводных механизмов и электродвигателей; механика электрического привода, уравнение движения; электромеханические свойства двигателей постоянного и переменного тока; регулирование частоты вращения; установившиеся и переходные режимы работы электрического привода; элементы схем управления; расчет мощности, выбор электродвигателей и элементов схем управления; теоретические основы автоматизированного электропривода; принципы автоматического управления электрического привода; типовые схемы и узлы разомкнутых и замкнутых систем автоматического управления электрического привода; преобразовательные устройства |
История развития электропривода
1834 г. – академик Якоби создал первый двигатель постоянного тока, работающий от гальванической батареи;
1838 г. – этот двигатель использовании в первом ЭП (катер; 12 – 14 человек; испытан на Неве; не нашел применения из-за отсутствия источников питания);
1889 г. – Доливо – Добровольский изобрел систему трехфазного переменного тока;
1891 г. – Доливо – Добровольский изобрел асинхронный двигатель;
22 дек. 1920 г. – план ГОЭЛРО – электрификация страны.
Теорию электропривода разработали: Голован, Ринкевич, Попов, Чиркин.
1.2 Основные направления развития электропривода
1. Разработка и выпуск комплектных ЭП с использованием совершенных преобразователей и микропроцессорного управления.
2. Увеличение надежности, унификации и улучшение энергетических показателей ЭП.
3. Расширение области применения регулируемого асинхронного ЭП.
4. Использование ЭП с новыми типами электродвигателей (линейными, шаговыми, вентильными).
5. Создание математических моделей и алгоритмов технических процессов, машинных средств проектирования ЭП.
6. Подготовка инженерно – технических ресурсов и научных кадров, способных проектировать, создавать и эксплуатировать современные автоматизированные ЭП.
1.3 Структурная схема электропривода
Элктропривод – электромеханическая система, состоящая из электродвигателя, преобразователя, передаточного и управляющего устройств, предназначенных для приведения в движение ИО рабочей машины и управления этим движение (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Структурная схема электропривода.