Период скрытых внутренних конфликтов

Продвижение отряда к сплоченности претерпевает не только прогрессивные изменения, но и определенные кризисы. Предупреждение вожатым подобного кризиса помогает вывести отряд на новый уровень командообразования.

Следует заметить, что уже в периоде адаптации по мере получения информации рождаются скрытые конфликты. В ходе делового сотрудничества, непосредственного взаимодействия, во время которого неизбежно происходит «притирка характеров», отчетливо проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А еще одни ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а другие нет.

Чаще всего это разочарование, связанное с ожиданиями. Но главное это конфликт, связанный со своей ролью в межличностных отношениях. Дети в этот период испытывают на себе двойное влияние (и нередко противоречивое): ценностей, норм, установок развивающегося коллектива и той группы, к которой они принадлежат.

На фоне формально действующей официальной структуры в отношениях вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся отсутствием единства, пассивным отношением к деятельности и напряжением в межличностных отношениях. Свое разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить в ходе делового сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная деятельность.

На этот период доминирующих потребностей нет. Имеются потребности, объединяющие детей в отдельные группы по однозначным мотивам, интересам и ценностям.

Содержание межличностного общения — неофициальное обсуждение существующих порядков и не принятых в группу ребят, вожатых (т.е. сплетни).

Состояние ребят в этот период неоднозначно:

• напряжение у некоторых, связанное с чувством одиночества и незащищенности;

• равнодушие у других, связанное с крушением ожиданий;

• активность, связанная с укреплением лидерской позиции в поиске альтернативы официальной, заданной оргпериодом основы (закона, структуры и т.д.);

• неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и усвоил законы отношений, перспективы деятельности и заданную структуру.

Сформированная официальная структура действует формально, почти бездействует. В неофициальной — идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с общими целями и перспективой деятельности отряда. Есть «непринятые» ребята.

Основная функция вожатого в этот период — арбитральная. Позиция вожатого — главный «миротворец» в отряде во время конфликтов. И хотя педагог — «миротворец» по своей сути, но это его самая трудная функция.

Задачи вожатого в этот период:

• анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений;

• способствовать единству отряда, для чего: вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности.

Деятельность, в основном, связанная с общением. В зависимости от ситуации задаются вопросы для рассуждения: «Давайте подумаем, какой добрый и полезный поступок совершили вы сегодня за день?». «Кому сегодня за день мы скажем «Спасибо?» «Чем сегодняшний день отличался от вчерашнего?» Можно вывести ребят на разговор, используя метод детонации, т.е. через обсуждение фильма, который просмотрели все вместе, статьи или рассказа, подходящего для ситуации. Кроме коллективного обсуждения найти возможность для индивидуального общения с каждым ребенком.

Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:

• способность вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами ведения групповой дискуссии;

• способность находить подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят, поддерживающих объединение и нравственную основу отношений в отряде;

• умение вожатого вести демократический разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить разговор от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта;

• вожатый должен быть защитником тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства, и тех, у кого нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, сквернословию, равнодушию;

• помощь ребятам в выработке общей идеи, которую разделяют все в отряде, или актуализировать те, что уже приняты в отряде, но бездействовали;

• способность определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, привлекательную для каждого и необходимую для всех;

• умение организационно обеспечить успех задуманной деятельности.

Распространенная ошибка вожатых — замкнуть конфликт на себе. Вроде «Вы плохо поступили, я обиделась...» Да и детям так проще — «У нас все плохо, потому что плохой вожатый». Ни в коем случае! Как бы «ужасно» ни вели себя дети по отношению лично к вам, вы не имеете права обижаться! Необходимо набраться мудрости, терпения, такта и переключиться на межличностные проблемы детей. С другой стороны, нельзя в создавшейся проблемной ситуации делать виноватыми всех детей: и конкретно виноватых, и косвенно.

Каждый «виноватый» ребенок должен понимать причину и степень своей вины. А самое главное — ребенок сам должен осознать негативную сторону своего поступка и понять, что в отряде приветствуется «хорошее» в нем, а «плохое» осуждается.

Все боятся слова «конфликт». А ведь конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни, их не нужно бояться. Их следует использовать в педагогических целях, чтобы научить детей жить в обществе, находить цивилизованные пути к разрешению разногласий. Оказывается, конфликты могут быть полезными. Во-первых, конфликт нарушает застой. Во-вторых, он заставляет искать новые подходы к решению проблемы. В-третьих, он вызывает перемены в людях, в организации дела. В-четвертых, он изменяет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств. Другими словами, не будь конфликтов, не было бы роста, перемен, познания.

Показатели успешной деятельности:

• переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу;

• у всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле.

Наши рекомендации