Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами

Формирование любой национальной программы сертификации менеджеров проектов основывается на структуре РМ ВоК - документе, который представляет собой свод знаний по Управлению проек­тами и определяет стандарты, являющиеся основой для оценки квалификации и компетентности кан­дидата.

ВВЕДЕНИЕ

Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами - student2.ru Различия в структуре и содержании РМ ВоК различных ассоциаций по управлению проектами дела­ют их сравнительный анализ весьма затруднительным. При подготовке НТК ассоциации СОВНЕТ была разработана общая форма представления основных разделов знаний в различных нормативных документах, позволяющая найти сходства и различия отдельно для каждой области Управления про­ектами и смежных областей.

Сравнительный анализ структур РМ ВоК по Управлению проектами различных ассоциаций позволя­ет сделать следующие основные выводы (табл. 1):

1. -Ядро разделов знаний по Управлению проектами является практически одинаковым для всех рас
смотренных нормативных документов.

2. Рассмотренные документы обладают большим разнообразием структур знаний по Управлению
проектами. Однако их можно разделить на два подмножества:

• РМ ВоК: PMI, GPM и AIPM содержат основные разделы знаний дисциплины Управления про­
ектами;

• РМВоК: IPMA, АРМ, SGO и AFITER содержат основные разделы знаний как дисциплины
«управление проектами», так и разделы смежных областей знаний: общий и производствен­
ный менеджмент, необходимые для управляющих проектами.

3. Для разработки НТК COBHET-IPMA необходимо использовать оба типа разделов знаний, проведя
их предварительную систематизацию и соответствующую перекомпоновку.

3. Переход от Международных к Национальным требованиям к компетентности

Каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документа­цию для сертификационной программы и прежде всего Национальные требования к компетентности (NCB-National Competence Baseline). Эта документация ратифицируется для сертификации. Нацио­нальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей на­циональной культуры и достижений в области управления проектами. С другой стороны, унифика­ция, проводимая IPMA, учитывает требования компаний и организаций, работающих на мировом рынке.

ICB содержит 42 элемента (28 основных и 14 дополнительных), определяющих знания и опыт в управлении проектами (табл. 2), а также 8 аспектов, касающихся личных качеств кандидата и 10 ас­пектов, определяющих общее впечатление от общения с сертифицируемым специалистом.

IPMA требует, чтобы в NCB были включены все 28 основных элементов и по крайней мере 6 допол­нительных элементов, выбранных на усмотрение национальной ассоциации. Кроме того, в NCB также должны быть представлены аспекты, касающиеся личных качеств и определяющие общее впечат­ление о кандидате. В то же время примерно 8 дополнительных элементов знаний и навыков (пример­но 20% от 42 элементов) могут быть исключены или заменены на новые элементы, учитывающие на­циональные особенности и достижения в области управления проектами.

Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами - student2.ru

Продолжение Таблицы 1.

Сравнитель Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами - student2.ru ная

ВВЕДЕНИЕ

Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами - student2.ru При подготовке Национальных требований к компетентности специалистов по Управлению проектами (НТК) сертификационным органом IPMA рекомендуются следующие шаги (рис.5):

1. Перевод и интерпретация 28 основных элементов ICB.

2. Отбор по крайней мере 6 дополнительных элементов ICB и адаптация или включение новых эле­
ментов (не более 8 элементов), отражающих национальные требования и условия. Перевод на
именований всех элементов на национальный язык.

3. Разработка форм самооценки кандидата.

4. Описание элементов НТК.

5. Определение национальных критериев системы оценки (таксономии) в соответствии с ICB.

6. Определение количественных характеристик критериев таксономии в соответствии с ICB для ка­
ждого уровня сертификации.

7. Перевод и интерпретация аспектов, характеризующих личные качества и общее впечатление о
кандидате.

8. Разработка сводной формы оценки кандидата.

Таблица 2.

Перечень элементов ICB
28 основных элементов   14 дополнительных элементов
(Core Elements)   (Additional Elements)
1. Проекты и управление проектами   29. Информатика в проекте
2. Применение управления проектом   30. Стандарты и нормы
3. Проектно-ориентированное управление   31. Решение проблем
4. Системный подход и интеграция   32. Переговоры, деловые встречи
5. Окружение и участники проекта   33. Постоянная (родительская) организация
6, Фазы и жизненный цикл проекта   34. Бизнес-процессы
7. Разработка и оценка проекта   35. Управление персоналом
8. Цели и стратегии проекта   36. Организационное обучение
9. Критерии успехов и неудач проекта   37. Управление изменениями
10. Запуск проекта   38. Маркетинг
11. Закрытие проекта   39. Управление системами
12. Организационные структуры проекта   40. Безопасность, здоровье, экология
13. Содержание, предметная область   41. Правовые аспекты
14. Календарное планирование   42. Финансы и бухучет
15. Ресурсы    
16. Стоимость и финансирование проекта    
17. Конфигурация и изменения    
18. Риски в проекте    
19. Оценка выполнения    
20. Контроль за проектом    
21. Информация, документация, отчетность    
22. Организация проекта    
23. Команда проекта    
24. Руководство и лидерство    
25. Коммуникации    
26. Конфликты и кризисы    
27. Поставки и контракты    
28. Качество в проекте    

ВВЕДЕНИЕ

Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами - student2.ru Рис. 5. Переход от ICBк НТК

ВВЕДЕНИЕ

Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами - student2.ru 4. Принципы формирования и структура НТК

В главе 1 содержится описание 43 элементов НТК Российской Ассоциации Управления проектами, разработанных на основе положений международных требований к компетентности специалистов по управлению проектами (JCBIPMA) и обобщения зарубежного и отечественного опыта.

Наши рекомендации