Сравнительный анализ существующих сводов знаний по управлению проектами
Формирование любой национальной программы сертификации менеджеров проектов основывается на структуре РМ ВоК - документе, который представляет собой свод знаний по Управлению проектами и определяет стандарты, являющиеся основой для оценки квалификации и компетентности кандидата.
ВВЕДЕНИЕ
Различия в структуре и содержании РМ ВоК различных ассоциаций по управлению проектами делают их сравнительный анализ весьма затруднительным. При подготовке НТК ассоциации СОВНЕТ была разработана общая форма представления основных разделов знаний в различных нормативных документах, позволяющая найти сходства и различия отдельно для каждой области Управления проектами и смежных областей.
Сравнительный анализ структур РМ ВоК по Управлению проектами различных ассоциаций позволяет сделать следующие основные выводы (табл. 1):
1. -Ядро разделов знаний по Управлению проектами является практически одинаковым для всех рас
смотренных нормативных документов.
2. Рассмотренные документы обладают большим разнообразием структур знаний по Управлению
проектами. Однако их можно разделить на два подмножества:
• РМ ВоК: PMI, GPM и AIPM содержат основные разделы знаний дисциплины Управления про
ектами;
• РМВоК: IPMA, АРМ, SGO и AFITER содержат основные разделы знаний как дисциплины
«управление проектами», так и разделы смежных областей знаний: общий и производствен
ный менеджмент, необходимые для управляющих проектами.
3. Для разработки НТК COBHET-IPMA необходимо использовать оба типа разделов знаний, проведя
их предварительную систематизацию и соответствующую перекомпоновку.
3. Переход от Международных к Национальным требованиям к компетентности
Каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и прежде всего Национальные требования к компетентности (NCB-National Competence Baseline). Эта документация ратифицируется для сертификации. Национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами. С другой стороны, унификация, проводимая IPMA, учитывает требования компаний и организаций, работающих на мировом рынке.
ICB содержит 42 элемента (28 основных и 14 дополнительных), определяющих знания и опыт в управлении проектами (табл. 2), а также 8 аспектов, касающихся личных качеств кандидата и 10 аспектов, определяющих общее впечатление от общения с сертифицируемым специалистом.
IPMA требует, чтобы в NCB были включены все 28 основных элементов и по крайней мере 6 дополнительных элементов, выбранных на усмотрение национальной ассоциации. Кроме того, в NCB также должны быть представлены аспекты, касающиеся личных качеств и определяющие общее впечатление о кандидате. В то же время примерно 8 дополнительных элементов знаний и навыков (примерно 20% от 42 элементов) могут быть исключены или заменены на новые элементы, учитывающие национальные особенности и достижения в области управления проектами.
Продолжение Таблицы 1.
Сравнитель ная
ВВЕДЕНИЕ
При подготовке Национальных требований к компетентности специалистов по Управлению проектами (НТК) сертификационным органом IPMA рекомендуются следующие шаги (рис.5):
1. Перевод и интерпретация 28 основных элементов ICB.
2. Отбор по крайней мере 6 дополнительных элементов ICB и адаптация или включение новых эле
ментов (не более 8 элементов), отражающих национальные требования и условия. Перевод на
именований всех элементов на национальный язык.
3. Разработка форм самооценки кандидата.
4. Описание элементов НТК.
5. Определение национальных критериев системы оценки (таксономии) в соответствии с ICB.
6. Определение количественных характеристик критериев таксономии в соответствии с ICB для ка
ждого уровня сертификации.
7. Перевод и интерпретация аспектов, характеризующих личные качества и общее впечатление о
кандидате.
8. Разработка сводной формы оценки кандидата.
Таблица 2.
Перечень | элементов ICB | |
28 основных элементов | 14 дополнительных элементов | |
(Core Elements) | (Additional Elements) | |
1. Проекты и управление проектами | 29. Информатика в проекте | |
2. Применение управления проектом | 30. Стандарты и нормы | |
3. Проектно-ориентированное управление | 31. Решение проблем | |
4. Системный подход и интеграция | 32. Переговоры, деловые встречи | |
5. Окружение и участники проекта | 33. Постоянная (родительская) организация | |
6, Фазы и жизненный цикл проекта | 34. Бизнес-процессы | |
7. Разработка и оценка проекта | 35. Управление персоналом | |
8. Цели и стратегии проекта | 36. Организационное обучение | |
9. Критерии успехов и неудач проекта | 37. Управление изменениями | |
10. Запуск проекта | 38. Маркетинг | |
11. Закрытие проекта | 39. Управление системами | |
12. Организационные структуры проекта | 40. Безопасность, здоровье, экология | |
13. Содержание, предметная область | 41. Правовые аспекты | |
14. Календарное планирование | 42. Финансы и бухучет | |
15. Ресурсы | ||
16. Стоимость и финансирование проекта | ||
17. Конфигурация и изменения | ||
18. Риски в проекте | ||
19. Оценка выполнения | ||
20. Контроль за проектом | ||
21. Информация, документация, отчетность | ||
22. Организация проекта | ||
23. Команда проекта | ||
24. Руководство и лидерство | ||
25. Коммуникации | ||
26. Конфликты и кризисы | ||
27. Поставки и контракты | ||
28. Качество в проекте |
ВВЕДЕНИЕ
Рис. 5. Переход от ICBк НТК
ВВЕДЕНИЕ
4. Принципы формирования и структура НТК
В главе 1 содержится описание 43 элементов НТК Российской Ассоциации Управления проектами, разработанных на основе положений международных требований к компетентности специалистов по управлению проектами (JCBIPMA) и обобщения зарубежного и отечественного опыта.