Этапы становления и составные части квалитологии
По мере развития теории качества формировалась наука об управлении качеством. Квалитология как наука явилась ответом на социальный запрос времени: осмыслить постановку проблемы качества в XXI веке. Постепенно складывается методологическое и мировоззренческое поле категории качества, разрабатываются инструментарии определения качества: нормативные понятия, аккредитации, аттестации, сертификации, лицензирования, аудиторского обеспечения. Формируется определенная квалиметрическая и оценочная культура, сплав теоретических, методологических и практических разработок, выполненных специалистами, занятыми проблемами оценивания качества в системе услуг. С развитием и совершенствованием стандартов социальных услуг, разработки внедряются в широкую практику. Методологические нововведения в оценке качества труда и деятельности символизировали, с одной стороны, многообразие квалиметрической культуры, а с другой – качество предмета труда становится решающим фактором инновационного мышления и мировоззрения. Стояла задача обеспечения опережающего инновационного развития социальных институтов общества, их ориентированности на опережающее развитие качества жизни, самого человека, качества образовательных систем, качества общественного интеллекта в целом. В совокупности эти категории обеспечат выживаемость цивилизации и развития. По мнению ученых, человечество выживает, если осознание императива выживаемости станет достоянием сознания каждого человеческого индивида. Только совместными усилиями можно предотвратить катастрофу и не дать земному шару погибнуть от рук его обитателей. Обозначенные параметры не могут не стать предметом изучения квалитологии, обеспечивая методологией управления качеством в условиях быстро меняющегося мира.
Специалисты выделяют ряд этапов становления квалитологии:
I этап охватывает период с древних времен истории человечества и до середины XIX века. Характерными чертами этого этапа считают:
- постановка задачи обеспечения качества материального производства;
- первые работы теоретического осмысления проблемы качества в философских и экономических трудах. Эти аспекты нашли отражение в трудах Аристотеля, Канта, Гегеля и др.
II этап охватывает примерно с середины XIX века до середины XX века. Он характеризуется формированием и развитием системы взглядов на проблему качества, разработкой теории качества человеческого труда, теории методов управления качеством, теории контроля качества и др.
III этап охватывает период с середины XX века по настоящее время. Он характеризуется развитием системы управления качеством, появлением стандартов в системе управления качеством, складыванием междисциплинарного синтеза в рамках единой науки о качестве, появлением квалиметрии и различных концепций теории качества. Характерной особенностью современного этапа развития квалитологии является появление системно-философской и научной рефлексии науки о качестве как ответ на потребности поиска новых механизмов совершенствования жизни, развития человечества в целом. На этом этапе формируется научная парадигма об управлении качеством. Появляется общественная потребность и научная возможность системного рассмотрения проблемы креативности и качества человека, его труда и жизни.
Зарубежными специалистами (А.И. Субетто) сформирован методологический принцип единства трех основных частей квалитологии:
- Теории качества (законы и принципы формирования и реализации качества объектов и процессов);
- Теории измерения и оценки качества (квалиметрии);
- Теории управления качеством (законы, принципы, механизмы, системы, методологии и технологии управления качеством труда). Как видно, триединство квалитологии ориентирует науку на исследование объекта управления качества с позиции социальных, экономических и научно-технических факторов общественного развития.
Современные теории качества свидетельствуют, что категория «качество», как объект и предмет познания, исследуется многими науками, но как совокупность свойств предмета, качество исследуется квалитологией, тогда как отдельные свойства или группы свойств являются предметом изучения других отраслей знаний.
Объектом квалитологиикак науки об управлении качеством выступает качество предметов, процессов и явлений, а предметом выступает качество как признак предмета и объект управления в системе общественной практики.
Специалисты, занимающиеся проблематикой качества в частности, С.А. Овчаренко, выделяют так называемый «социальный круговорот качества», под названием большой социальный кругооборот качества, малый духовный социальный круговорот, и малый материальный социальный круговорот.
В первом случае имеется ввиду: качество жизни - качество человека - качество труда - качество производства - качество управления - качество общественного интеллекта - качество экосреды.
Во втором: качество человека - качество жизни - качество труда - качество науки - качество культуры - качество образования.
В третьем: качество человека - качество труда - качество управления - качество производства - качество экосреды - качество жизни [16, с. 16].
Названные категории круговоротов качества через систему знаний в области социально квалитологии получили воплощение в социальной работе через понятия: качество жизни, качество общественного интеллекта, системно-социальное качество услуг, качество жизненных сил, качество культуры, качество человека, качество духовности и другие.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите квалитологию как науку об управлении качеством.
2. Каковы составные части квалитологии?
3. Что является объектом и предметом квалитологии?
4. Кто являются авторами классических теорий качества?
5. Каково соотношение квалитологии и квалиметрии?
6. Раскройте основные положения теории качества Гегеля
7. Раскройте основные положения теории качества Маркса.
8. Что понимается под объектом и субъектом управления качеством?
9. Определите цель, функции и методы управления.
10. Раскройте основные этапы становления квалитологии.
11. Раскройте методологический принцип «триединства» квалитологии А.И. Субето.
12. Что понимается под категорией «социальный круговорот качества?