Многоаспектность категории качества

Специалисты, занимающиеся исследованием проблем категории качества, делают попытку сформулировать целостную парадигму качества труда и социальной деятельности. Из нее вытекает, что качество представляет собой специфическую исто­рическую форму общественных отношений и характеризует экономические и социальные интересы по удовлетворению как индивидуальных, так и общественных потребностей. Как сложная социально-экономическая категория, понятие «качество» отражает многоаспект­ность труда, жизни и деятельности человека. Качество знаменует собой высокий статус преобразований, трудовых и социальных производственных структур, престиж национальной экономики в целом.

В науке и социальной практике отмечается многовариантность понятия «качество». Такое многообразие взглядов формировалось в процессе общественно-трудовой деятельности человека. В итоге установлено, что категория качества отражает: 1) социальное качество, 2) уровень и качество жизни, 3) интеллектуальные и нравственные качества, 4) эстетические представ­ления. Рассмотрим некоторые из этих аспектов.

Прежде всего, что есть социальное качество? Категория «социальное качество» имеет основополагающее значение для изучения и управления социальными процессами в обществе. К элементам социального качества относятся: качество общества; качество общностей; качество культуры; ментальность, духовность, качество человека, образ жизни, качество жизнедеятельности.

Объективными условиями социаль­ного качества выступают общество и его пространство. В этой связи скажем о качественной характеристике общества. К ней относятся:

- целостность, определяющая границы социального про­странства;

- характер взаимодействия и условия регулирования;

- устойчивость и преемственность типа общества;

- ценности, правила поведения и нормы общественного бытия;

- мера дифференцируемости и стратифицируемости обще­ства;

- общественная безопасность.

Определяющей качество общества категорией выступает качество человека, качество его жизне­деятельности. Многие специалисты к базовым элементам качества человека и общества относят духовность как источник сознательной деятельности. Духовность охватыва­ет все элементы образа жизни. Толковый словарь русского языка определяет духовность как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [17, с. 183].

Духовность тесно связана с ментальностью, определяет умственные способности. Структура ментальности включает: идеи; идеалы; веру; эмоции; привычки и навыки; осознанное, неосознанное, рационально оформленное умонастроение. Эти ценности связывают людей в социальное единство, определяют содержание духовной и материальной жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Ментальность оказывает непосредственное влияние на ценностное сознание – правовое, политическое, религиозное, нравственное, эстетическое. Для деятельности в области качества обычно называют такие формы проявления духовности, как этическое и эстетическое вос­приятие и искренность; мораль в широком позитивном смыс­ле; профессиональная приверженность качеству; уважитель­ность к позиции, запросам и возможностям пользователя услуг.

Проблема качества чело­века непосредственно связана с качеством жизнедеятельности. Качество жизнедея­тельности определяет качество самого человека, становится целью общественного развития.

Качество человека определяется биологическими и психологическими особенностями, а также соци­альными факторами и условиями. Качество личности форми­руется в обществе, социальной среде, где создаются объективные условия и возможности для проявления и развития личности. К основ­ным качествам человека относятся: задатки, генетически заложенные в человеке, индивидуальные особенности и способности человека, подлежащие развитию в процессе его жизнедеятельности. От качества личности во многом зави­сит и качество общества, которое выступает единством личностей.

Одним из аспектов исследования качества общества является уровень и качество жизни. В содержание категории «уровень жизни» включают потребительские блага (так называемая «корзина потреб­ления»), условия труда, степень развития сферы обслуживания.

Уровень жизни воплощается в количестве и качестве потребляемых благ и услуг, в совокупности они определяют условия жизне­обеспечения общества.

Качеством жизни считается совокупность свойств системы «человек – среда жизнедеятельности». Среда жизне­деятельности человека включает среду: потребительскую, природную, социально-трудовую, культурно-образовательную. Здесь формируются обще­ственные связи, основанные на профессионально-образовательной подготовке.

Для обеспечения качества жизни существенное значение имеет не только определенный уровень благосостоя­ния, но и состояние природной среды, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь. Если рост материального благополучия достигается ценой ухудшения экологических условий обитания и поте­рями здоровья населения, то такая ориентированность разви­тия общества противоречит качеству жизни.

Медицина как фундаментальная наука о здоровье челове­ка призвана обеспечивать генерацию здоровья как основного составляющего качества жизни. Существует более ста определений важнейших компонентов человеческого здоровья. В Уставе Все­мирной организации здравоохранения здоровье трактуется как полное физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье, следовательно, может рассматриваться в контексте качества жизни, и это понимание может служить обобщающим критерием эффективности реабилитационной деятельности в системе социальных служб.

Качество человека детерминируется образованием. Образование – ключевой аспект качества жизнедеятельности и жизнеспособности общества. Будущее общества в первую очередь зависит от уровня и качества образования. Образование увеличивает соци­альные способности человека, формирует потребность к творче­ству, вид и форму деятельности, качество деятельности, ускоряет процесс адаптации к изменяющимся социальным условиям.

Особое значение имеет качество трудовой деятельности человека. Удовлетворенность трудом опре­деляется степенью самовыражения человека в труде и полезности производимого труда.

Подводя итоги, заметим, что постоянное совершенствование категорий качества ведет к формированию более высокого интеллектуального уров­ня человека, что в свою очередь, стимулирует повышение жизненного уровня.

Наши рекомендации