Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

На организацию местного самоуправления в городских поселениях оказывает влияние ряд факторов: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.

Малые и средние города, не имеющие районного деления, формируют лишь городские органы самоуправления, органы территориального общественного самоуправления.

Крупные города, являющиеся, как правило, региональными центрами и подразделяющиеся на районы, вынуждены решать вопросы не только о формировании городских органов самоуправления, органов территориального общественного самоуправления кварталов, микрорайонов, улиц и т.д., но и об организации управления внутригородскими территориальными единицами — районами. Данные районы могут иметь статус внутригородского муниципального образования или, не обладая таковым, иметь лишь структурные подразделения городских органов самоуправления, решающие вопросы управления городскими районами.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Внутригородские муниципальные образования формируют собственные органы местного самоуправления; имеют свой бюджет; самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению. При этом статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что предметы ведения внутригородских муниципальных образований и городского муниципального образования, объекты муниципальной собственности, источники доходов бюджетов данных муниципальных образований разграничиваются уставом города.

Свои оссобенности имеет организация местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Будучи субъектами Российской Федерации, города Москва и Санкт-Петербург имеют свою структуру органов государственной власти: представительный (законодательный) орган государственной власти города, исполнительный орган государственной власти города. Вместе с тем и Москва, и Санкт-Петербург — не только субъекты Российской Федерации, но и города. Согласно же Конституции Российской федерации местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях (ст. 131). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли образование в городах федерального значения городских органов самоуправления или возможно лишь образование внутригородских муниципальных образований, формирующих органы местного самоуправления? Организация наряду с органами государственной власти города еще и городских органов местного самоуправления едва ли целесообразна. Однако и придание городским органам власти двойного «статуса» органов государственной власти города и городских органов самоуправления, что предусматривает Устав города Москвы, принятый 28 июня 1995 г., не является выходом из данного положения, ибо вступает в противоречие с Конституцией Российской федерации и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации ».

Устав города Москвы исходит из того, что Москва это не только субъект Российской федерации, имеющий свои городские органы государственной власти (Городская Дума, Мэр, Правительство, Мэрия), но и самоуправляющийся территориальный коллектив. Жители Москвы, согласно статье 5 Устава, в своей совокупности образуют городское (местное) сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3, 12, 130—133 Конституции Российской Федерации. Статья 6 Устава устанавливает двойной статус представительного и исполнительных органов власти города Москвы — правовое положение, согласно которому эти органы одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Территориальными единицами г. Москвы являются, согласно статье 16 Устава, районы, административные округа и другие части территории города, имеющие наименование и границы, закрепленные городскими правовыми актами. Административные округа образуются для административного управления соответствующими территориями и координации деятельности администрации районов, территориальных подразделений и служб отраслевых органов городской администрации (мэрии), осуществления контроля за исполнением правовых актов города. Административный округ включает в себя несколько районов. Органами власти района (муниципальными органами), согласно Уставу города Москвы, являются районные управы, включающие районные собрания, избираемые населением, и главу Управы, который избирается районным собранием по представлению Мэра города.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривают, однако, двойственную природу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их возможность выступать одновременно и органами местного самоуправления, и органами государственной власти. Более того, статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Закон не учел специфику городов федерального значения, установив, что его положения в равной мере распространяются и на города федерального значения (ст. 7). Поэтому оптимальным вариантом организации местного самоуправления в городах федерального значения является создание лишь внутригородских муниципальных образований.

13.9. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации регулирование особенностей организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.

Закрытым административно-территориальным образованием Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. признает имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, устанавливаемых законом.

Согласно Закону территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При этом границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации, а также районов.

В соответствии с Законом закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: а) установления границ и земель, отводимых предприятиям и объектам данного образования; б) определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования; в) введения и обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

Вопросы создания и упразднения административно-территориального образования, изменения его границ относятся к компетенции федеральных органов государственной власти, которые решают их по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом следующих особенностей: а) в доходы бюджета данного образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории; б) дефицит бюджета покрывается субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета.

Проживание и работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации, которая включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда и др.

Наши рекомендации