Пётр Леонидович, я его удалила со своей страницы.
Порой лишь холод зимних вьюг,
А счастье снова манит вдаль,
И сил тебе уже не жаль,
И вновь за счастьем ты бредешь,
Сквозь бури ты за ним ползешь,
В грязи и холоде страдая,
И лишь о счастье мечтая.
Ты одинок и сил уж нет,
Но видишь ты далекий свет,
И ты бредешь сквозь холод вьюг.
Постой и посмотри вокруг,
Увидишь, сколько вас бредет,
И каждый тоже счастье ждет.
Прерви свой путь и дом построй.
А в доме том очаг устрой.
Пусть люди те, чьи долог путь
Немного могут отдохнуть,
И отогреться у огня,
И дрожь усталости унять.
Кто знает, что нас в жизни ждет,
И может счастье забредет,
К тебе на огонек. Ведь дело в том,
Что счастью тоже нужен дом.
Сейчас я думаю, что ко мне теперь счастье не забредет. Все пережито, все позади. Опять слова из Карманного оракула Грасиана: «Разумный знает, что суть благоразумия – сообразовываться с обстоятельствами.»
Скажу: «ДА и НЕТ»
Вся жизнь стала виртуальной. Только компьютер, только интернет, телевизор, магазин, еда, сон. Перелистываю свою книгу. О чем же я писал? О возникновении родной деревни Дятлино я писал со слов своего отца. Вот по Интернету я нахожу, что было совсем не так. Нахожу такие строки: «Триста с лишним лет назад из дер. Пигольдино-Инели (ныне дер. Бигильдино, Дятлино, Пиндиково, Картлуево, Осинкино, Гришкино Козловского района) на Кубню, в хвойные леса, переселились три семьи. Вначале новое поселение было расположено на левом берегу Кубни. Однако эту небольшую деревню тревожили воры. Жители перебрались на возвышенное место близ Кубни. Старое место поселения ныне называется Кие дурт. Но и на новом месте не было спокойно от грабителей. Поселение вынуждено было переместиться на правый берег Кубни. Тогда в деревне было уже семь дворов. В дальнейшем здесь население росло быстро. Деревню назвали Починок Инели (Хырла Ёнел), то есть выселок от дер. Инели. В районе есть и дер. Полевые Инели, происхождение которой, вероятно, также связано с Пигольдино-Инели»
Вот я нахожу слова Инели, Ёнел, о которых говорил отец.. Написано. Наоборот, что в южные районы Чувашии наоборот заселились чуваши из Козловского района. Названные деревни Дятлино, Пиндиково, Осинкино, Картлуево, Бигильдино существовали триста лет назад, но связь между чувашами северных и южноых уже существовало Эти строки не объяняет когда же появись деревни Дятлино, Солдыбаево, Осинкино, Пиндиково. Историк Реекеев пищет о том, чуваши из дерекни Карамышево переселились в места теперешнего Ялчикского района, появилась деревня Елчёк, село Карамышево, по чувшски деревня Елчёк., О связи между чувашами. Но наша деревня появились примерно лет триста назад, но переселись наши родичи не из районов. Может переселение наших родичей связано с тем, что в этих местах на берегу Волги, недалеко от Казани и Свяжска во времена Ивана Грозного появились русские деревни Козловка, Беловожск, Нижний Курган, Верхний Курган, Воробьевка, Карцово Починок, не только. Ественно чуваши были вытеснены из обжитых мест. Может этим можно объяснить появление наших деревень 300-400 лет назад на новых местах. Хватит об этом.
Да хочется писать об отце еще раз, писать правду о его жизни. С чего начать? Сколько раз я задаю себе этот вопрос. Мой отец не илеальный человек. Он родился в царское время в 1906 году. С молодых лет знал, что любой человек может прожить только в том случае, если будет трудиться. В 1920 году он в четырнадцать лет начл работать в полную меру сил, чтобы содержать семью, полуслепую мать, своих трех младших братьев и сестру. Двое его братьев получили высшее образование, один из братьев и сестра окончили техникум до войны. Он много рассказывал о том, что творилось тогда, когда не было никаких органов власти в двадцатых годах прошлого века в селах, о кражах, о том, как совершался самосуд над грабителями лошадей, урожая на полях, даже конопли. Как поймонного грабителя ставили к стене и толпа торцом бревна превращали его в «месево». Тех, кто украл коноплю из пруда, с краденным связкой за спиной водили по деревне, хлестая кожанным прутом, а укравший коноплю каждому встречному должен был говорить за что я так наказывают. Так поступали и с женщими, укравшими коноплю. Даже отец называл имена женщин, которых так водили по деревне. Я вспоминая каким мы его сыновья знали, когда еще были мальчишками. Он любил собирать нас и рассказывал сказки, которые возможно где-то прочитал, услышал, порой сочинял сам Рассказывал о богатырях, о зверях, о чертях, леших. Порою рассказывал так, как будто сам был участиком выдуманных событий. Причем в каждый раз он рассказывал сказки нового необычного содержания. Отец мой человек необычных способностей. До реводюции он окончил четырехклассеую церковно-приходскую школу. В 1938-39 годах учился в восмимесячных курсах техников-землеустроителей в городе Мариинском Посаде, Я открываю его записи, его конспекты по всему курсу элементарной математике, по алгебре, геометрии, тригонометрии, геодезии, Тут же я увидел его записи о повседневных расходов денег на покупку хлеба, картошки, мяса, молокаи т. п. Считал копейки. Но в 1939 году он был осужден за дебош, устроенный в ресторане в выпившем состоянии, на три года. Таковы были суровые законы того времени. Он был отправлен в лагерь на север России в Кандалакше. В лагере, говорят, сидят, но он не сидел, рубил лес на Кольском полуострове. Во время начала Отечественной войны. Он был в заключении. Освободился и вернулся домой он осенью 1941 года, когда шла уже война. Как вернулчя в родную деревню он начал работать в райцентре Козловке экспедитором в торговой организации «Райпотребсоюз». Мы вдвоем с Арсентием приходили к нему пешком. Иногда мы оставались на ночь в конторе Райпотребсоюза. Призвали его в Армию в февале 1942 года. Тут я прервусь.
Все ли я писал о том, что я помню о жизни в годы Великой Отечественной войны. Попробую чуть-чуть добавить к написанному ранее. Помню, что в нашу деревню прибыли беженцы - эвакуированные семьи из западных областей страны, из тех, которые были оккупировваны немцами, или из тех, где шла война. У наших соседей, через дом от нашего, у Ивана Егоровича жила эвакуировання из Москвы семья Гребенщивовых, их мальчик в это время учился с нами в одном кассе. Имя его я к сожалению забыл. Еще в зти годы войны жила эвакуированная семья из Эстонии, Помню девочку из этой семьи, худую, высокую, беленькую, со светлыми волосами. Что бы еще вспомнить? Помню в деревню нашу приехали на гастроли столичные артисты. Вероятно им безопаснее приехать на гастроли в глухую чувашскую деревню, чем на фронт. Я тогда не понимал о том, какую пьесу они ставили. Но помню, как эти артисты, наряженные в непонятные нам костюмы, бегали на маленькой сцене сельского клуба, что-то говорили, дикламировали. Помню, как один из героев бегал по сцене с криком «Мирандолина». Конечно сейчас я знаю о том, какую пьесу они ставили. Тогда я слышал только эти слова, ничего не понимая.
Еще помню, приезжали артисты – лиллипуты Не помню что они ставили, но помню как они сами стояли на контроле и пропускали зрителей в зал, проверяя купленные билеты, сдерживали мужественно, не прпуская в зал мальчишек, которые хотели пройти в зал без билетов., мальчишек, которые были выше их ростом.
Что же еще? Вот. Приехал и начал работать в нашу деревню, которая была далеко от фронта, где шли бои, агрономом молодой красивый мужчина (говорили, что он еврей). Вероятно он нашел способ, как избежать от призыва в Армию, от фронта, от смерти. Такие люди находились в любое время. Рассказывали как акекдот о том, как он зимой держал открытом овощехранилище, чтобы «освежить» помещение, где хранился картофель. Потом сельчане перебирая каждый картофель протирали тряпкой, от влаги сушили. Еще рассказывали о том, как он зимой упал в овраг около сельского клуба. Пытаясь выйти, натыкаясь на крутые склоны оврага, приговаривал: «И тут стена, и тут стена, вот тебе и чувашская тюрьма»
Помню такой случай. В каком году было не помно. Мы деревенские ребята пасли домашнмж коров не опушке леса (рощи), вот несколько самолетов летят на запад, вдруг мы услышали преривистые хлопки, которые исходили из одного самолета, и небольшой самолет бесшумно приземлился недалеко от нас в поле. Мы побежали к этом самолету и увидели, как около самолета стоял молодой человек в форме военного летчика с офицерскими погономи (с одной маленькой звездочкой). Он попросил, чтобы мы сходили в сельский совет и пригласили кого-нибудь из взрослых Когда пришел председатель сельсовета, они о чем-то говорили и он ушел. Позже прилетел небольщой самолет – кукурузник и вдвоем начали возиться в самолете. Позже оба самолета взлели вместе.
В наших лесах были волки, но никогда не были рыси. В 1943 году в Токташевском лесу ( в двух километрах от нашей деревни) появился рысь – эта дикая кошка. Люди боялись идти в лес, Людям нужны были дрова, кора липы, чтобы сделать лапти – основная обувь деревенских людей. Говорили, что рысь появился, «убегая» от войны с Карпавтских лесов. Двое взрослых мужчин из нашей деревни, Ергачев (имя его я не помню) и Мишуткин Иван Трофимович отправились в этот лес с охотичьими ружьями и к вечеру принесли в деревню труп убитого зверя. Я ходил к дому Ивана Антоновича и видел лежащую тушу этой дикой кошки., Эти мужчины фронтовики вернулись домой имея ранения. Да раненя! Фронтовики имеющие ранения носили на груди нашивки желтые,если ранение легкое, и красные, если ранение тяжелое. Были в деревне такие фронтовики, которые имели несколько нашивок на груди.
Опять об отце. Вот я писал раньше. «Наш отец после короткой подготовки был в числе тех, кто зимой 1942 года воевал под Ржевом, здесь он получил ранение, была раздроблена его правая рука. Сейчас я знаю, что под Ржевом были кровопролитные бои, что здесь погибли более миллиона человек. Тогда мы не знали об этом. Отец наш, находясь в госпитале после ранения, левой рукой писал нам: «Дети, не пейте воду из Волги, в ней больше человеческой крови, чем воды». В госпитале он лежал больше шести месяцев. Потом Сталинград. Конец 1942 года и начало 1943 года. Все события этих лет в Сталинграде и под Сталинградом известны всем, написаны тысячи страниц о героизме наших солдат, о трагедии людей, о миллионах ушедших из жизни солдат, мирных жителей, женщин, детей. Мой отец был под Сталинградом в это время. Последний рубеж обороны он называл остров Солодники ниже города по течению реки
Это Дятлино