А через час цветок гвоздики алой
Уж ра…пустился в цветнике моем
И весело кивал мне головою,
Обрызганный весь влагой дождевою.
А. Голенищев-Кутузов.
9. Поставьте вопросы к местоимениям.
Задание: выпишите словосочетания с местоимениями и сочетание сказуемого с местоимением – подлежащим.
Прощай, скворец, мой славный друг,
Вернись ко мне назад! Когда услышу подо льдом
Стеклянный звон ручья,
Я подновлю твой прежний дом
И стану ждать тебя.
Р. Галинская.
10. Определите падеж личных местоимений. Определи разряд местоимений. Какого нет?
Меня еще там нет, А мне печется хлеб, И вот он вынут из огня, Чтоб накормить меня. И кто-то мне газеты шлет, И кто-то мне одежду шьет, И кто-то учит роль. И для меня волнуется, И где-то кто-то учится, Как успокоить боль, | Чтоб мне ее не знать! И потому беру тетрадь И, что-то напевая, Стихи пишу тому, Кого еще не знаю. Никто меня не упрекнет, Что тех еще не знаю. Но в школе я учусь всему И сам все постигаю. Э. Мошковская. |
11. Применение правила о дефисном и раздельном написании приставки и суффиксов в неопределенных местоимениях.
Задание: спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
(Кое) (о) ком подумать, (кто) нибудь (с,з) делает, (кто) (о) чем пор…змыслить, п…звать кого (либо), к кому (то) уехать что (либо) приве…ти, (кое) (в) чем (не) согл…ситься, (кое) кого ра…спросить, чего (то) (не)хв…тает, (кое) кем зам…нить, (кое) (в) чем прот…во-речит, кому (нибудь) поручить.
12. Применение правила о дефисном и раздельном написании пристав-ки и дефисном написании суффиксов в неопределенных местоимениях.
Задание: вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
1) Так мне еще удастся поживит(?)ся сырком иль косточкой, иль чем (нибудь)?
2) К кому (то) пр…несли от мастера Ларец.
3) В механик… и я чего (нибудь) да стою.
4) Так это был твой брат и, словом, кто (нибудь) из вашего же роду.
5) Так вид…шь ли, мой друг, чего (то) нет на свет…!
6) Уж я (кой) что посеял, пос…дил.
7) Какой (то) молодец купил огромный дом.
8) Идет он (Медведь) в лес толкнут…ся у соседей, чтоб с кем (нибудь) зн…комство свесть. (И.А. Крылов).
13. Распознавание приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. Конструирование предложений с отрицательными местоимениями.
Задание: замените сложные предложения простыми, используя отри-цательные местоимения некого, нечего, не с кем и прочие.
Образец: Не было человека, которому я мог бы довериться. – Мне некому было довериться.
1) У меня нет ничего такого, во что можно было бы пол…жить яблоки.
2) Тут нет ничего такого, чему можно было бы уд…вляться.
3) Нет человека, с которым я мог бы поиграть в шахматы.
4) Здесь нет ничего такого, над чем следовало бы л…мать голову.
Задание: укажите фразеологизм. Объясните его значение.
14. Закрепление правила о слитном и раздельном написании приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.
Задание: раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы и расстав-ляя пропущенные запятые.
Пословицы:
1)Люблютого, кто (не) обидит (ни) кого.
2) Обидеть-то каждый мож…т, а пож…леть-то (не) кому.
3) Кто дважды оглян…тся, тот (ни) когда (не) потеряется.
4) Дома с…дит, (ни) (на) кого (не) гл…дит.
5) В одной руке пусто, а в другой нет (ни) чего.
6) Иного (ни) чем (не) удовлетворить и (ни) чем (не) насытить.
7) Поехали с орехами – пр…дут (ни) (с) чем.
8) Воин с оружием – все, воин без оружия – (ни) что.
9)Остермеч, да (не) кого сеч….
10) (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр…ва.
11)Плохого человека (ни) чем (не) уваж…шь.
Задание: подберите антонимы к выделенным словам.
15. Закрепление правила о слитном и раздельном написании приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.
Задание: спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Пословицы:
1) (Ни) чего я (не) боюсь но (ни) (с) кем и (не) бр…нюсь.
2) Тому (не) чего боят…ся, кого (не) стр…шатся.
3) И то быва…т что (ни) чего (не) убывает.
4) Тот (не) ош…бается, кто (ни) чего (не) делает.
5) Когда густо, когда пусто, когда нет (ни) чего.
6) Р…диться – р…дился а (ни) (к) чему (не) пригодился.
7) За все брат (?)ся – (ни) чего (не) сделать.
8) Не стыдно м…лчать, коли (не) чего ск…зать.
9) (Ни) кому в науку пути не закрыты.
Задание: подберите и запишите синонимы к выделенному слову.
16. Закрепление слитного, раздельного и дефисного написания неопре-деленных и отрицательных местоимений.
Задание: спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные бук-вы. Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения.
Тибул вз…брался на кольцо, окружавшее ф…нарь. «(Ни) чего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет (по) другой проволоке. Оттуда мы и снимем его!»
Тут произошло такое, чего (ни) кто (не) ожидал. Полосатая ф…гур-ка, в блеске ф…наря ставшая черной, пр…села на железн…м кольце, повернула какой (то) рычаг, что (то) щелкнуло, звякнуло, и фонарь мгновенно потух.
(Ни) кто (не) успел сказать ни слова. А в следующую минуту вы-соко-высоко снова что (то) стукнуло и зазвенело. Было слышно, как кто (то) быстро бежал по стекля…ному куполу.
Ю. Олеша, «Три толстяка».
17.Распознавание притяжательных местоимений.
Задание: озаглавьте отрывок. Выпишите словосочетания «притя-жательное местоимение + существительное». Определите род, падеж, число притяжательных местоимений.
Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!
Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и ваших сверст-ников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – самые большие ваши друзья.
Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толс-того, Горького. Прочитав их книги, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.
18. Значение и употребление притяжательных местоимений.
Задание: вставьте притяжательные местоимения в соответствии с замечаниями, данными в скобках.
1) Каждый должен пр…быть на конференцию со_ _ книгами (книги принадлежат каждому).
2) Мой брат пр…нял _ _ предл…жение выступить с пр…ветствием (предложение было сделано вами).
3) Мои товарищи высказали _ _ мнение о прочитанном произве-дении (мнение принадлежит товарищам).
4) Вы, как видно, пр…небрегли _ _ рецензией (рецензию писали мы).
5) Ты должен позаботиться о _ _ библиотеке (библиотека твоя).
19.Употребление указательных местоимений.
Задание: допишите предложения, чтобы приведенные ниже предло-жения с местоимениями стали понятными.
Образец: Мы помогали строить это (какое?) здание.
– На краю поселка выросло новое здание школы. Мы помогали строить это здание.
1) Каждая мать х…тела бы иметь т…кого (какого?) сына.
2) (В) т…кую (какую?) ночь нево…можно уснуть.
3) Несколько лет прошло (с) той (с какой?) д…лекой поры.
4) Песня (об) этом (о чем?) никогда (не) умрет.
20. Употребление местоимения этот.
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, | Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночей селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все – весна! А.А. Фет. |
Говори правильно!
1. Умение формулировать вопросительные предложения.
Задание: объясните, какие неправильности допущены в данных ниже вопросах. Запишите исправленный вариант формулировки вопросов.
1)Чего ты делаешь?
2) Сколько время?
3) Сколько много книг ты прочитал за лето?
2.Овладение нормами правильного употребления неопределенных местои-мений.
Задание: запишите исправленные варианты предложений. Подчерк-ните неопределенные местоимения.
1) Я хочу сказать вам кой-чего.
2) Я принес вам чего-то.
3) Чего-нибудь придумаем.
4) Кто-то из женщин вошла сюда.
3. Распознавание приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. Закрепление их слитного и раздельного написания с отрицательными местоимениями.
Задание: запишите отрицательные ответы на вопросы, используя в ответах отрицательные местоимения. Обозначьте падеж местоимений.
Образец: Чем нам забить гвозди? – Нам нечем забить гвозди.
1) Если ли у вас какие-нибудь новости?
2) К какому нам обрати…ся за помощью?
3) О чем тут спорить?
4) Для чего тебе брать ружье?
5) С кем мне посоветова…ся?
6) О чем беспокоит…ся?
4. Какая ошибка допущена в предложении?
Заниматься ему ничего не мешало. (В предложении неверная форма дополнения: оно должно быть выражено местоимением в винительном падеже: Заниматься ему ничто не мешало).
5. Какая ошибка допущена учеником?
Учитель: Приведи пример трения.
Ученик: Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посы-пают песком.
(Неверное употребление местоимения его создает в предложении двусмысленность. Нужно заменить местоимение существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком).
Интермедия
Действующие лица: два приятеля Петя и Миша.
Петя: А, здравствуйте!.. Я смотрю – вы ли, не вы ли?
Миша: Что вылил? Я… Я ничего не вылил.
Петя: Да нет, не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?
Миша: Ах, выли? Кто? Они выли(в публику)? А зачем они выли?
Пятя: Да нет же… Я говорю про Вас, вы ли, не вы ли?
Миша: Я выл? Нет, я не выл!
Петя:Ну, и они не выли!
Миша: Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.
Петя: Нет, я не один, а мы.
Миша: Кто это – мы?
Петя(объясняет): Вы, мы, ты, я.
Миша: Кто вымытые?
Петя: Да, нет. Я про всех говорю: вы, мы, ты, я.
Миша:Все вымытые? Это они вымытые (в публику)? А кто же, по-вашему, на праздник приходит немытым? Право, что же вы такое гово-рите? Не про меня ли?
Петя: Что променяли?
Миша: Я говорю: «Не про меня ли?»
Петя:Ах! Не променяли? А что не променяли!
Миша: Я же про себя говорю: «Не про меня ли?»
Петя: А, это вас не променяли?
Миша: Да, нет же! Ох, нам, наверно, никак не разобраться. Пусть ребята нас рассудят.
Шуточные вопросы:
1. Какие руки состоят из трех местоимений? (Вы–мы–ты).
2. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я–мы).
3. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я).
4. Какая буква, говоря за себя, имеет два звука? (Я [йа]).
5. Сколько личных местоимений в слове семья? (7я).
6. Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я–корь).
7. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты–ква).
8. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я–беда).
9. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я–щик).