Формирование элементарных математических представлений
«НАЗВАНИЕ»
для детей __________ лет (указать возраст!)
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – познавательное развитие, …. (не менее трёх областей)
ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», ЗАДАЧИ - перечислить
ДРУГИЕ ОО ФГОС ДО - перечислить задачи
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – названия технологий с пояснением использования в конспекте, шрифт должен быть выделен при перечислении каждый своим цветом и таким же цветом выделен в конспекте при описании использования технологии.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД - внимательно перечитайте свой конспект и перечислите всё, что использовалось в ходе проведения НОД.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - перечислите все виды деятельности, которые Вы проводили, чтобы подготовить детей к данной организованной образовательной деятельности. Это может быть чтение книг, разучивание стихов, рисование и т.д. на данную тематику. Данный пункт целиком зависит от Вашей фантазии.
ХОД НОД (не забывайте о выделении цветом современных образовательных технологий!) -
Часть1, организационная. Постановка цели, проблемно - игровая мотивация детей
Часть 2, основная. Деятельность для решения поставленных задач
Часть 3, заключительная. Подведение итогов, закрепление, обобщение.
Примерный список современных образовательных технологий, которые Вы можете использовать в конспекте НОД:
* Мнемотехника.
* ИКТ-технология (презентация). В этом случае в ходе конспекта Вы должны указывать номера слайдов в той последовательности, как Вы их открываете. Презентация прилагается к конспекту, как приложение.
* ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач)
* Проблемно - игровые технологии
- логические математические игры, в том числе игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, логические игры со счётными палочками
- развивающие игры математической направленности
- проблемные ситуации
- творческие задачи
- экспериментально-исследовательская деятельность
* Здоровьесберегающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики)
- Дыхательная гимнастика
- Логоритмика.
- Технология музыкального воздействия.
2. Конспект при необходимости может содержать приложение: наглядный дидактический материал для проведения НОД, который должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к материалам и оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста. Желательно, чтобы он был оригинальным, ярким, творческим.
3. В качестве приложения к составленному конспекту возможно использовать презентацию. Презентация представляется в распечатанном виде по 6 слайдов на листах формата А4. Первый слайд включает в себя название презентации, название МДК 03.04, ФИО студента, номер группы, ФИО преподавателя. Последний слайд – «Спасибо за внимание!»
4. Скопируйте и вставьте после своего конспекта краткое описание теоретических основ классификации методов и приёмов по источнику получения знаний.
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний. Прием — вариант применения данного метода.
Классификация методов и приёмов по источнику получения знаний.
а) словесные методы и приёмы - источником знания является устное или печатное слово
б) наглядные методы и приёмы - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия
в) практические методы и приёмы - учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия
5. Подробно поясните в виде таблицы используемые в представленном конспекте НОД методы и приёмы (со ссылками на конспект!).
Словесный метод Приёмы: | Наглядный метод Приёмы: | Практический метод Приёмы: | |
3… |
5. Конспект, краткое описание теоретических основ классификации методов и приёмов и пояснение используемых методов и приёмов оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы работы нумеруются внизу справа. Текст в конспекте и описании методов и приёмов должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.
КСР №4:
Варианты познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке». Приёмы руководства совместной познавательно-исследовательской деятельностью по предложенным темам.
1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание теоретических основ проблемно-игровых технологий.
Главной задачей современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Проблемно-игровая технология–это технология развития, при реализации которой ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата.
Особенности современной образовательной технологии «Проблемно-игровая технология»:
1. Взрослый создаёт мотивацию, предлагает проблему.
2. Исключаются показ и подробное объяснение достижения результатов.
3. Ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении.
4. Ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его, но может принять частичную подсказку взрослого.
Познавательно - исследовательская деятельность – один из видов проблемно-игровых технологий.Она направлена на самостоятельный поиск и приобретение детьми новой информации. Ей присущи все особенности проблемно-игровых технологий. Один из вариантов познавательно-исследовательской деятельности – это экспериментально-исследовательская деятельность.
Этапы (приёмы) руководства экспериментально - исследовательской деятельностью:
1. Совместная с педагогом экспериментально - исследовательская деятельность:
- создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
- выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование
- проведение эксперимента
- фиксация результатов, их обсуждение (с помощью педагога: что делали? что получили? почему?)
- общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
2. Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность:
Одним из условий является наличие специально созданной развивающей предметно - пространственной среды, дающей детям возможность самостоятельно подтвердить вывод, сделанный в совместной с педагогом деятельности.
2. После скопированного текста опишите варианты познавательно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) деятельностидля детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке» и раскройте приёмы руководства совместной деятельностью по предложенным темам.
Этапы (приёмы) | Математика на кухне | Математика на прогулке |
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели | ||
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование | ||
Проведение эксперимента | ||
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога | ||
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей) | ||
Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность |
3. В качестве приложения к приёмам руководства совместной познавательно-исследовательской деятельностью по предложенным темам возможно использовать наглядный дидактический материал, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.
4. Краткое описание теоретических основ проблемно-игровых технологий, варианты познавательно-исследовательской деятельностии приёмы руководства оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №1 нумеруются внизу справа. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.
КСР
Варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации.
1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание логических блоков Дьенеша, их значение для всестороннего развития дошкольников и описание вариантов использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации:
- классификация по одному признаку
- классификация по двум признакам
- классификация по трём признакам
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, психолог, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.
Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – свободно развиваться в игре. При этом он подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема.
Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются тремя свойствами (признаками):
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
2. Цветом - красные, желтые, синие.
3. Величиной - большие и маленькие, толстые и тонкие.
Таким образом, в наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические блоки представляют собой эталоны геометрических фигур, и каждая геометрическая фигура характеризуется тремя свойствами: формой, цветом, величиной.
Кроме фигур (блоков Дьенеша) в набор входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также входит комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы различных свойств блоков Дьенеша и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств путём подбрасывания кубика, а это всегда нравится детям.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1. Знакомят с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
3. Способствуют развитию логического мышления, помогают овладеть основными логическими приёмами - сравнение, анализ, синтез, классификация и т.д.
4. Развивают умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их и удерживать в памяти одновременно несколько свойств объекта.
5. Учат обозначать словами отсутствие свойств (учат понятию отрицания)
6. Способствуют развитию речи – учат построению фраз с союзами "и", "или", с частицей "не" и т.д.
7. Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации:
Классификация - распределение предметов по группам на основании общих признаков. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака (основание классификации) и деление на группы по основанию классификации.
1.Классификация по одному признаку.
1. ПОДАРКИ
К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои игрушки. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Давайте подарим им фигуры!
Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет (классификация по цвету).
- Какого цвета у Мишки фигуры?
- Красные!
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по величине, по форме.
2. ПАРОВОЗИК
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разной формы -классификация по одному признаку, по форме, и отрицание.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по цвету, по величине.
3. ОБРУЧИ
Игрушки рассказывают, что они принесли для игры обруч. Положим в обруч любой символ, например – «Большой» - классификация по одному признаку, по величине, и отрицание.
- Какие фигуры мы положим в обруч?
- Только все большие!
- Какие фигуры мы положим вне обруча?
- Все не большие!
Символы свойств возможно поместить не только в обруч, но и вне обруча.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по форме, по цвету.
2. Классификация по двум признакам.
1. ПОДАРКИ
Игрушки говорят, что хотят еще поиграть! Около каждой игрушки ставим 2 символа (классификация по двум признакам – по цвету и форме). Дети дарят фигуры игрушкам поочередно до тех пор, пока корзинка не опустеет.
- Какие игрушки у мишки?
- Красные круглые!
- Какие игрушки у котенка?
- Желтые квадратные! И т.д.
2. ПАРОВОЗИК
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной величины. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик - классификация по двум признакам, по цвету и по величине, и отрицание.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по двум другим признаками.
3. ОБРУЧИ
Мишка предлагает поиграть с двумя обручами (положить их таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). В обручи помещаем символы. Например: в синий обруч «Большой», а в красный – «Круг» - классификация по двум признакам, по величине и по форме, и отрицание.
- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?
- Все большие, но не круги!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего?
- Все круги, но не большие!
- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?
- Все большие круги!
- Какие фигуры вне обручей?
- Все не большие и не круги!
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по двум другим признаками.
3. Классификация по трем признакам.
1. ПОДАРКИ
Зайчик просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую!Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру (классификация по трем признакам: по цвету, форме и величине).
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по трём другим признаками.
2. ПАРОВОЗИК
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета, разной формы и разной величины. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик - классификация по трём признакам и отрицание.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по трём другим признаками.
3. ОБРУЧИ
Котенок предлагает детям снова поиграть с тремя обручами и с фигурами. Расположить обручи необходимо таким образом, чтобы обручи частично перекрывали друг друга. Положим в каждый обруч по одному символу. Например, в синий обруч - «Красный», в красный - «Треугольник», а в желтый – «Большой»(классификация по трём признакам и отрицание).
Нельзя в обручи положить два символа одного признака.
- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне синего и красного?
- Все большие, но не треугольные и не красные!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего и желтого?
- Все треугольные, но не большие и не красные!
- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного и желтого?
- Все красные, но не большие и не треугольные!
- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно, но вне синего?
- Все большие треугольные, но не красные!
- Какие фигуры внутри желтого и синего обруча одновременно, но вне красного?
- Все большие красные фигуры, но не треугольные!
- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно, но вне желтого?
- Все красные треугольные, но не большие!
- Какая фигура находится внутри синего, красного и желтого обруча одновременно?
- Большая, красная, треугольная!
4. ИГРУШКИ
Игрушки снова предлагают поиграть (классификация по двум и по трём признакам). Зайчик говорит, что любит только треугольные фигуры (ставим символ формы). Котенок играет только в большие фигуры (ставим символ величины). Но им очень хочется поиграть вместе (положить между ними обруч). Медвежонок тоже любит играть, но он играет только в красные фигуры (ставим символ цвета). И ему одному играть скучно (положить обруч между мишкой и зайчиком, между мишкой и котенком).
- В какие игрушки могут играть вместе зайчик и котенок?
- В большие треугольные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и котенком).
- В какие фигуры могут играть вместе зайчик и мишка?
- В красные треугольные (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и мишкой).
- В какие фигуры могут играть вместе котенок и мишка?
- В большие красные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между котенком и мишкой).
Поросенок говорит, что тоже хочет поиграть. Он приглашает в свою игру всех: мишку, зайчика и котенка (в середине между тремя обручами располагается четвертый, в него ставим поросенка).
- В какую игрушку могут играть все игрушки вместе с поросёнком?
- В большую красную треугольную! (Дети находят такую фигуру и располагают ее в центральный обруч вместе со всеми игрушками).
2. При желании Вы можете добавить свои игры с блоками Дьенешадля освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации. В качестве приложения возможно использовать наглядный дидактический материал, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.
4. Краткое описание логических блоков Дьенеша, их значение для всестороннего развития дошкольников и описание вариантов использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №5 нумеруются внизу справа.