Виды управленческого контроля
Виды контроля: А)Внешний (налоговая, аудит и т.д.); Б)1.Внутренний: 1.1.Предварительный (до) – по отношению к ресурсам – для избежания неправильного решения; 1.2.Текущий – (в процессе) (факт планом) (руководитель по отношению к подчиненному); 1.3.Заключительный – оценка эффективности (неправильный предварительный контроль). 2.Финансовый: -контроль бюджета, -фин. плана, -оценка фин. сост. 3.-Стратегический (эффективная стратегия – высокая прибыль, высокая конкурентоспособность); -Оперативный (по годам эффективности, по периодам). 4.Административный контроль – контроль на всех уровнях. 5.Выборочный контроль. Если не дало результата - контроль через 3-и месяца изменить. Дополнительные виды контроля: -маркетинговый; - контроль качества; - производственный.
Предварительный (упреждающий, превентивный) – осуществляется до начала работы. Его задача состоит в проверке готовности организации и необходимых ресурсов к работе. Т.е. выявление и предотвращение отклонений прежде, чем они могут возникнуть.
Цель – гарантировать такое качество входящих ресурсов, чтобы у организации не возникло проблем при выполнении стоящих перед ней задач.
Направления предварительного контроля:
- персонал: оценка профессиональной пригодности исполнителей, уровень их подготовки, знание инструкций, обязанностей, понимание целей и характера работы;
- материальные ресурсы: наличие необходимых запасов сырья, соответствие их количества и качества потребностям производства, проведение проверок соответствия поступающего сырья выработанным требованиям, выбором поставщиков, гарантированность поставок, обеспечением запасов материалов, необходимых для бесперебойной работы организации;
- финансовые ресурсы: составление бюджета или сметы, надежность денежных источников, обоснованность предстоящих расходов, установка предельных уровней затрат, что препятствует перерасходу средств в подразделениях организации
Текущий (сопутствующий) контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ по промежуточным целям, называемым «точками контроля». Чем продолжительнее период выполнения плана, тем больше должно быть число таких точек, а промежутки между ними короче. Это позволяет своевременно выявить отклонения и принять меры к их устранению.
Цель – мониторинг текущей деятельности сотрудников и проверка соблюдения ими принятых стандартов. В его основе лежат нормативные показатели, а также правила и инструкции по выполнению рабочих задач и поведению сотрудников.
Например, движение изделий в рамках технологического процесса (соблюдение последовательности и сроков выполнения операции, загрузка оборудования), уровень текущих затрат, дисциплина.
Т.К. может быть сплошным (проверка всех объектов) и выборочным. Последний менее затратен, но есть риск случайных ошибок.
Система текущего контроля включает следующие блоки:
■ информационный — перечень параметров, подлежащих проверке (совокупность воспринимающих устройств и информационных потоков);
■ оценочный, воспринимающий и анализирующий поступающую информацию о внутренних и внешних событиях и определяющий их соответствие тому, что было запланировано;
■ механизм корректировки.
Важное место в повышение эффективности тек. контроля может сыграть его карта качества (схема, где нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений, что позволит сразу наглядно обнаружить отклонения от стандартов).
Текущий контроль на оперативном уровне призван обеспечить выполнение всех работ и событий в соответствии с планом. Менеджеры стратегического уровня обычно сосредоточивают внимание на квартальных результатах и ключевых точках (например, завершение проекта) для того, чтобы оценить весь производственный процесс и траекторию его развития в целом и, соответственно, внести необходимые коррективы.
Внутренний контроль ( субъект и объект К. в одной системе) предполагает, что работники сами следят за своей работой и результатами и вносят по мере необходимости в нее изменения. Самоконтроль возможен в организации со здоровым морально-психологическим климатом, преобладанием групповых форм работы и принятия решений, демократичным стилем управления.
Итоговый контроль ( контроль по результатм.– проводится после завершения работы. Необходим для выявления и устранения проблем, возникавших в процессе работы, а также для вознаграждения работников за полученные результаты. Данные итогового контроля используются при составлении очередных планов.
Оперативный заключительный контроль выполняет следующие основные функции:
■ обеспечивает менеджеров информацией, необходимой для оценки эффективности деятельности, за которую они ответственны;
■ его результаты образуют базу для оценки и вознаграждения персонала;
■ воздействует на менеджеров, ответственных за обеспечение и осуществление производственного процесса, с целью их активизации.
Заключительный контроль на стратегическом уровне обеспечивает высших руководителей информацией, используемой для корректировки или изменения будущих планов организации и совершенствования процесса стратегического планирования.
Контроль представляет непрерывный процесс, проходящий три этапа:
1) установление стандартов и критериев деятельности организации;
2) измерение и сопоставление фактически достигнутых к результатов с нормативными и анализ отклонений;
3) принятие необходимых корректирующих действий.
Первый этап наиболее ярко демонстрирует взаимосвязь планирования и контроля, так как стандарты — это желаемый результат, конкретные цели, которые поддаются измерению и явным образом следуют из процесса планирования. Чем отчетливее связь между целями организации и стандартами, применяемыми для контроля, тем более вероятно, что процесс контроля будет принят, понят и даже станет саморегулироваться.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием:
■ временных рамок выполнения каждой работы;
■ конкретного критерия (показателя результативности), по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Хороший стандарт системы контроля состоит в том, что в нем продуманы единицы измерения и содержатся реалистичные допуски параметров цели.
Стандарты и нормативы должны:
· объективно отражать реальность;
· быть выполнимыми в обычных условиях;
· быть гибкими, т.е. регулярно пересматриваться при изменении внутренних и внешних условий;
· отражать все основные стороны работы организации.
Особую трудность составляют те цели и задачи организации, которые трудно поддаются количественному измерению (например, повышение морального уровня, эффективность НИОКР и др.). В данном случае возможно использование различного рода субъективных косвенных показателей, получаемых на основе обследований и опросов.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, нередко становится наиболее заметной частью всей системы контроля и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов и их оценке.
Именно этот этап определяет затраты на осуществление контроля и его эффективность. В коммерческих организациях, если затраты на систему контроля превышают полученную от ее реализации прибыль, такой контроль неэкономичен и непродуктивен. По этой причине правильная организация данной стадии и использование специфических методов становятся основополагающими при решении вопроса о том, стоит ли вообще осуществлять контроль.
Важны следующие моменты:
■ система измерений должна соответствовать тому виду деятельности, которая подвергается контролю, при этом единицы измерения должны подвергаться преобразованию в те единицы, в которых выражен стандарт;
■ необходимо согласовать скорость, частоту и точность измерений с деятельностью, подлежащей контролю. Измерения должны проводиться с частотой, позволяющей обеспечить высокую вероятность достижения целей (например, безопасности продукции);
■ должна быть решена проблема определения по-настоящему важных отклонений, т.е. установлен масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не влечет за собой выработки соответствующих управляющих воздействий;
■ следует обеспечить доведение до сведения соответствующего персонала организации как установленных стандартов, так и достигнутых результатов. Информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, позволяющем легко принимать необходимые решения и действия;
■ необходимо выявить коммуникационные проблемы, возникающие в процессе сбора и распространения контрольной информации, и устранить их. Несмотря на использование современных компьютерных технологий, большая часть информации обрабатывается человеком, что повышает вероятность ошибок и искажения данных.
После вынесения оценки осуществляется третий этап, обычно реализуемый через одну из следующих форм.
1. Поддержание текущего статуса. Когда результаты совместимы со стандартами или отклонение носило эпизодический характер, наиболее приемлемая реакция — признание исполнения, правильности выбранных действий, необходимости лишь незначительных изменений. Для менеджера важна оценка позитивности обратной связи (т.е. признание достижения результата и выражение одобрения), чтобы персонал ясно осознавал важность затрачиваемых усилий и наличие контроля за своей деятельностью.
2. Осуществление регулирования. Процесс, посредством которого осуществляется удержание характеристик системы на определенной траектории за счет устранения отклонений, называется регулированием, а элемент, осуществляющий эти функции, — регулятором. Проводимая корректировка должна быть направлена на устранение настоящей причины отклонения, которую достаточно сложно выявить, поскольку вклад в отклонение полученных результатов от желаемых может давать сочетание различных факторов, и большая часть работы в организации — результат объединенных усилий нескольких групп людей. Вследствие этого любое значительное изменение в одном из подразделений затронет всю организацию.
Различают три вида регулирования:
а) с помощью выравнивания отклонений действительного состояния переменных от требуемого (своевременное пополнение запасов, ремонт оборудования);
б) с помощью устранения из окружения системы фактора, выводящего систему из нужного состояния; такой тип регулирования носит компенсационный характер (например, правовые санкции по отношению к поставщику, не обеспечивающие своевременное поступление материалов и комплектующих);
в) с помощью изоляции системы от возмущений (например, создание запасов минимизирует воздействие внешних возмущений).
В каждом случае оцениваются преимущества от принимаемых мер в краткосрочном периоде и последствия в долгосрочном (например, увеличение затрат в будущем).
3. Изменение стандартов. Если результаты значительно отклоняются от стандартов, то другим способом корректировки, используемым в процессе контроля, может стать пересмотр стандартов или планов. Изменение может осуществляться как в сторону повышения, так и понижения. Последнее крайне важно, если установленные стандарты и нормативы выполнить очень трудно, что резко снижает мотивацию персонала к достижению целей. Необходимость радикального пересмотра стандартов — симптом проблем, возникших в процессе контроля либо планирования.
Эффективность контроля осуществляется в соответствии с определенными принципами.
- всеохватывающий, т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней.
Такой контроль не под силу одному человеку или небольшой группе людей. К нему привлекается весь персонал организации или его значительная часть, ибо наилучший эффект обеспечивает самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.
- четкая стратегическая направленность, задаваемую основными приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.
- Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.
- гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям.
- своевременный, позволять устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.
- экономичным (приносимые выгоды должны превышать затраты). Поскольку контроль не самоцель, а средство достижения цели, он должен служить условием повышения эффективности хозяйствования. Это обеспечивается оптимизацией всех связанных с контролем издержек (на технические средства, сбор, переработку, хранение информации и проч.)
Отсутствие экономического эффекта от контроля свидетельствует о том, что он не повышает степени владения руководством реальной ситуацией, более того, направляет его действия по ложному пути.
- индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.
- Ориентированность контроля на человека означает его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения». А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности проведения соответствующих мероприятий.
- объективность. Контроль должен соответствовать характеру своего объекта, а цель его быть понятной. Сотруднику необходимо показать, что контролируют не его личность, а производственную деятельность,
- избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из недоверия к ним, ибо кроме пустой траты средств и лишних эмоций, это ничего не дает.
Слабый контроль, а тем более бесконтрольность являются признаком безразличного отношения руководствак людям и делам организации.
Возложение на то или иное должностное лицо функций контроля требует учета не только его формального положения в служебной иерархии, но и личных качеств, склонностей, отношения к нему коллег и подчиненных. Любой человек, прежде чем контролировать других, должен научиться контролировать себя.
В целом на систему управленческого контроля влияют характер деятельности организации, степень ее обособленности, факторы внешней среды, позиции менеджеров.
В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести:
• контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку;
• контроль из предубежденности, недоверия, излишне детализированный, тотальный, порождающий несамостоятельность и иждивенчество;
• контроль для проформы, например присутствия на рабочих местах, и проч.;
• ориентация на прошлый опыт, традиции, стереотипы;
• игнорирование личных особенностей людей;
• смешение фактов и выводов;
• отсутствие информирования контролируемых о результатах.
Функция координации – это управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных структурных подразделений в процессе выполнения плановых заданий (какие слабые места – через совещания – пути принятия решений, проблем). Ф-ция контроля, учета, анализа и ф-ция координации тесно связаны через принцип обратной связи – получение инфо о ходе и результатах работы с целью ее корректировки. Координация- это упорядочивание, согласование, направление совместной деятельности людей для реализации целей организации.
Координация - это центральная функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними.
Сущность функции координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма.
Цели координации— установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы. К отклонениям приводят неравномерность в движении производства, перебои в снабжении, нарушения трудовой дисциплины, нехватка средств и др. Поэтому работники управления должны располагать эффективными средствами регулирования, а регулирующие средства должны предусматриваться в планах.
Типы координации: 1.Превентивная координация – предотвращение проблем. 2.Устраняющая – связана с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе. 3.Регулирующая – направлена на поддержание установленной схемы взаимодействия субъектов. 4.Стимулирующая – способствует совершенствованию поведения людей. Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объему, непротиворечивым.
В небольших организациях координация осуществляется довольно просто: члены организации обычно находятся в постоянном общении, каждый видит работу остальных, и любая несогласованность может быть быстро обнаружена, обсуждена и исправлена.
Чем сложнее деятельность организации, тем труднее осуществить ее координацию. Дж. Гэлбрейт в качестве факторов усложнения выделил:
дифференциацию (специализацию);
■ взаимозависимость отдельных лиц или групп; ,
■ фактор неопределенности.
Дифференциация в высокой степени служит следствием увеличения размера предприятия, приводящего к целесообразности специализации. Преимущества специализации очевидны: работа выполняется теми, кто ее лучше всего сделает, но при этом возникают проблемы координации (чем больше организация разделяет ответственность между отдельными специалистами и подразделениями, тем больше усилий надо приложить, чтобы снова свести их воедино).
Специализация поднимает проблемы координации:
— проблему противоречивых целей. Например, персонал финансового отдела стремится сократить расходы и снизить запасы материалов. Но сотрудники производственного отдела заинтересованы в поддержании производства и не желают остаться без материалов, поэтому предпочтение отдается высокому уровню запасов;
— различные подразделения развивают собственные взгляды на организацию и приоритеты в ней, имеют свой стиль общения персонала; могут работать в различных временных рамках; в подразделениях могут оказаться самые разные люди (по квалификации, образовательному уровню, мировоззрению и т.д.). Например, атмосфера личных взаимоотношений в сфере производства может контрастировать с атмосферой отдела сбыта.
Взаимозависимость предполагает зависимость каждого члена от других. Для одних это тесная и каждодневная взаимозависимость, а для многих других — довольно слабое обстоятельство, проявляющееся на довольно большом отрезке времени.
С развитием организации, ее внутренних и внешних связей возрастает неопределенность. Например, далеко не всегда известны клиенты, надежны поставщики, предсказуемы лояльность и мнения персонала, не всегда ясны критерии оценки производственных показателей отдельных лиц и групп, непредсказуемы изменения в окружающем мире. Чем выше неопределенность, тем сложнее координация. Приходится перерабатывать большее количество информации, принимая решения. Обработка информации — это основной вид организационной деятельности.
Г. Минцберг выделяет шесть способов, посредством которых организации координируют свою деятельность:
■ взаимное согласование, при котором контроль над процессом труда осуществляется самими работниками благодаря простому процессу неформальных коммуникаций. Этот способ эффективен и в простейших организациях (ателье по ремонту), и более сложных (например, реализация инновационного проекта не подлежит изначальной регламентации всех процессов). Никто не знает наверняка, как и что следует делать. Это знание приходит по мере развертывания рабочего процесса, и успех проекта зависит прежде всего не от использования различных координационных механизмов, а от способностей специалистов приспосабливаться друг к другу;
■ прямой контроль, предполагающий возложение на одного человека ответственности за работу других людей, определение для них заданий и наблюдение за их действиями (например, начальник бюро цен);
■ стандартизация рабочих процессов, предполагающая точное определение или программирование содержания труда, т.е. координация достигается еще до начала процесса труда (хирурги в операционной, несмотря на уникальность каждой операции, знают, кто и что должен делать). В данном случае все будет определяться особенностями технологического процесса: поточная линия практически не оставляет возможностей для маневра, а деятельность торгового агента позволяет ему самому выбрать решения;
■ стандартизация выпуска, основанная на спецификации (определении) результатов труда, например, параметров изделий или норм выработки. В данном случае обеспечивается изначальная координация задач: например, в переплетном участке страницы, получаемые из одной типографии, должны соответствовать размеру обложек, доставляемых с другого предприятия;
■ стандартизация навыков и знаний (квалификации), означающая точное определение необходимого для участия в процессе труда уровня подготовки работников. Стандартизация умений косвенно способствует тому, что стандартизация рабочих процессов или результатов труда достигается непосредственно: именно она контролирует и координирует целенаправленную совместную деятельность. Например, когда анестезиолог и хирург встречаются в операционной , им почти не надо переговариваться друг с другом: благодаря базовому образованию каждый точно знает. Что он ждет от другого, залогом координации служит их стандартизированная квалификация;
Стандартизация норм, предполагающая, что все работники организации разделяют некий общий набор убеждений, на основе чего и осуществляется координация.
К. осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями.