Общая характеристик деятельности предприятия
ООО «Фестиваль» зарегистрировано 17 ноября 2010 г. инспекцией ФНС России по г. Барнаулу.
ООО «Фестиваль» зарегистрирована по адресу: 656031, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Челюскинцев, 82а.
Основными направлениями работы предприятия являются:
− торговля алкогольными и другими напитками;
− оптовая торговля сахаром и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад;
− оптовая торговля кофе, чаем, какао и пряностями;
− оптовая торговля прочими пищевыми продуктами;
− розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы;
− розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями;
− прочая розничная торговля в специализированных магазинах;
− деятельность ресторанов и кафе;
− деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;
− деятельность автомобильного грузового транспорта;
− аренда грузового автомобильного транспорта с водителем;
− исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;
− предоставление услуг по подбору персонала;
− предоставление прочих услуг.
Численность ООО «Фестиваль» на 1 января 2017 г. составляет 83 человека.
Организационная структура управления фирмой представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. – Организационная структура ООО «Фестиваль»
Как следует из рисунка 2.1, оргструктура компании является линейно–функциональной. В ее основе лежит сочетание линейных (отраслевых) подразделений, осуществляющих основные внешние функции организации (в данном случае - реализация широкого спектра продуктов питания и напитков), и функциональных подразделений, действующих внутри организации и обеспечивающих ее работу.
При этом генеральный директор осуществляет общее руководство компанией, в то время как каждый отдел имеет своего руководителя, решения которого обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Как уже упоминалось ранее, на этой основе создается административная иерархия данной системы управления (например, логист – начальник отдела логистики – заместитель директора – генеральный директор специалист по продажам – начальник отдела продаж – коммерческий директор – генеральный директор).
Непосредственно генеральному директору починяются системный администратор, секретарь и юрист.
Через руководителей отделов руководителю организации подчиняются:
1. Финансово-экономический отдел. Во главе этого отдела находится финансовый директор. Он является непосредственным начальником для главного бухгалтера и финансово-экономического отдела.
Зона ответственности финансового директора:
− разрабатывает и внедряет систему бухгалтерского и управленческого учета;
− совместно с генеральным директором создает ежегодный финансовый план с разбивкой по месяцам по всем подразделениям компании;
− совместно с генеральным директором утверждает ежемесячный бюджет по всем подразделениям на основании ежегодного плана, с учетом корректировок (сезонность, реформы и т.д.);
− проводит комплексный анализ ФХД и ревизию основных средств и товарно–материальных ценностей по принятым регламентам;
− обеспечивает менеджмент офиса необходимой и достоверной финансовой отчетностью в регламентирующие сроки;
− совместно с Генеральным директором управляет затратами и ведет работу по оптимизации налогов.
При этом в перечень основных функций бухгалтера включены:
- достоверная и рациональная организация бухгалтерского учета в строгом соответствии законодательно установленным нормам;
- принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений;
- составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и своевременное представление ее соответствующим органам;
- осуществление совместно с коммерческим отделом экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности;
- участие в разработке рациональной плановой и учетной документации;
- строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины, правильное расходование полученных в банках средств по назначению, соблюдение правил работы с чеками и чековыми книжками;
- хранение бухгалтерских документов и бухгалтерского архива в установленном порядке и др.
Сфера деятельности делопроизводителя охватывает такие направления деятельности, как:
- обеспечение централизованной регистрации всей входящей и исходящей корреспонденции и организационно-распорядительных документов;
- контроль за сроками исполнения документов и снятие их с контроля;
- формирование и хранение дел;
- ведение номенклатуры дел.
2. Коммерческий отдел
Коммерческий отдел занимается закупкой ТМЦ, а также товаров для перепродажи с последующим их продвижением и реализацией по г. Барнаулу. В комплекс задач этого отдела входит и построение каналов товародвижения ООО «Фестиваль».
Коммерческий директор, возглавляющий указанный отдел, отвечает за общую организацию процесса стратегического планирования, маркетинговой деятельности и рекламной политики фирмы. Однако из-за нехватки профильных знаний и опыта, а также в связи с высокой загруженностью ему не удается наладить эффективную работу в этом направлении. В ООО «Фестиваль» отсутствует целостная система стратегического управления, в рамках которой осуществлялись бы подготовка и реализация тех или иных стратегий развития.
К числу других недостатков компании относится также отсутствие каких бы то ни было маркетинговых исследований и слабая программа продвижения товаров и услуг. Конечно, большинство отечественных предприятий, особенно представители малого и среднего бизнеса, никогда не проводят маркетинговых исследований в связи с их затратностью и сложностью. Однако сегодня нельзя не признать, что изучение потребительской аудитории становится важнейшей задачей в обеспечении эффективного функционирования современной коммерческой организации.
В то же время рекламный бюджет на постоянной основе не выделяется, медиа-план не составляется. Вопросы размещения рекламы, решаются спонтанно в зависимости от наличия свободных денежных средств.
Поскольку ООО «Фестиваль» существует на высоконкурентном рынке, обязательными условиями эффективной его работы являются осведомленность большого круга потребителей о деятельности предприятия и предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным предприятиям. Выполнению данных условий мешает отсутствие рыночной стратегии. Из-за этого в настоящий момент ООО «Фестиваль» не может эффективно влиять на стабильно высокий рост и расширение клиентской базы.
3. Отдел логистики
Данный отдел осуществляет проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.
4. Отдел кадров
В задачи отдела входит:
- подбор и профотбор работников;
- осуществление процедуры найма;
- организация оплаты и стимулирования труда в сотрудничестве с бухгалтерией;
- информационно-документационное обеспечение управления персоналом;
- управление сокращением и увольнениями.
Перечисленные обязанности свидетельствуют о том, что функции отдела кадров ООО «Фестиваль» носят формальный характер и связаны в основном с документированием кадровой работы и кадровым учетом. Однако во многих современных организациях происходит все более активная переориентация функций кадровых служб от вспомогательной роли обслуживающего, технического характера к решению аналитических и организационных задач, к которым относится:
- организация процесса адаптации новых сотрудников;
- анализ и проектирование рабочих мест, рабочего времени и условий труда;
- оценка результативности труда и проведение аттестации работников;
- формирование кадрового резерва и работа с ним;
- разработка и реализация программы корпоративногo развития человеческих ресурсов;
- управление планированием карьеры и профессиональным продвижением сотрудников;
- диагностика и разрешение конфликтов и трудовых споров;
- управление организационной культурой.
В ООО «Фестиваль» обозначенные направления работы практически исключены из перечня обязанностей специалиста по кадрам (например, аттестация, развитие корпоративной культуры) или представлены в очень ограниченном объеме (например, адаптация новичков, разрешение конфликтов).
Важнейшей экономической характеристикой предприятия является его финансовое состояние. Для его оценки следует проанализировать показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2013 – 2015 гг.
Основные технико-экономические показатели предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. − Основные технико-экономические показатели предприятия
Наименование показателя | Изменение | ||||||
2015 к 2014 | 2016 к 2015 | ||||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||||
Выручка | 157,5 | –107851 | 19,6 | ||||
Себестоимость | 138,9 | –78101 | 27,1 | ||||
Валовой доход | –2843 | 347,4 | –29750 | –10,6 | |||
Прибыль от реализации | –2843 | 347,4 | –29750 | –10,6 |
Графическая интерпретация данных таблицы 2.1 представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. – Основные технико-экономические показатели предприятия
В 2015 г. ООО «Фестиваль» увеличило размер зарабатываемой валовой прибыли. В 2016 г. организация начала осуществлять основной вид деятельности себе в убыток в размере 2832 тыс. руб. Изменение результата деятельности на 38,06% продиктовано изменением выручки, и на 27,56% – изменением себестоимости. Увеличение прибыли от продаж в 2015 г. на 19162 тыс. руб. произошло за счет роста валовой прибыли. В 2016 г. при осуществлении основного вида деятельности был получен убыток в размере –2843 тыс. руб., что вызвано снижением продаж.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о недостаточном контроле администрации ООО «Фестиваль» за планированием объемов продаж и расходов, а также за реализацией таких планов, что привело к снижению выручки, росту затрат и появлению убытков. Поэтому предприятию необходимо предпринять ряд мер по снижению себестоимости продукции (услуг).