IV. Повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке материала.
На доске записаны выражения:
5+ 5+ 5+ 5
10 + 10 + 10 + 1= + 10
1+ 1+ 1
3 + 3+ 3 + 3 + 3 + 3
– Что хотите сказать?
– Замените действие сложения умножением.
– Запишите примеры на умножение в тетрадь.
– Прочитаем хором полученные выражения.
Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть и прочитать выражения, записанные на доске:
2 · 5 4 · 3 1 · 4 0 · 3 0 · 2 5 · 4
– О чём говорит каждая запись? (По 2 взяли 5 раз; по 4 взяли 3 раза; по 1 взяли 4 раза; по 0 взяли 3 раза; по 0 взяли 2 раза; по 5 взяли 4 раза.)
– Найдите значения каждого выражения, заменив действие умножения действием сложения.
– Что интересного подметили?
Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть выражения из задания 3 (с. 42 учебника, часть 2). Целесообразнее выражения записать на доске.
– Посмотрите внимательно на записанные выражения.
– Все ли из них можно записать умножением?
– Почему так считаете?
– Там, где это возможно, замените сложение умножением.
– Проверьте работу друг друга.
V. Сравнение выражений.
На этом этапе урока выполняется задание 3 (с. 42 учебника, часть 2).
Один из учащихся выполняет задание на доске с подробным объяснением. В ходе выполнения задания учащиеся могут заменять сложение умножением или умножение сложением (как им удобнее).
VI. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 5 (с. 42 учебника, часть 2).
– Является ли данный текст задачей?
– Докажите.
– Что в задаче известно?
– О чём спрашивается?
– Выполните рисунок, соответствующий условию.
– Как запишете решение?
– Рассмотрите записанное вами решение внимательно.
– Что заметили?
– Замените сложение умножением. (3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 5 = 15.)
– Вы решили задачу действием умножения.
– Запишите ответ на поставленный вопрос.
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры, изображённые на полях с. 42 (учебник, часть 2). – Что хотите сказать?
– Проверьте справедливость вашего мнения при помощи модели прямого угла.
– Найдите периметр каждого квадрата.
– Можно ли это сделать по-другому?
– Как?
– Запишите решение умножением.
VIII. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют самостоятельно задания 7, 9 (с. 42 учебника, часть 2).
IX. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня?
– Чем важны эти сведения?
– Всё ли вам было понятно?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 98. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели: развивать умение учащихся читать примеры на умножение и решать их посредством замены действия умножения действием сложения; продолжать формировать умение учащихся заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки учащихся, а также внимание, наблюдательность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
69 69 69 69 69
96 96 96 96 96
III. Устный счёт.
1. Из числа 80 вычесть сумму чисел 12 и 38.
Из разности чисел 80 и 12 вычесть число 38.
К числу 50 прибавить разность чисел 26 и 14.
Из суммы чисел 50 и 26 вычесть число 14.
2. Задание 7 (с. 43 учебника, часть 2).
– Задание записано на доске.
– Найдите значения выражений удобным способом.
IV. Запись и чтение произведений.
На доске записано несколько произведений.
Н а п р и м е р:5 · 8, 9 · 2, 3 · 6, 4 · 7, 7 · 4.
– Прочитайте записанные выражения.
– Объясните роль каждого числа в записях. Какое число берётся слагаемым и сколько раз в каждом выражении?
– Найдите значения выражений, заменив умножение сложением.
Далее учащиеся записывают под диктовку учителя различные произведения.
Н а п р и м е р:число 4 взяли 8 раз;
по 6 взять 2 раза;
8 умножили на 5;
по 3 взяли 9 раз.
Учащиеся проверяют свою работу и работу тех детей, которые были у доски.
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 1 (с. 43 учебника, часть 2).
– Что в задаче известно?
– О чём спрашивается?
– Как бы вы решили данную задачу?
– Можно эту же задачу решить по-другому?
– Рассмотрите решения, записанные ниже.
– Объясните их.
Далее разбирается задача 2 (с. 43 учебника, часть 2). Ученики выполняют к данной задаче чертёж и записывают решение: сначала сложением, затем умножением.
Ученики читают и самостоятельно записывают задачу 3 (с. 43 учебника, часть 2) в краткой форме.
Решите задачу разными способами. (Двое учащихся выполняют работу на закрытой доске.)
Р е ш е н и е:
I. (10 + 50) – 15 = 45
II. (50 – 15) + 10 = 45
П р и м е ч а н и е. Дети могут решить задачу по действиям, а не выражением:
I. 1) 10 + 50 = 60 (р.) было
2) 60 – 15 = 45 (р.) осталось
II. 1) 50 – 15 = 35 (р.)
2) 35 + 10 = 45 (р.) осталось
– Можно ли было решить эту задачу третьим способом?
– Почему?
Далее учащимся может быть предложено задание 8 (с. 43 учебника, часть 2).
Используя чертёж, учащиеся определяют, чей путь до школы короче: мальчика или девочки.
VI. Сравнение выражений.
– Рассмотрите выражения:
64 – 9 * 64 – 5
64 + 9 * 64 + 5
56 + 7 * 59 + 7
56 – 7 * 59 – 7
– Не вычисляя, сравните выражения.
– Как рассуждали?
VII. Выполнение задания по образцу.
Ученики выполняют задание «Начерти и раскрась» (на полях с. 43 учебника, часть 2).
Если дети не успеют выполнить задание в классе, они могут закончить его дома.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Всё ли было понятно?
– Что вызвало затруднения?
– Какое задание оказалось для вас самым простым?
– Оцените свою работу.
У р о к 99. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА
Цели:продолжать формировать умение учащихся решать задачи изученных видов, а также составлять задачи по их краткой записи; развивать навыки чертить многоугольники с заданными сторонами; познакомить с формулой периметра прямоугольника; развивать навыки счёта, мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.