V. Изучение нового материала.
На доске изображены геометрические фигуры:
– Что хотите сказать?
– Найдите на чертеже и назовите номера тех прямоугольников, у которых все стороны равны.
– Прямоугольник, у которого все стороны равны, – квадрат.
– Начертите в тетрадях квадрат, длина стороны которого равна 2 сантиметрам.
– Найдите периметр этого квадрата.
– Чему он равен?
VI. Работа над задачами.
На доске записаны выражения:
100 – (25 + 15)
(20 + 20) + 50
– Рассмотрите внимательно выражения.
– Составьте по ним задачи.
Данную работу учащиеся могут выполнить по вариантам.
– Решите составленные вами задачи.
– Проверьте свою работу. (Самопроверка с доски или контрольного листа.)
VII. Решение выражений и уравнений.
На данном этапе урока ученики выполняют задания 5, 7 (с. 30 учебника, часть 2).
Задание 5 может быть выполнено с комментированием либо в парах с последующей фронтальной проверкой.
Работу над уравнениями можно провести следующим образом: ученики решают уравнения самостоятельно, в это время трое учащихся выполняют работу на закрытой доске (решая каждый по одному уравнению).
Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какие открытия сделали?
– Какое задание вам понравилось больше других?
– Чем?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
– Оцените свою работу.
У р о к 90. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели: закреплять знания учащихся о том, что квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны; развивать умение учеников применять на практике изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел; продолжать работу над задачами; развивать навыки счёта, мышление, внимание учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
0 0 0 0 0 0
10 10 10 10 10
100 100 100 100
– Что хотите сказать о записанных вами числах?
– Одинакова ли роль нуля в них?
– А роль единицы в числе 10 и числе 100?
III. Устный счёт.
1. Найдите значения выражений: а + 8 и b – 6 при:
а = 14 b = 13
а = 8 b = 18
а = 6 b = 44
а = 47 b = 50
2. Рассмотрите записанные суммы и, не вычисляя, определите, значение какой из них больше:
8 + 7+ 15 + 65
7 + 65 + 20 + 8
– Объясните, как вы рассуждали.
IV. Работа над задачами.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть краткие записи в задании 3 (с. 31 учебника, часть 2).
– Что заметили?
– Будут ли данные задачи обратными?
– Почему так считаете?
– Какая из записанных задач составная?
– Что можно сказать о первой задаче?
– Составьте задачи.
– Запишите их решение.
– Проверьте свою работу. (Самопроверка.)
Далее учащиеся читают текст задачи 2 (с. 31 учебника, часть 2), выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, записывают задачу кратко или при помощи схемы и решают её. После того как задача решена, к ней составляются две обратные задачи.
(В одной посылке 8 килограммов яблок. Сколько килограммов в другой посылке, если всего в двух посылках было 14 килограммов яблок?
В одной посылке 6 килограммов яблок, а в другой – 8 килограммов. Сколько килограммов яблок в двух посылках?)
Учащиеся решают задачи самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
V. Решение выражений.
C подробным объяснением на доске и последующей проверкой выполняется задание 4 (с. 31 учебника, часть 2), в котором дети находят значения выражений в столбик.
После этого ученики выполняют задание 5 (с. 31 учебника, часть 2). Часть задания может быть выполнена с комментированием, часть – самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.