Часть вторая. Маленький П. Д. - эволюционная теория
Дислексии
Глава 13. Откуда берется дислексия. 75
Глава 14. Двухлетний ребенок и котенок. 80
Глава 15. Возраст от трех до пяти лет. 83
Глава 16. Первый день в школе. 86
Глава 17. Возраст неспособности к обучению. 92
Часть третья. Дар
Глава 18. Понимание таланта. 102
Глава 19. Любопытство. ПО
Глава 20. Творческие способности. 113
Глава 21. Дар мастерства. 117
Часть четвертая. Что мы с этим делаем
Глава 22. Как это можно определить? 122
Глава 23. Симптомы дезориентации. 127
Глава 24. Умственный глаз. 132
Глава 25. Выполнение процедур Дейвиса. 138
Глава 26. Оценка способности восприятия. 145
Глава 27. Переключение. 155
Глава 28. Разрядка и проверка. 184
Глава 29. Точная настройка. 192
Глава 30. Кординация. 200
Глава 31. Основная форма методики "Освоение символов". 204
Глава 32. Три шага к легкому чтению. 220
Глава 33."Освоение символов" применительно к словам. 229
Глава 34. Продолжение процесса. 244
Рекомендуемая справочная литература 248
Глоссарий 251
Указатель 259
Предисловие
За двадцать пять лет работы с учениками, у которых наблюдалась неспособность к обучению, я пришла к выводу, что всегда именно ученик учит меня тому, что я должна знать. Поэтому для меня не является удивительным, что дислектик взялся научить нас тому, что мы должны знать о дислексии.
Как ученик, Рон Дейвис страдал от несправедливости, неправильного отношения и унижения, с которыми знакомо большинство людей с уникальным способом обучения, называемым "дислексия". Сочетание таланта и неспособности, описанное в книге Рона, будет сразу же узнано другими, кто обладает этим уникальным сочетанием умения и затруднения.
Как учитель, Рон Дейвис предоставляет нам личное и основанное на опыте понимание того, с чемсталкивается ученик-дислектик. Понятными нам словами он описывает, как отличается процесс обучения для человека с дислексией. Он делает ощущения реальными и, делая это, дает нам внутреннее понимание процесса, необходимое для эффективного обучения.
VII
предисловие
Ключи достижений Рона открыли четыре разных замка, стоящих на пути обучения:
1. Ключ к пониманию того, что способ обучения у дислектика, фактически, является талантом.
2. Ключ к постижению пространственного восприятия, характерного для дислектика.
3. Ключ к концептуализации дезориентации.
4. Ключ к методам контролирования дезориентации и, следовательно, контролирования симптомов дислексии.
Дислектический синдром проявляется в широком разнообразии симптомов. По этой причине специалисты в различных областях дают ему разнообразные определения. Наиболее часто распознаваемые характеристики включают сильные задержки в развитии способности читать, запоминать орфографию и писать, а также переворачивание символов. К другим симптомам дислектического синдрома относятся дезориентация во времени и пространстве, дезорганизация и трудности с восприятием информации.
Некоторые дислектики обнаруживают, что они абсолютно не могут научиться читать. Будучи взрослыми, они все еще сражаются со звуками и буквами, складывая их вместе, чтобы расшифровать слова. Они не могут вспомнить символы или комбинацию символов. Слова, которые они знают, на странице не выглядят знакомыми. Их способность узнавать слова обычно оценивается ниже уровня ученика третьего класса, даже несмотря на то, что они могли годами работать над чтением.
Другие люди могуть читать слова относительно
VIII
Предисловие
хорошо. Когда они читают вслух, все звучит ясно. Но эти ученики обнаруживают, что они не понимают того, что читают. Они должны прочитывать предложение несколько раз, чтобы извлечь из него какой-то смысл. Для них характерно наличие сильных затруднений при письме, и они считают символы языка очень обескураживающими.
Оба вида дислектиков испытывают одинаковое унижение и фрустрацию. {Прим.переводчика: фрустрация- псих., глубокое хроническое чувство или состояние небезопасности, уныния и неудовлетворения как следствие несбывшихся желаний, внутренних конфликтов или других неразрешенных проблем). Они технически неграмотны и ограничены в своей свободе заставить печатное слово работать на них.
Эти люди всегда представляли особый интерес для педагогов и исследователей. Их неспособность к чтению и использование их умственных способностей традиционным образом послужили толчком для нашей организации в деятельности по продолжению поисков ответов и решений относительно их состояния дискомфорта. Пытаясь помочь нашим клиентам, в Центре обучения Мелвин-Смит мы изучаем всякий и каждый новый появляющийся метод.
В 1983 году родители ученика с дислексией, занимающегося по программе нашей школы, забрали его в Исследовательский центр Рона Дейвиса. Это было наше первое знакомство с действительно уникальной программой. Когда ученик вернулся в школу, он чувствовал себя "на небесах" от своих успехов. Он утверждал, что он впервые может концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении задания до конца.
Я сразу же спросила у него, что же это его так изменило. "Я не могу вам рассказать, д-р Смит", - ответил он. "Вас
IX
Предисловие
от этого может затошнить. Это могут делать только люди с дислексией. У других людей это вызывает тошноту". Теперь я понимаю, что он имел в виду программу "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией", которую он прошел, и побочный эффект тошноты, который иногда вызывает дезориентация у людей, не являющихся дислектиками. Но в то время я была как в состоянии замешательства, так и скептического отношения. Я решила подождать и понаблюдать за ним, чтобы определить, появятся ли какие-то устойчивые изменения в его учебе.
Передо мной был ученик, способность которого сосредотачиваться на занятиях явно улучшилась. К концу восьмого класса он был принят в престижную среднюю школу, и было очевидным, что он делал успехи. При прохождении программы "Освоение слов и символов" он демонстрировал соответственно повышенную степень уверенности и постепенные изменения в навыках чтения и письма.
Через два года я встретилась еще с одной ученицей, которая собиралась пройти программу Центра по исследованию проблем чтения. На этот раз положение дел было иным. Мне предложили пойти вместе с ней и научиться методам, которые применялись бы для того, чтобы быть ее руководителем после прохождения ею программы. Мое любопытство уже было возбуждено, так что мне не терпелось узнать программу на личном опыте.
После того, что я увидела, я решила научиться приемам "Предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса" и методике "Освоение символов по системе Дейвиса". Затем и некоторые другие учителя из нашего персонала прошли такое обучение, и мы
X
Предисловие
постоянно используем эти методы в Центре обучения Мелвин-Смит.
Концепция Дейвиса, называемая "ориентацией", наиболее легко понимается преподавателями и психологами как "внимание". "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией" дает клиенту стабильное состояние и контрольную точку для фокусирования внимания. Это важно для предотвращения дезориентации и спутанности сознания при работе с символами для хорошего чтения, письма, орфографии, речи и вычислений. Имеет место сильная визуальная стабилизация, что способствует сосредоточению внимания и создает ощущение "контроля", о котором свидетельствует большинство клиентов. Обрести контроль за своей системой обучения и нести за нее ответственность является очень важным для обучения, особенно когда изучается нечто столь сложное, как система чтения.
Представлять способ обучения, которым пользуются дислектики, как талант, - это правильно. На протяжении многих лет мы замечали, что люди, ощущающие симптомы дислексии, - это люди с высоким интеллектуальным развитием. С другой стороны, таланты, вызывающие восприимчивость к спутыванию информации, которую несут символы, являются ценным качеством. Например, люди, которые "видят" пространственные характеристики нашего мира, интуитивно понимают, как что работает. Они обнаруживают, что обладают врожденной способностью чинить вещи, разбираться в моторах, в электронных устройствах, в водопроводных системах, в строительном деле, искусстве и в других связанных с этим областях. Задания, которые требуют наличия способности что-либо визуализировать творческим или другим способом, часто
XI
Предисловие
являются простыми для людей с такими дарованиями. Вероятнее всего именно поэтому так много изобретателей, ученых, спортсменов и творческих личностей обнаруживают, что у них тоже есть симптомы дислексии.
После программы "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией" применяется разработанный Роном Дейвисом метод "Освоение символов", направленный на улучшение учеником своих навыков чтения и письма прежде всего через устранение спутанности относительно букв, слов, цифр, знаков препинания и математических символов. Эти методики имеют отличное обоснование в теории обучения. Они задействуют в обучении каждый из органов чувств и обеспечивают концепцию интеграции. Ученики видят, прикасаются, обсуждают и концептуализируют информацию, которую они изучают. Применение метода интенсивного смешанного восприятия обеспечивает стимуляцию важных участков мозга и способствует длительной ретенции.
Ключи, которые нам дал Рон от четырех замков обучения, о чем говорилось выше, принесли пользу нашим клиентам и продвинули наши исследования в понимании синдрома дислексии. Благодаря более глубокому пониманию этого явления, мы разработали более эффективные способы объяснения ощущений дислектика его семье, друзьям и работодателям, а также ему самому. Подтверждение, получаемое от наших клиентов, убеждает нас и дает нам уверенность в правильной постановке диагноза. Становится возможным поделиться пониманием того, что ощущает человек.
Когда клиенты получают информацию после сделанной ими оценки, они часто говорят: "Вот оно. Вот это то, что я
XII
- |
Предисловие
ощущаю". В этот момент их изолированность и спутанность исчезают. Они готовы к изменениям, которые могут сопровождать терапевтическую программу.
Сочетание ученика и учителя, которым поделился с нами Рон в своей книге, обогатило наше понимание миллионов людей, обладающих уникальным методом обучения, известным как дислексия. Работа Рона дала нам средства к пониманию ученика с дислексией. Он разработал ряд эффективных методик для удовлетворения уникальных потребностей обучения, что, в свою очередь, дало нам вновь обретенную надежду на успех.
Джоун М. Смит, доктор педагогических наук лицензированный педагог-психолог лицензированный логопед
Д-р Джоун Смит - доктор педагогических наук, работает в Учебном центре Мелвин-Смит, корпорационное управление которого находится в Сакраменто, штат Калифорния. Она является автором и соавтором многочисленных книг и статей по вопросам специачьного образования. Ее последняя публикация называется "Тебе не нужно быть дислектиком " ("You Don't Have to Be Dyslexic ").
XIII
Примечание автора
Книга "Дар дислексии" специально напечатана более крупным шрифтом и с как можно меньшим числом дефисов, так чтобы дислектик мог легко читать ее.
XIV
Введение
(сцена из моей жизни в 1949 году)
Часы на стене в классе тикают медленнее и медленнее.
Тик . . . тик . . . тик................
"Пожалуйста, быстрее! Пожалуйста, быстрее!
Пожалуйста - пожалуйста - пожалуйста, быстрее!" Маленький мальчик едва слышно шепчет эти слова. Все мышцы его тела напряжены. Руки дергаются и дрожат. Плотно сжатые колени трясутся и касаются стены в углу. Он медленно качается вперед и назад, но старается не сдвинуть сложенный белый носовой платок, свой ярлык презрения, наброшенный, как флаг, ему на голову.
"Пожалуйста, пожалуйста!" - снова шепчет он. Затем он набирает в себя воздух и дергает ногой. Но это не помогает; ничего не может помочь. Через несколько минут это начинается, сначала тоненькая струйка, а затем все остальное. Он тихонько надеется, что этого не будет так много, чтобы на полу образовалась лужа.
Он наклоняется, плотно вжимаясь лицом в угол. Руки скрещены на колене, так он надеется спрятать мокрое пятно. Теперь он рад, что не будет уходить из школы тогда,
XV
Предисловие
когда будут уходить другие дети. Возможно, они все уже уйдут, когда будет уходить он, и никто не увидит; никто не будет его дразнить. Он еще раньше лелеял эту мечту не меньше сотни раз, но, возможно, на этот раз он не услышит эти ужасные слова:
"Отсталый!"
"Отсталый!"
"Посмотрите на отсталого".
"Отсталый опять обмочил штаны".
Он вздрагивает от звонка, сообщающего, что школьный день закончился. В углу, посреди топота и шума уходящих детей, сидит, не двигаясь, мальчик, надеясь, что никто не смотрит в его сторону. Если бы он мог стать невидимым, он бы стал им. И пока в классе не наступит тишина, он не смеет пошевелиться, он не смеет издать ни звука.
Шум становится все тише, а часы тикают все громче. Тик . . . тик, тик!
Чуть слышно мальчик шепчет что-то, что должен услышать только он один.
"Что ты сказал?" Громкий голос рокочет прямо за его спиной.
Если бы он уже этого не сделал, он бы сейчас опять обмочил штаны. Он как можно больше забивается в угол и старается стать очень-очень маленьким.
Одна из рук, поставившая его в угол, хватает его за плечо и вытаскивает оттуда. "Что ты сказал?" - требует голос.
"Я просил Бога сделать так, чтобы я больше не сидел в углу".
Эта детская молитва является основной причиной °ля написания этой книги.
XVI
Выражения благодарности
Несмотря на то, что на этой книге стоит мое имя и имяЭлдона Брауна, мы не являемся ее единственными создателями. Моя жена Элис приложила столь же много труда к тому, чтобы дать вам в руки эту книгу, как и каждый из нас. Она была не только нашим редактором, она также примиряла нас в наших конфликтах, приглаживала взъерошенные перья и лечила ущемленное самолюбие.
Два других человека заслуживают особой благодарности: д-р Фатима Али, которая с 1981 года была главным исполнительным директором Центра по исследованию проблем чтения и моим руководителем, и Лэрри Дж. Рочестер, без помощи которого мы бы никогда не начали эту работу.
Вот имена других людей, которые давали нам вдохновение, были преданы делу и помогали нам:
Ракая Ансари Кортни Дейвис
Д-р Ричард Блэсбенд Сара Дерр
Элиз Хелмик Дейвис Джим Эверс
XVII
Выражения благодарности
Билл и Шарлотта Фостер Д-р Луис Генн Джефф Джершоу Д-р Альберт Гайсе Лэрри и Сьюзан Джилберт Д-р Брайен Хэлеви-Голъдман Преп. Бет Грей Крис Джэксон БеттиЭнн и Делил Джуда
Кейт и Джун Монеген Вики Морган Жаклин Прэтт Дана Рахлманн Мэрилин Розенталь Д-р Бэрри Шварц Д-р Джоун Смит Джил Стоувелл Дороти Таунер
Наконец, я приношу свою благодарность тысячам дислектиков, которые прошли через двери Центра по исследованию проблем чтения, и тем, которые продолжают приходить каждую неделю. Это именно они отвечают на мою молитву и помогают мне окончательно выйти из моего угла.
XVIII
ТРУСЛИВЫЙ ВИНКЕРБИН
ПОСЛУШАЙ, БОДЕН . . . ЕСЛИ ЭТОТ ТЕСТ ПОКАЖЕТ, ЧТО У ТЕБЯ ДИСЛЕКСИЯ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ТЫ ТУПОЙ!
О, ДА? НУ, НАЗОВИ МНЕ ОДНОГО /МНОГО ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО БЫЛА ДИСЛЕКСИЯ!
НАЗОВИ ЕЩЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!
ГЛАВА 1
Лежащий в основе талант
Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.
Однажды, когда я был гостем на одном телевизионном шоу, мне задали вопрос о "положительной" стороне дислексии. Часть моего ответа заключалась в том, что я перечислил примерно дюжину имен известных дислектиков. Ведущая Шоу затем прокомментировала: "Разве это не удивительно, что все эти люди смогли стать гениями несмотря на то, что у них была дислексия".
Она не поняла главного. Их гениальность состоялась не несмотря на дислексию, а благодаря дислексии!
Что такое дислексия на самом деле
Известные | дислектики |
Ганс Христиан Андерсен | Буши Голдберг |
Гарри Белафонте | Брюс Дженнер |
Александр Грейам Белл | Уильям Лир |
Джордж Бернс | Джей Лено |
Стивен Дж. Кэннел | Грег Луганис |
Шер | генерал Джордж: Пэттон |
Уинстон Черчилл | Нельсон Рокфеллер |
Леонардо да Винчи | Чарльз Шваб |
Уолт Дисней | Джеки Стюарт |
Альберт Эйнштейн | Квентин Тарантино |
Генри Форд | Вудроу Уилсон |
Дэни Гловер | У. Б. Йитс |
Наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но с точки зрения самооценки каждому дислектику хорошо знать, что его мозг работает точно таким же образом, как и мозг великих гениев. Ему также важно знать, что наличие проблем с чтением, письмом, орфографией или математикой не означает, что он тупой или глупый. Та же самая умственная функция, которая являются причиной гениальности, может также быть причиной и этих проблем.
Умственная функция, вызывающая дислексию, - это дар в самом настоящем смысле этого слова: природная способность, талант. Это нечто особенное, что подчеркивает индивидуальность человека.
Не у всех дислектиков развивается один и тот же талант, но у всех у них есть общие определенные умственные способности. Вот основные свойства, характерные для всех дислектиков:
Лежащий в основе талант
1. Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).
2. Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.
3. Они более любопытны, чем обычные люди.
4. Они мыслят, в основном, образами, а не словами.
5. У них высоко развита интуиция и проницательность.
6. Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).
7. Они могут воспринимать мысль как реальность.
8. У них яркое воображение.
Эти восемь основных способностей, если они не подавлены, не ликвидированы или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии - дар мастерства.
Дар мастерства развивается разными способами и в разных областях. Для Альберта Эйнштейна это была физика; для Уолта Диснея это было искусство; для Грега Луганиса это было мастерство в спорте.
Изменение модели
Чтобы перестать воспринимать дислексию как неспособность, а воспринимать ее как талант, мы должны начать с ясного и четкого понимания того, чем на самом деле является дислексия и что ее вызывает.
Делая это, мы выявим как положительные, так и отрицательные аспекты ситуации, и мы сможем увидеть, как
Что такое дислексия на самом деле
развивается дислексия.
Тогда мысль о ее коррекции не будет казаться неестественной. Сделав шаг за рамки коррекции проблемы, мы можем также распознавать и исследовать это состояние как дар, каковым оно действительно является.
Прежде чем дислектик сможет в полной степени осознать и оценить положительную сторону дислексии, необходимо разобраться с ее отрицательной стороной. Это не означает, что положительная сторона не всплывет на поверхность до тех пор, пока не будут решены проблемы. Дар всегда на месте, даже если он таковым не признается. Фактически, многие взрослые дислектики используют в своей жизни положительную сторону дислексии, даже не осознавая этого. Они просто думают, что у них есть склонности к чему-то, не осознавая, что их особый талант исходит из тех же умственных способностей, которые делают для них невозможным хорошо читать, иметь хороший почерк или грамотно писать. Наиболее общие нарушения, связанные с дислексией, возникают при чтении, письме, правописании или выполнении математических действий; но есть и многие другие. Каждый случай дислексии отличен от другого, потому что дислексия - это самосоздаваемое состояние. Не найдется двух дислектиков, которые создали бы его одинаковым образом.
Для того, чтобы понять дар дислексии, мы должны рассматривать неспособность к обучению, известную как "дислексия", под другим углом зрения.
Дислексия - это результат таланта восприятия. В некоторых ситуациях талант становится необходимостью. Человек не осознает, что это происходит, потому что использование таланта стало составной частью его
Лежащий в основе талант
мыслительного процесса. Это началось в очень ранние
периоды жизни и сейчас кажется таким же естественным, как
дыхание.
ГЛАВА 2
Неспособность к обучению
Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.
Первоначально исследователи считали, что у людей с дислексией имеется некоторый вид церебральных нарушений или нарушений нервной системы, или же, что это врожденная дисфункция, которая подавляет умственные процессы, требуемые для чтения.
Затем, в конце 20-х годов, д-р Сэмюель Торри Ортон дал новое определение дислексии, назвав ее "перекрестной латерализацией мозга". Это означало, что левое полушарие
такое дислексия на самом деле
мозга делало то, что обычно должно было делать правое полушарие, а правое полушарие делало работу левого полушария. Это была только теория, и через некоторое время он решил, что это не было правильным. Тогда он предложил вторую теорию, утверждая, что дислексия - это "смешанная доминантность полушарий". Это означало, что иногда правое полушарие мозга делало то, что должно было делать левое полушарие, и наоборот.
Сегодня существует много различных теорий по поводу того, чем является дислексия и что ее вызывает. Большинство из них было сформулировано для получения возможности объяснить симптомы или характеристики дислексии - и причины возникновения неспособности.
Новый подход
Теории и методики, описанные в этой книге, были разработаны не для того, чтобы объяснить происхождение проблемы, а для того, чтобы объяснить, почему ее можно корректировать. Теории были разработаны во время и после разработки корректирующих методик, описанных а последних главах. Поскольку я применил принцип "заднего ума" и потому что у меня был личный опыт того, что значит быть дислектиком, мой подход абсолютно иной.
Вот что я обнаружил: дислексия не является результатом церебрального нарушения или нарушения нервной системы. Она также не вызывается пороком развития мозга, внутреннего уха или глазных яблок. Дислексия - это продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания.
Два вида мысли
Широко принятым мнением является то, что люди
Неспособность к обучению
думают двумя разными способами: "вербальной концептуализацией" и "невербальной концептуализацией".
Вербальная концептуализация означает мышление с помощью звуков или слов. Невербальная концептуализация означает мышление с помощью мысленных образов концепций или понятий.
Вербальная мысль линейна во времени. Она повторяет структуру языка. Используя ее, человек составляет мысленные предложения слово за словом. Вербальное мышление осуществляется примерно с такой же скоростью, как и речь. Скорость нормальной речи составляет примерно 150 слов в минуту, или 2,5 слова в секунду. Опытный диктор радио или аукционист может говорить со скоростью 200 слов в минуту. Созданная электронным образом речь может оставаться понятной для внимательного слушателя, если ее скорость составляет до 250 слов в минуту. Фактически, это максимальный предел вербальной концептуализации.
Невербальная мысль эволюционна. Образ "растет" по меретого,какпроцесс мышления добавляет больше концепций. Невербальная мысль значительно быстрее, возможно, в тысячи раз быстрее. Фактически, процесс невербального мышления тяжело понять, потому что он происходит так быстро, что вы не осознаете его, когда вы его осуществляете. Обычно невербальное мышление подсознательное, или ниже уровня сознательного понимания.
Люди думают как вербальным, так и невербальным образом, но, будучи людьми, мы обладаем склонностью к специализации. Каждый человек будет прибегать к одному способу как к основному, а другой способ будет иметь для него вторичное применение.
такое дислексия на самом деле
На протяжении того периода времени, когда формируется аспект дислексии, который мы называем "неспособность к обучению" (в возрасте от трех до тринадцати лет), у потенциального дислектика должен преобладать невербальный способ мышления, т. е. это человек, который мыслит образами.
Чтобы увидеть, как такой способ мышления способствует развитию у дислектика неспособности к обучению, мы должны посмотреть на наш язык. Мы можем считать, что язык является зеркалом мыслительного процесса. В противном случае любому человеку было бы слишком сложно его выучить.
Язык состоит из символов. Символы состоят из трех частей:
1. Как символ звучит.
2. Что символ означает.
3. Как символ выглядит.
Когда мы применяем вербальную концептуализацию, мы думаем звуками языка. Мы, фактически, ведем внутренний монолог, состоящий из мысленных утверждений, вопросов и ответов. Некоторые люди вербализируют эти концептуализации, разговаривая вслух сами с собой. Это процесс медленный, но это такой процесс, который позволяет легко понять смысл предложения, даже если некоторые слова не будут понятны полностью.
Мысленное прослушивание предложения может помочь пониманию, потому что все символы (буквы и слова) обычно не возникают в такой последовательности, которая раскрывает смысл предложения так, как это происходит, когда оно прочитывается. Например, вы не можете сказать, является ли предложение в русском языке утверждением или
Неспособность к обучении)
вопросом, пока вы не дойдете до его последнего слова и не увидите, что стоит после него - точка или вопросительный знак, не так ли?
Если мы применяем невербальную концептуализацию, мы думаем значениями языка, формируя мысленные образы его концепций и понятий. Образы не являются просто зрительными. Они, скорее, больше похожи на трехмерные мультисенсорные кинофильмы. Они изменяются и развиваются по мере чтения предложения. Процесс происходит во много раз быстрее, чем вербальная концептуализация. Но это на самом деле представляет собой проблему, потому что некоторые части языка легче изобразить в виде концепций или понятий, чем другие.
Помните, что у дислектиков внутренний монолог развит слабо или его вообще нет, поэтому они не слышат, что они читают, если они не читают вслух. Вместо этого они формируют мысленный образ, добавляя к нему значение - или образ значения - каждого нового слова, предстающего перед ними.
Два вида слов
Слова, которые описывают реальные вещи, не вызывают у дислектиков много проблем.
При невербальном мышлении мы можем легко думать, используя слово слон, если мы знаем, как выглядит слон. Животное, которого мы называем "слон", - это истинное значение слова слон. Когда мы смотрим на его изображение, мы видим его значение. Мы можем думать, используя слово дом, если мы можем представить себе место, где мы когда-то жили. Мы можем думать с помощью таких существительных, как, например, школа, книга, бумага и карандаш, потому что
такое дислексия на самом деле
мы знаем, как они выглядят. Мы можем думать с помощью таких глаголов, как летать, спать, смотреть и им подобных, потому что мы видели или ощущали действия, описываемые этими словами.
Человек, использующий невербальное мышление, не может думать с помощью слов, значения которых нельзя изобразить. Если мы знаем, как выглядит в, это не значит, что мы можем думать с помощью в. Равно как и знание того, как выглядит и или это не позволяет нам думать с помощью этих слов. Когда мы видим буквы Э-Т-О для слова это, это не значит, что мы видим его значение. Единственным имеющимся в нашем распоряжении изображением является форма самих букв. Когда мы используем процесс визуализации, характерный для невербального мышления, мы не можем изобразить значение слова в виде объекта или действия.
Если мы читаем предложение, применяя при этом вербальную концептуализацию, то, когда мы видим такие слова, как в, и и это, это не представит для нас проблемы, потому что мы знаем, как они звучат. Мы создадим образ значения предложения только после того, как мы закончим чтение предложения. Даже если мы не знаем точного значения этих слов, у нас не будет проблемы, потому что общий смысл предложения будет понятен после того, как мы прочтем его и мысленно прослушаем его.
Чтение того же самого предложения при использовании
невербальной концептуализации вызовет симптомы
Дислексии. Изображение значения предложения развивается по мере того, как мы его читаем. Эволюционное развитие изображения, формируемого предложением, прекращается каждый раз, когда значение неизвестного слова нельзя
Неспособность к обучению
включить в общую картину. Проблема будет усложняться каждый раз, когда нам будет встречаться слово, значение которого не имеет соответствующего мысленного образа. В результате мы приходим к ряду ни к чему не привязанных образов с пробелами между ними.
При невербальной концептуализации каждый раз, когда прекращается процесс создания образа, человек будет испытывать чувство спутанности сознания, потому что создаваемый образ становится более несообразным. Прибегнув к концентрации, читатель может пропустить пробелы и продолжить, но чем дальше он будет читать, тем большую и большую спутанность он будет ощущать. В конце концов он достигнет своего порога спутанности сознания.
И вот тут человек становится дезориентированным.
Дезориентация означает, что восприятие символов изменяется и становится искаженным, так что человеку становится тяжело или невозможно читать или писать. Это звучит иронически, но такое смещение восприятия представляет собой именно тот механизм, который дислектики нашли полезным для применения при опознавании объектов реальной жизни и событий, происходящих в их окружении, до того, как они начинают учиться читать.
ГЛАВА 3
Последствия дезориентации
Под ориентацией подразумевается такое состояние, при котором вы знаете, где вы находитесь относительно окружающей вас обстановки. С точки зрения восприятия это означает, что вы определяете факты и условия вашего окружения и ставите себя в должное положение относительно них. Когда вы видите, слышите или ощущаете окружающий вас мир с определенной точки зрения, имеющей для вас смысл, вы находитесь в состоянии ориентации. Работа штурмана самолета или корабля заключается в том, что он определяет ориентацию самолета или корабля относительно окружающей его обстановки.
Люди ориентируют себя визуально, глядя на мир Двумя глазами. Мозг сравнивает два образа, которые видят глаза, и использует разницу между ними для формирования трехмерного мысленного образа, который сообщает нам, как Далеко находятся от нас предметы. То же самое делают уши,
Последствия дезориентации
чтобы определить, откуда доносится звук. Это метод известен под названием триангуляция. Он одинаково работает как в области восприятия, так и в области навигации.
Строго определенная точка, из которой происходит ваше восприятие, не находится визуально на хрусталиках ваших глаз, потому что это две разные точки. Фактически, это мысленный "экран" в мозгу. Обычно у людей складывается впечатление, что они смотрят на мир из точки, расположенной где-то позади глаз.
Умственый глаз
Существует также точка умственного восприятия, из которой человек смотрит на мысленные образы и мысли. Если вы закрываете глаза и смотрите на воображаемый мысленный образ, эта точка восприятия находится там, откуда вы смотрите, или же ею является то, что вы используете, чтобы смотреть. Это не то же самое, что точка визуального восприятия, но основной принцип работы такой же, как и принцип зрения: нечто смотрит на нечто другое. Этот "эпицентр восприятия" есть то, что я называю "умственным глазом". Когда он смещается, это вызывает дезориентацию всех физических ощущений. Подробно это объясняется в главе 23 и 24. На данный момент давайте просто выясним для себя, что такое дезориентация и как человек чувствует себя в этом состоянии.
Дезориентация является распростаненным явлением. За очень небольшим исключением, время от времени каждый человек оказывается в таком состоянии. Дезориентация - это естественная функция нормального мозга. Она случается, когда нас подавляют раздражители или мысли. Она также случается, когда мозг принимает противоречивую
Что такое дислексия на самом деле
информацию от различных органов чувств и пытается ее коррелировать.
Критерий дезориентации
Когда я учился в колледже на первом курсе, я очень сильно простудился, что дало серьезное осложнение на среднее ухо. Я два дня пролежал в бреду в больнице, а затем очнулся в состоянии неконтролируемой дезориентации. Звуки были такими громкими, что мне было больно их слышать. Я видел перед собой много образов. Мои пальцы не хотели делать то, что я от них хотел. Когда я открыл глаза, все мои органы чувств говорили мне, что я вращался в пространстве.
Когда я спросил врача, что со мной происходит, он сказан мне, что я нахожусь в таком состоянии потому, что мой мозг принимает и посылает противоречивые сенсорные восприятия.
"В твоих внутренних ушах есть два органа, которые сообщают твоему мозгу, что такое верх", - объяснил он. "Правый орган работает, а левый говорит твоему мозгу, что верх - это какое-то другое направление. Эти два сигнала не сответствуют друг другу, поэтому ты чувствуешь себя так, как будто ты вертишься ".
"Но я вижу, что я вращаюсь ", - сказал я. "Почему это так? "
"Твоим органам чувств нельзя быть в разногласии",
- сказал доктор. "Видимо, именно так сконструирован
мозг. Твое зрение проводит регулировку,