Невосстанавливаемых элементов ЭУ

Пример 1. Определить вероятность безотказной работы системы, приведенной на рис.3.1 и имеющей смешанное соединение элементов. Вероятность безотказной работы элементов равна: р1=0.9; р2=0.95; р3=0.8; р45=0.97.

 
  Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

Рис.3.1. Система со смешанным соединением элементов (а)

и приведенная схема расчета (б)

Решение. Рассчитаем вероятность безотказной работы схемы I при общем резервировании. В соответствии с выражением (3.1) получим

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Рассчитаем вероятность безотказной работы схемы II при раздельном резервировании и равно надежности элементов. В соответствии с выражением (3.7) получим

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Рассмотрим схему основного соединения (рис.3.2,б). В этом случае вероятность безотказной работы системы определяется как произведение вероятностей безотказной работы элементов

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Пример 2. Определить основные количественные показатели безотказности системы при четырехкратном резервировании, Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru =0.01 1/ч при непрерывной работе в течение 50 ч.

Решение. В соответствии с выражением (3.1) при экспоненциальном законе распределения вероятность безотказной работы системы будет равна

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ..

Среднее время безотказной работы системы в соответствии с выражением (3.3)

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ч.

Интенсивность отказов в системе в соответствии с выражением (3.4) будет равна

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru 1/ч.

Пример 3. Система состоит из 10 равнонадежных элементов с вероятностью безотказной работы каждого Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru =0.9. Определить, сколько резервных элементов необходимо, чтобы вероятность безотказной работы системы была равна Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Решение. Из выражения (3.2) для случая общего резервирования получаем

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Прологарифмируем это выражение и получим

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Отсюда

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

и, следовательно,

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Таким образом,

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

т.е. для обеспечения Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru необходимо 6 цепей по 10 элементов в каждой, всего 60 элементов.

Для случая раздельного резервирования в соответствии с выражением (3.7) величина m определится следующим образом:

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ,

откуда

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Прологарифмировав это выражение, получим

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

и, следовательно,

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Если подставить исходные данные, то получим

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Таким образом, вместо 60 элементов, которые необходимы при общем резервировании, при раздельном резервировании достаточно иметь только 10 элементов, что подтверждает предпочтительность раздельного резервирования перед общим (выигрыш в массе, габаритах, стоимости).

Пример 4. Электроэнергетическая система постоянного тока включает три источника электрической энергии: преобразователь переменного тока в постоянный, автономный маломощный генератор постоянного тока и аккумуляторную батарею. В нормальных условиях питание берется от преобразователя. При отказе преобразователя подключается автономный генератор совместно с буферной батареей. Электроэнергетическая система не обеспечивает электроэнергией потребителей, если отказали все три источника или отказали преобразователь и автономный генератор. Необходимо найти вероятность безотказной работы электроэнергетической системы, если известны: Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru =0.25х10-3 1/ч – суммарная интенсивность отказов преобразователя; Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru =0.8х10-3 1/ч – интенсивность отказов автономного генератора при совместной параллельной работе с аккумуляторной батареей; Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru – интенсивность отказов генератора при отказе аккумуляторной батареи; Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru =0.1х10-3 1/ч – интенсивность отказов аккумуляторной батареи при параллельной работе с генератором; необходимое время работы электроэнергетической системы t=100 ч. Допускается перерыв в работе на время переключения автономного генератора и аккумуляторной батареи при отказе преобразователя. До включения в работу генератор и аккумуляторная батарея не расходуют надежность, т.е. Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru = Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru =0.

Решение. Составим все благоприятные гипотезы и определим вероятности их появления. Благоприятные ситуации следующие (рис.3.2):

 
  Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru А – преобразователь работоспособен в течение времени t;

Б – преобразователь отказал в момент времени Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru , а в оставшееся время t- Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru автономный генератор и аккумуляторная батарея работоспособны;

В – преобразователь отказал в момент времени Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru , в момент Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru > Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru отказала аккумуляторная батарея, а в течение времени t- Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru автономный генератор работоспособен.

Вероятность появления ситуации А

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Вероятность появления ситуации Б

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ,

где Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru – частота отказов преобразователя в момент Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ; Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru – вероятность того, что за время t- Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru не откажут ни генератор, ни аккумуляторная батарея:

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Подставим в Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru значение Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru и Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru , после интегрирования получим

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

или

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

По аналогии с гипотезой Б получим вероятность гипотезы В

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ,

где Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru – вероятность того, что аккумуляторная батарея в момент Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru откажет, а автономный генератор будет работать в течение времени t- Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ; Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru – частота отказов аккумуляторной батареи в момент Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru ;

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru – вероятность того, что автономный генератор работоспособен в течение времени t- Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru при условии, что аккумуляторная батарея отказала в момент Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .

Подставив значения Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru , Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru , Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru в выражение для Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru , получим

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru

Вероятность безотказной работы электроэнергетической системы в соответствии с (3.8) будет

Невосстанавливаемых элементов ЭУ - student2.ru .


Наши рекомендации