Раздел 2. Управление персоналом как система кадрового обеспечения конкурентоспособности

Тема 5. Кадровое планирование

1. Задачи и этапы кадрового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

2. Основные методы кадрового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96

Тема 6. Современные технологии отбора персонала

1. Отбор и подбор персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

2. Собеседование с персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106

Тема 7. Управление карьерой

1. Карьерное планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111

2. Оценка эффективности карьерного планирования . . . . . . . . . . . . . 120

3. Организационное обеспечение профессионального развития персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121

4. Система работы с кадровым резервом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

Тема 8. Критерии и методы оценки персонала

1. Деловая оценка персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127

2. Аттестация персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

Раздел 3. Кадровые технологии развития человеческого капитала

Тема 9. Мотивация персонала

1. Основные теоретические подходы к мотивации персонала . . . . . . 143

2. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию 154

Тема 10. Управление персоналом посредством формирования рабочих групп

1. Формирование рабочей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

2. Этапы становления коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171

Тема 11. Управление психологическим климатом коллектива как показатель эффективности управления персоналом

1. Психологический климат: условия и формирующие факторы . . . . 174

2. Конфликтное поведение и способы разрешения конфликтной ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180

Введение

Искусство управления людьми –

самое трудное и высокое из всех искусств.

Древняя мудрость

Управление персоналом– это наука и практика управления современной организацией. Как научная отрасль, управление персоналом исследует широкий круг вопросов, связанных с оптимизацией деятельности организации, ее руководства и сотрудников (кадровый менеджмент, HR, кадровая миссия, кадровая стратегия, кадровая политика, кадровое планирование, планирование персонала, отбор, подбор, коучинг, кадровый аудит, аттестация персонала, мотивация, решение конфликтов и т.д.).

Как прикладная деятельность, управление персоналом является одной из ключевых функций менеджера, реализация которой способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей. В современном менеджменте понимание как обрести цели, определить направления, сформировать судьбу организации связывается с необходимостью видения, с тем, что нельзя недооценивать глубины человеческой потребности в смысле.

Предмет управления персоналом составляет взаимодействие человека и организации – аспекты управленческих отношений, функционирующих в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности.

Рассматривая персонал как основной ресурс организации, сложно однозначно ответить, что является приоритетным в управлении персоналом – знание теории или способность оказывать влияние, поскольку в работе с людьми постоянно востребованы личностные качества, благодаря которым и обеспечивается способность управлять.

«Управление персоналом» является одной их основных теоретических дисциплин менеджерского профиля, позволяющая сформировать представления о современных способах и возможностях влияния на персонал, навыки теоретического и практического анализа современных управленческих проблем в сфере HR-менеджмента.

Задача данного учебного пособия – описать, объяснить и показать комплексную деятельность, увязывающую все многочисленные и разнообразные аспекты работы с кадрами. Содержание пособия строится как теоретически и практически ориентированная последовательность тем и вопросов о системе работы с персоналом. С 1-й по 4-ую темы представлены общие вопросы понимания специфики управления персоналом, в том числе в рамках международного опыта, роли руководителя в управлении формированием и реализацией личностного потенциала сотрудников, а также роли и специфики деятельности менеджера по персоналу и служб управления кадрами в современной организации. 5-9-я темы учебного пособия посвящены традиционным направлениям работы с персоналом по его формированию, использованию и развитию, что составляет основу оперативного плана работы с персоналом как со стороны руководителя, так и кадровых служб. 10-я и 11-я темы посвящены проблемам управления персоналом посредством формирования рабочих групп и управления психологическим климатом, являющимся динамично изменяющимся показателем, главной особенностью которого является влияние на характер профессионального восприятия и профессионального мышления, на процесс принятия решений на разных уровнях управления.

Внутри каждая тема структурирована и включает вопросы, раскрывающие ее содержание, список литературы, вопросы для самоконтроля, ситуации-кейсы для решения реальных практических задач в области управления персоналом. Предлагаемые практические ситуации имеют разные варианты решений, и задача заключается в нахождении собственной рефлексивной позиции по каждой ситуации и выборе из разных альтернатив наиболее эффективного способа ее решения.

Хочется надеяться на то, что работа над проблемами, включенными в учебное пособие, поможет в становлении профессионально компетентного, рефлексивного стиля управления, соответствующего этапу развития современной организации.

Наши рекомендации