Раздел 2. Управление персоналом как система кадрового обеспечения конкурентоспособности
Тема 5. Кадровое планирование
1. Задачи и этапы кадрового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
2. Основные методы кадрового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Тема 6. Современные технологии отбора персонала
1. Отбор и подбор персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
2. Собеседование с персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Тема 7. Управление карьерой
1. Карьерное планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
2. Оценка эффективности карьерного планирования . . . . . . . . . . . . . 120
3. Организационное обеспечение профессионального развития персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
4. Система работы с кадровым резервом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Тема 8. Критерии и методы оценки персонала
1. Деловая оценка персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
2. Аттестация персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Раздел 3. Кадровые технологии развития человеческого капитала
Тема 9. Мотивация персонала
1. Основные теоретические подходы к мотивации персонала . . . . . . 143
2. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию 154
Тема 10. Управление персоналом посредством формирования рабочих групп
1. Формирование рабочей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
2. Этапы становления коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
Тема 11. Управление психологическим климатом коллектива как показатель эффективности управления персоналом
1. Психологический климат: условия и формирующие факторы . . . . 174
2. Конфликтное поведение и способы разрешения конфликтной ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Введение
Искусство управления людьми –
самое трудное и высокое из всех искусств.
Древняя мудрость
Управление персоналом– это наука и практика управления современной организацией. Как научная отрасль, управление персоналом исследует широкий круг вопросов, связанных с оптимизацией деятельности организации, ее руководства и сотрудников (кадровый менеджмент, HR, кадровая миссия, кадровая стратегия, кадровая политика, кадровое планирование, планирование персонала, отбор, подбор, коучинг, кадровый аудит, аттестация персонала, мотивация, решение конфликтов и т.д.).
Как прикладная деятельность, управление персоналом является одной из ключевых функций менеджера, реализация которой способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей. В современном менеджменте понимание как обрести цели, определить направления, сформировать судьбу организации связывается с необходимостью видения, с тем, что нельзя недооценивать глубины человеческой потребности в смысле.
Предмет управления персоналом составляет взаимодействие человека и организации – аспекты управленческих отношений, функционирующих в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности.
Рассматривая персонал как основной ресурс организации, сложно однозначно ответить, что является приоритетным в управлении персоналом – знание теории или способность оказывать влияние, поскольку в работе с людьми постоянно востребованы личностные качества, благодаря которым и обеспечивается способность управлять.
«Управление персоналом» является одной их основных теоретических дисциплин менеджерского профиля, позволяющая сформировать представления о современных способах и возможностях влияния на персонал, навыки теоретического и практического анализа современных управленческих проблем в сфере HR-менеджмента.
Задача данного учебного пособия – описать, объяснить и показать комплексную деятельность, увязывающую все многочисленные и разнообразные аспекты работы с кадрами. Содержание пособия строится как теоретически и практически ориентированная последовательность тем и вопросов о системе работы с персоналом. С 1-й по 4-ую темы представлены общие вопросы понимания специфики управления персоналом, в том числе в рамках международного опыта, роли руководителя в управлении формированием и реализацией личностного потенциала сотрудников, а также роли и специфики деятельности менеджера по персоналу и служб управления кадрами в современной организации. 5-9-я темы учебного пособия посвящены традиционным направлениям работы с персоналом по его формированию, использованию и развитию, что составляет основу оперативного плана работы с персоналом как со стороны руководителя, так и кадровых служб. 10-я и 11-я темы посвящены проблемам управления персоналом посредством формирования рабочих групп и управления психологическим климатом, являющимся динамично изменяющимся показателем, главной особенностью которого является влияние на характер профессионального восприятия и профессионального мышления, на процесс принятия решений на разных уровнях управления.
Внутри каждая тема структурирована и включает вопросы, раскрывающие ее содержание, список литературы, вопросы для самоконтроля, ситуации-кейсы для решения реальных практических задач в области управления персоналом. Предлагаемые практические ситуации имеют разные варианты решений, и задача заключается в нахождении собственной рефлексивной позиции по каждой ситуации и выборе из разных альтернатив наиболее эффективного способа ее решения.
Хочется надеяться на то, что работа над проблемами, включенными в учебное пособие, поможет в становлении профессионально компетентного, рефлексивного стиля управления, соответствующего этапу развития современной организации.