ПОДХОД № 6: НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ПЕРЕЖИВАЕТЕ

Многие виды терапии, в частности бихевиоральная, пытаются снять невротические симп­томы — фобии, навязчивые состояния, болез­ненные пристрастия, мании. Другие виды

терапии, например экзистенциальная или психоаналити­ческая, пробуют идти «глубже» — помочь пациентам из­менить их философию и тем самым предотвратить про­явление тех же симптомов в будущем.

РЭТ идет дальше и нацеливается на выработку новой, глубокой жизненной философии, в то же время занима­ясь и снятием симптомов. Она помогает людям избавить­ся от тревоги и депрессии, вызванных невротическими проблемами.

Как я уже указывал ранее, извращенное мышление ве­дет к возникновению эмоциональных проблем, и это по­ложение подтверждается практикой. В то же время эта связь вытекает из самой природы неврозов. Как я уже указывал в своих работах «Разум и эмоции в психоте­рапии» и «Новый путь к разумной жизни», вполне воз­можно довести до невроза лабораторных-крыс и морских свинок, но только они не будут знать о том, что у них не­вроз. А потому они не будут переживать из-за своего «невротического» поведения, не будут думать об этом, не будут презирать или ненавидеть себя за то, что страда­ют от невроза А вот люди именно так и поступают.

Люди видят, что они встревожены; знают, что беспо­койство вредно и бессмысленно; оценивают, насколько все это плохо и вредно; возлагают на себя ответствен­ность за происходящее; ругают себя за «слабость» или «глупость». Они начинают тревожиться по поводу своей тревоги, впадают в депрессию из-за того, что у них де­прессия; переживают чувство вины из-за болезненных пристрастий; жалеют себя.

Джордж часто сердится на свою старую мать, каприз­ную и страдающую старческим слабоумием, — и ненави­дит себя за то, что позволяет себе сердиться на нее. Син­тия выкуривает две пачки сигарет в день, несмотря на свои слабые легкие и привычный кашель, — и чувствует себя виноватой в «этой ужасной, недопустимой слабо­сти». Джозеф робок со своими подругами — и злится на себя за то, что не может «настоять на своем».

Насколько важны эти переживания из-за пережива­ний? Очень важны! Если Джордж ненавидит себя за то раздражение, которое вызывает у него мать, то скоро он так зароется в своем самоосуждении, что у него уже не хватит ни сил, ни времени заниматься решением реаль­ной проблемы и действительно подавить свой гнев и раз­дражение..

Если Синтию гложет чувство вины за «недопустимую слабость» курения при ее слабых легких, то она может рас­строить себя настолько, что для утешения ей потребуется еще больше сигарет. Пока Джозеф сердится на себя и сво­их подруг за то, что не может самоутвердиться, он будет скорее агрессивным, нежели уверенным и настойчивым.Все эти переживания по поводу переживаний могут толь­ко дополнительно усложнить жизнь Джорджу, Синтии и Джозефу.

Таким образом, мы приближаемся к подходу № 6 рационально-эмотивной терапии: Если вы из-за чего-то страдаете, то вскоре можете начать страдать из-за собственных страданий. Проанализировав свои чувства, вы нередко обнаруживаете, что тревожитесь из-за своей тревоги, страдаете депрессией из-за того, что у вас депрессия, чувствуете вину из-за своего гнева или раздражения. У вас просто неподражаемый та­лант расстраивать себя!

Не полагайтесь только на мои слова. Будьте честны сами с собой. Как вы на самом деле чувствовали себя, когда последний раз впали в панику? А что вы чувство­вали по поводу того, что паникуете?

Вот видите!

Какое решение предлагает РЭТ? Довольно оригиналь­ное: больше думайте, больше рассуждайте. Вы создаете себе дополнительные проблемы, наблюдая за своими не­уместными чувствами и убеждая себя в том, что ни в коем случае не должны испытывать таких чувств. Вы можете избавиться от этого, используя подход № 6.

Точнее, вы можете прекратить расстраивать себя из-за того, что расстроены. Для этого попробуйте сделать сле­дующее:

1. Спросите себя: «Сейчас меня гложет тревога. Не ис­пытываю ли я дополнительной тревоги из-за того, что тревожусь?»

2. Попробуйте распознать, выбрав для этого время, свои вторичные симптомы — депрессию из-за тревоги или тревогу из-за депрессии.

3. Попробуйте понять, не вы ли сами создаете эти вто­ричные симптомы — то есть не вы ли сами заставили себя паниковать из-за страха и ненавидеть за нена­висть к себе.

4. Осознайте простую истину: если вы сами навлекли на себя эти вторичные симптомы, то в вашей власти поработать и избавиться от них.

Что же дальше?

Предположим, благодаря РЭТ вы поняли, что страдаете от тревоги из-за тревоги или от паники из-за паники. Что же делать?

Для начала выполните следующие дискуссионные шаги:

1. Предположите, что вы сами вызвали у себя панику из-за своей паники с помощью абсолютистских тре­бований долга, например: «Я не должен впадать в па­нику! Я обязан сохранять спокойствие!»

2. Ищите в своих рассуждениях слова «должен» или «обязан» до тех пор, пока не найдете: «Да, я вижу, что действительно верю в то, что никогда не должен пани­ковать, а не то я попаду в сумасшедший дом. А вот это действительно страшно».

3. Активно дискутируйте по поводу своих представлений о долге до тех пор, пока не перейдете — и не поверите по-настоящему! — в рациональную эффективную фи­лософию. Например:

iB (иррациональное представление) — «Впадать в па­нику — ужасно!»

D (дискуссия) — «Из чего следует, что это ужасно?»

Е (эффективная рациональная философия) — «Ни из чего не следует. Разве что из моего непомерно богатого воображения. Это всего лишь очень неудобно, но это мож­но пережить — и, по крайней мере, постараться избавить­ся от паники из-за паники».

iВ — «Я не должен впадать в панику!»

D — «А где это сказано?»

Е — «Нигде. Только в головах людей с извращенным мышлением, вот например — у меня. Если бы существо­вал всемирный закон, по которому я не должен впадать в панику, то я бы этого не делал, потому что просто не смог бы. Очевидно, что всемирный закон гласит, что я могу быть очень встревожен — если сам себе позволю!»

iВ — «Если я буду паниковать, то закончу свои дни в сумасшедшем доме, а это действительно страшно».

D — «А это что — правда?»

Е — «Ерунда полнейшая! И я, и миллионы других лю­дей впадали в панику и как-то умудрились не попасть в психиатрическую лечебницу. Паническое состояние бо­лезненно, но редко вызывает нервные срывы. Даже если предположить самый плохой вариант — что я действитель­но заболею и попаду на некоторое время в больницу, то это, конечно же, будет очень неприятно. Но все равно в конце концов я поправлюсь, успокоюсь, выйду из больни­цы и буду вести нормальную, счастливую жизнь. Если я действительно этого хочу».

Оспаривая (D) свои иррациональные представления (iBs), которые ведут к возникновению последствий (С), выражающихся в тревоге из-за тревоги, вы можете про­должать размышлять и планировать свое избавление от них, а также предотвратить возможность их возвраще­ния. Ваши окончательные умозаключения могут выглядеть так, например:

1. «Из-за того, что я страдаю от тревоги, я не становлюсь ничтожным или жалким человеком, равно как и из-за вторичной тревоги. Я человек, который придерживает­ся неправильной жизненной философии, но я могу по­работать над этим и изменить собственные взгляды».

2. «Какие бы неудобства и страдания я ни причинял себе из-за переживаемого мною стресса или паники, это все­го лишь очень сильное неудобство, но никак не страх и не ужас. Ничего непереносимого в этом состоянии нет. Это всего лишь дополнительная головная боль».

Научившись приходить к таким умозаключениям, мож­но вернуться к своему исходному чувству паники (напри­мер, к тому ужасу, который внушает вам перспектива быть отвергнутым), выделить свои иррациональные пред­ставления, порождающие эту панику (например: «В оди­ночестве я не смогу обрести счастья!»), оспорить эти ир­рациональные представления и снять тревогу.

Подход № 6, как видите, показывает, что вы самостоя­тельно способны создать себе первичные, а затем и вто­ричные проблемы, связанные с первичными Этот РЭТ-

подход дает вам возможность сначала справиться со вторичными проявлениями, а уж затем браться за решение исходных проблем.

Подход № 6 также показывает, как можно создать себе расстройство третьего уровня и как бороться против него. Например, Джеральд сначала тревожился и переживал по поводу качества выполненной им работы (первичная про­блема). Затем он пристрастился к алкоголю как к сред­ству временно уменьшить свою тревогу (вторичная про­блема). Затем он начал жестоко проклинать себя за то, что пьет (проблема третьего уровня). И из-за этого само­осуждения он расстроился настолько, что стал плохо вы­полнять свою работу, а для того, чтобы успокоиться, пил еще больше.

Если вы обратите внимание на рекомендации шестого подхода, то сначала возьметесь за решение проблем вто­рого и третьего уровня, а затем вернетесь к первичному расстройству и, прибегнув к такой очередности, окажете себе максимальную помощь.

Вот что произошло с моими пациентами, о которых я уже упоминал в этой главе.

Джордж начал внимательно изучать свои иррациональ­ные представления, которые заключались в следующем: «Несмотря на то что мать никогда не была ко мне слиш­ком внимательна, а теперь требует, чтобы я посвятил все свое время уходу за нею, я не должен никогда сердиться на нее. Я просто мерзавец!» В первую очередь Джордж начал учиться воспринимать себя целостно вместе со сво­им раздражением и злостью. Затем, освободившись от ненависти к себе, он перестал капризно требовать, чтобы мать больше не капризничала, и постепенно перестал не­навидеть ее (хотя ему все равно не по душе было ее по­ведение).

Синтия после длительных размышлений наконец смог­ла твердо и неоднократно повторить себе: «То, что я про­должаю курить, является слабостью с моей стороны. Но если я буду ругать себя за курение, это сделает меня толь­ко еще слабее. Если уж я так безнадежно плоха, то как я смогу сделать что-то хорошее — например, бросить курить? Да никогда! Поэтому, если уж я продолжаю сдуру курить, то, значит, собираюсь перестать ругать себя за это». Вско­ре после того, как Синтия прекратила есть себя поедом, ей стало гораздо легче ограничиваться пятью сигаретами в день вместо двух пачек.

Джозеф в конце концов согласился с тем, что его под­руга действительно не позволяет ему самоутвердиться или, по крайней мере, сильно затрудняет это. Но, объяснив себе, что она, как и всякий человек, имеет право ошибать­ся, он перестал сердиться на нее — и уже потом, несмотря на душевный дискомфорт и страх, начал настаивать на сво­ем все более смело и уверенно, пока эта манера поведе­ния не стала для него естественной.

Джеральд сначала работал над решением своей про­блемы третьего уровня (в моей постоянной терапевти­ческой группе) — то есть над осуждением себя за склон­ность к алкоголю. Он доказал себе, что пить — глупо, но сам он от этого не становится глупым или плохим чело­веком.

Затем он взялся за решение вторичной проблемы (низ­кий порог фрустрации), которая сопровождала его иррацио­нальные представления («Я не могу вынести этой трево­ги. Я хочу немедленно успокоиться и расслабиться, а для этого мне надо выпить!»). Наконец он перешел к решению исходной проблемы, то есть к требованию всегда делать свою работу безупречно. Он научился беспокоиться из-за работы, но не сходить с ума по этому поводу, и уро­вень его тревожности заметно снизился. Улучшение на­ступило сразу во всех областях — он стал меньше пить и лучше работать.

Вскоре после того, как его тревожность снизилась и он перестал осуждать себя, Джеральд бросил пить и стал жить разумной и счастливой жизнью.

РЭТ УПРАЖНЕНИЕ N10

Это упражнение требует от вас честности перед самим собой. Как правило, стремление обманывать себя происте­кает из самоосуждения. Например, вам стыдно, когда вы самым жалким образом проваливаетесь или видите, как над вами смеются, — тогда вы обманываете себя и отри­цаете свои ошибки и глупости.

Что же вы можете сделать теперь? Честно признать, что вы были недавно расстроены — встревожены, подав­лены, рассержены. Вот примеры:

Тревожитесь ли вы, если дети или другие родственни­ки приходят позже, чем ожидалось?

Испытываете ли вы панику при боли в груди, предпо­лагая, что это инфаркт?

Была ли у вас депрессия после смерти близкого друга или родственника?

Вызывают ли у вас гнев акты террора, направленные против невинных людей?

Все эти тревоги связаны с реальными крупными собы­тиями, и вы наверняка смогли распознать свои реакции. А как же быть с недавними мелкими происшествиями? Например:

Предположим, вы заметили на своей рубашке пятно и теперь переживаете, что незнакомые люди в метро или в автобусе тоже заметят его.

Предположим, вы находитесь на вечере или на важном совещании и вдруг понимаете, что забыли имя важно­го человека, и вас охватывает паника: вы боитесь, как бы этот человек не догадался об этом.

Предположим, вы не проявили достаточно настойчиво­сти, обсуждая вашу прическу с парикмахером, и теперь боитесь, что все заметят, что вы позволили остричь себя слишком коротко.

Предположим, посреди концерта вам срочно понадоби­лось выйти в туалет, а вы стесняетесь, предполагая, что люди подумают о вас плохо.

Вспомните мелкие инциденты вроде этих и признай­тесь самому себе в том, что вы на самом деле пережива­ли чувство тревоги, паники или стыда — и в то же время тревожились из-за своей тревоги, стыдились своего стыда, страдали от депрессии из-за паники. Можете ли вы быть предельно честны перед собой? Можете ли полностью признать, что вначале впали в панику из-за мелкой неуда­чи, а потом — из-за того, что боялись показать людям свою тревогу? Заставьте себя быть честным!

А теперь проделайте вот что:

1. Посмейтесь над своей паникой, а заодно и над паникой из-за паники. Посмотрите, разве это не смешно, что вы требуете одобрения каждого вашего поступка, и даже одобрения того, что вы нуждаетесь в одобрении! Это же просто умора!

2. Для того чтобы атаковать свой стыд, проделайте спе­циальное упражнение. Расскажите кому-нибудь (а луч­ше нескольким людям) о своих «постыдных» чувствах. Расскажите им, из-за каких тривиальных вещей вы себя растравляете. Покажите, как вы расстраиваетесь из-за своих расстройств. Будьте честны и безжалостны к себе, рассказывая другим о своем страхе и о том как вы боитесь этого страха.

3. Выявите свои главные представления о должном, кото­рые относятся к вашему исходному чувству паники. Например: «Я же должен был помнить, как его зовут! Нельзя же снова спрашивать его имя. Я не должен оскорблять его тем, что забыл, кто он такой. Я не дол­жен показать ему, что так глупо забыл его имя!»

4. Выявите свои главные представления о должном, ко­торые относятся к вашему вторичному чувству тре­воги. Например: «Я не должен показать другим, что встревожен. Я не должен так тревожиться по пустя­кам. Я должен немедленно преодолеть тревогу!»

5. Безжалостно расправьтесь с этими представлениями о должном и замените их на разумные предпочтения.

6. Продолжайте наблюдать за собой и признаваться себе в том, что вы частенько тревожитесь из-за пустяков. Продолжайте принимать себя целиком — вместе с ва­шими тревогами, продолжайте исповедоваться в своих страхах другим людям, продолжайте искать и находить свои представления о должном и активно оспари­вать их.

Глава двенадцатая

Наши рекомендации