ПОДХОД № 1: ЧУВСТВА УМЕСТНЫЕ И НЕУМЕСТНЫЕ

данном случае под словом «подход» подра­зумевается проницательное, логически выво­димое понимание сущности явления, ситуации в целом. В гештальт-психологии для обозначения такого подхода вводится понятие «инсайт». Пони­мание сущности явления — это первый шаг на пути к от­казу становиться несчастным человеком.

Давайте начнем — как мы это обычно делаем при ис­пользовании методов РЭТ — с анализа ощущений несча­стья. Как разобраться, что вы чувствуете; как оценить, на­сколько уместными являются ваши чувства?

На первую часть этого вопроса ответить достаточно просто: вы можете узнать, что вы чувствуете, если просто спросите себя: «А что я чувствую?»

Разумеется, в некоторых случаях вы можете занять оборонительную позицию. Вы можете отрицать, что чув­ствуете тревогу или гнев, потому что не захотите призна­ваться в таких «неправильных» чувствах.

И все-таки обычно вы этого не делаете. Страдая от сильной тревоги или депрессии, вы чувствуете себя так плохо, что с легкостью признаетесь — по крайней мере, себе! — в том, что переживаете именно эти чувства. Это легко почувствовать — и легко признать.

Но насколько уместными, насколько допустимыми яв­ляются эти неприятные эмоции? Вот на этот вопрос отве­тить гораздо труднее. Но РЭТ дает вам ответ. Потому что РЭТ является единственной системой психотерапии, кото­рая проводит четкое различие между уместными и неуме­стными эмоциями.

Каким образом? Благодаря подходу № 1, гласящему: когда ваши цели или потребности блокируются, вы пе­реживаете как уместные, так и неуместные эмоции.

Вы можете — и это очень для вас полезно — научить­ся отчетливо различать свои эмоциональные реакции. Большинство других видов терапии — такие, как бихевиоральная терапия Джозефа Уолпа или когнитивная тера­пия Ричарда Лазаруса, Аарона Бека и Дональда Мейхенбаума, — выделяют сильные эмоции, например глубокую печаль или сильное раздражение, и относят их к той же категории, что и депрессию или гнев.

Но РЭТ подходит к этому вопросу совершенно иначе.

РЭТ воспринимает сильные отрицательные эмоции — печаль, раздражение, озабоченность — как здоровые, по­скольку они помогают выражать неудовольствие с связи с нежелательными событиями и подталкивают к тому, чтобы действовать в направлении изменения ситуации. В то же время РЭТ воспринимает (почти всегда) депрес­сию, гнев и тревогу как вредные эмоции, поскольку они проистекают из нереалистического требования, утвержда­ющего, что нежелательное событие не должно случиться, и мешают вам действовать, если таковое событие все же происходит.

В отличие от большинства других видов терапии, РЭТ показывает вам не только как распознать свои отрица­тельные (и положительные) эмоции, но и как понять, уместными или неуместными они являются. РЭТ поощря­ет к тому, чтобы вы, полноценно переживая собственные эмоции, в то же время оставались способными взвесить, насколько желательны эти эмоции. Хотите ли вы в дей­ствительности переживать именно эти чувства? К чему хорошему или плохому они могут привести?

Например, если вы озабочены мыслью, как бы не по­терять работу, то не будете опаздывать, будете старать­ся, будете сотрудничать с руководством и коллегами. Но если вы чрезмерно озабочены — или сильно встревоже­ны, — то мысль о такой перспективе начинает одолевать вас, отнимая силы и время и убивая уверенность в том, что вы можете работать хорошо.

Каков же результат? Нет работы! Или есть работа, и язва к ней в придачу. Или постоянное неприятное ощу­щение во время работы.

Или вот еще пример: если вы расстроены тем, что вас отвергает партнер, то вы либо предпримете попытку по­нять, почему это происходит, и постараетесь вернуть себе расположение и любовь этого человека, либо примете ре­шение найти другого партнера. Но если такое поведение партнера вызывает у вас гнев, то вы вступите с ним в противоборство и в конце концов станете врагами, а не друзьями. Если же оно вызывает у вас депрессию, вы зам­кнетесь в себе и в конце концов решите, что вас никто никогда не полюбит.

Чувства разочарования и сожаления в таких ситуаци­ях являются вполне уместными. Они помогают пережить нежелательные события и бороться за светлое будущее. Паника, депрессия, гнев — напротив, являются неуместны­ми чувствами, которые мешают действовать и парализуют способность работать в направлении улучшения своей жизни.

А что можно сказать об умеренной тревоге или гне­ве? Разве эти чувства не помогают вам активно противо­действовать жизненным неприятностям? И потому не яв­ляются ли они до некоторой степени полезными?

Это не совсем так.

Практически любая отрицательная эмоция так или ина­че может оказаться полезной. Сильная паника может под­стегнуть вас быстрее убежать от лесного пожара. Ярост­ный гнев может помочь побороть бюрократические несправедливости.

Может! Но вряд ли это сработает.

Сильная паника, как правило, дезорганизует вас и па­рализует до такой степени, что вы не можете быстро бе­жать от огня. Яростный гнев заставит вас кипеть от негодования, но вряд ли подтолкнет сделать что-нибудь кон­кретное для того, чтобы побороть несправедливость. А если вы все-таки начнете что-то делать в гневе и ярости, то, скорее всего, наделаете множество глупостей.

У вас есть лучший выбор. Вы можете сознательно вы­брать глубокую озабоченность вместо удушающего стра­ха; вы можете выбрать недовольство несправедливостью и решимость бороться против нее.

И это, между прочим, даст гораздо более удовлетвори­тельные результаты! Причем нагрузка на вашу нервную систему будет намного меньше.

РЭТ утверждает, что можно также выбрать заботу о своей безопасности вместо паники и ужаса. РЭТ утверж­дает, что можно выбрать неудовольствие и решимость бороться с несправедливостью вместо гнева и обиды.

Гораздо полезнее проявлять озабоченность по поводу неприятных событий. Озабоченность, осторожность, пре­дусмотрительность помогут вам сохранять бдительность и оставаться в безопасности; в то время как неоправдан­ная тревога, паника, страх сделают вас беззащитными. Если к вам относятся несправедливо, вы вполне законно испытываете разочарование, недовольство и решимость принять меры к изменению ситуации. Но можно выбрать и неуместные чувства гнева, ярости, желания кого-нибудь убить — и тогда будете только ныть, страдать и бездей­ствовать.

Можно ли четко обозначить разницу между уместны­ми и неуместными чувствами? Не всегда, поскольку эмо­ции редко проявляются в чистом виде. Чаще они содер­жат одновременно как уместные, так и неуместные элементы. Вы можете быть вполне разумно озабочены тем, как спастись от огня, и одновременно переживать па­нический страх, по тому же поводу. Где заканчивается одно чувство и начинается другое?

РЭТ дает ответ на этот вопрос. РЭТ утверждает, что если вы озабочены, предвидя опасность, то это естествен­но и вполне разумно, что вы хотите, стремитесь, пред­почитаете избежать этой опасности. Но если вы в панике, в ужасе, то вы не просто хотите избавиться от опасности, вы настаиваете на том, что должны, обязаны ее избежать. Желание избежать опасности является впол­не законным и разумным. Действительно, почему вам не хотеть того, чего вы хотите, почему бы вам не предпо­читать избегать того, чего не хотите?

Действительно, почему бы и нет?

Но ваше догматическое требование всегда получать желаемое является совершенно незаконным и разруши­тельным, потому что мироздание ничего вам не должно и вовсе не обязано удовлетворять ваши требования. Вы сами помешаете исполнению желаемого, если будете фа­натически требовать его обязательного осуществления.

Я уже отмечал, что РЭТ является наиболее философ­ской из всех школ психотерапии. Может быть, сейчас вы поймете, почему это так. Если вы расстроены, подход № 1 подскажет вам, что вы испытываете как уместные, так и неуместные эмоции. Обычно (но не всегда!) вы можете определить разницу между эмоциями, исследуя мысли, ко­торые им сопутствуют.

Уместными эмоциями является выражение своих же­ланий, например: «Я очень хочу убежать от пожара, но это не значит, что я обязательно убегу и буду после этого жить счастливо». Или: «Я ненавижу несправедливость и намерен бороться против нее».

Неуместные эмоции основаны на диктаторских тре­бованиях, например: «Я непременно должен спастись от огня, потому что Вселенная обязана сделать так, чтобы я остался жив и жил счастливо!» Или: «Я ненавижу тех, кто поступает несправедливо! Они не имеют права вес­ти себя так. Я обязан любой ценой остановить их и за­ставить относиться ко мне как следует».

Подход № 1 утверждает: «Когда ваши цели и потреб­ности блокируются, вы переживаете как уместные, так и неуместные эмоции. С большой пользой для себя вы мо­жете научиться распознавать разницу между этими дву­мя эмоциональными реакциями». Используя основы РЭТ, которые будут изложены в следующей главе, вы научи­тесь делать это.

РЭТ-УПРАЖНЕНИЕ № 5

Вернитесь в конец второй главы и снова проделайте уп­ражнение РЭТ, которое учит определять разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями. Попробуйте также уловить разницу между уместными и неуместными положительными эмоциями.

Представьте себе, например, что вы что-то делаете ис­ключительно хорошо: отлично играете в теннис, пишете стихи, рисуете, руководите предприятием. Позвольте себе с полным правом испытывать чувство глубокого удовлет­ворения собственными достижениями.

А теперь понаблюдайте за своими чувствами. Испыты­ваете ли вы чувство удовлетворения от того, что хорошо делаете свое дело? А может быть, — только давайте смот­реть правде в глаза! — вы удовлетворены собой, занима­етесь самолюбованием? Не чувствуете ли вы себя выда­ющейся личностью? Благородной, богоподобной, эдаким Сверхчеловеком?

Если вы чувствуете себя сверхчеловеком, если считае­те, что вы лучше других, то, согласно установкам РЭТ, вы переживаете неуместные положительные эмоции. Вы страдаете «манией величия», эготизмом, считая себя пре­выше других людей. Вы совершили слишком резкий ска­чок от идеи «мое поведение превосходно» к идее «поэто­му я — превосходная личность!».

А это опасно. Потому что если в следующий раз у вас что-то не получится, то вам придется низко пасть в собственных глазах! И даже великолепно делая свое дело, вы будете бояться, что в следующий раз у вас это не полу­чится. Поэтому лучше уж радуйтесь своей хорошей рабо­те — но не обожествляйте себя только потому, что у вас что-то неплохо получилось.

Если вы чувствуете себя богоподобным сверхчелове­ком, отыщите в своих мыслях слова «должен» и «обязан». Скорее всего, в таких случаях вы рассуждаете примерно так: «Я сделал это так хорошо, как и должен был сделать.

Отлично. Успех делает меня человеком, достойным пре­клонения». Или: «Я сделал это хорошо, и люди будут вос­принимать меня как необыкновенного человека. Мне аб­солютно необходимо, чтобы меня воспринимали именно так, потому что только так я могу быть полностью удов­летворен».

Если вы чувствуете себя неоправданно плохо или хо­рошо, составьте список тех неприятностей, которые влекут за собой эти неуместные чувства. В отношении отрица­тельных эмоций, например депрессии, чувства вины или ненависти к себе, сделать это довольно просто. Но ваши неуместные положительные эмоции также имеют свою оборотную сторону. Например, если вы чувствуете, что вы великий человек или превосходите всех окружающих, то это состояние может повлечь за собой следующие непри­ятные последствия:

· нереальное допущение, что вы всегда будете делать все хорошо;

· эгоистическое, высокомерное или оскорбительное пове­дение в отношении окружающих;

· мысль о том, что вам, такому совершенному во всех отношениях, уже не нужно стараться в будущем со­хранять высокий уровень;

· тревога из-за того, что в будущем вы можете сесть в лужу и разочаровать тех, кто сейчас восхищается вами;

· уверенность в том, что вы обязаны действовать все­гда безукоризненно и что неудача будет для вас ката­строфой;

· трата всего без остатка времени на то, что вы умеете делать хорошо, и пренебрежение остальными сторона­ми жизни;

· полная поглощенность собственным «я», ведущая к ут­рате понимания других людей и разрыву взаимоотно­шений с ними;

· чрезмерное стремление к идеальному исполнению ра­боты, что может привести к постоянному стрессу и на­нести вред душевному и физическому здоровью.

Спросите себя, не грозят ли вам перечисленные или иные неприятности в связи с теми неуместными отрица­тельными и положительными эмоциями, которые вы пе­реживаете. Если это так, то ищите заповеди и требования, которые порождают эти разрушительные чувства, и рабо­тайте над тем, чтобы, оспаривая, в конце концов от них отказаться.

Глава седьмая

Наши рекомендации