Ознакомление с художественной литературой
Пояснительная записка
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка.
Задача педагога при ознакомлении детей с художественной литературой — формировать у них интерес к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа, несложные произведения, развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение значения авторской лексики. Следует привлекать внимание детей к образованию новых форм слов, знакомить с синонимами, антонимами, средствами художественной выразительности, используемыми в произведении.
Приобщаясь к художественной литературе, ребенок приобретает новый вид внутренней психологической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности. Особую роль при этом играют сказки. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть ее иллюстрируется персонажами, которые могут быть изображены условно.
Педагогу рекомендуется читать произведения выразительно, перечитывать текст после его анализа, особенно если он недостаточно освоен. После прочтения произведения не следует спешить задавать детям вопросы. Необходимо дать время на осознание прочитанного, затем выслушать свободные высказывания детей, спросить, понравилось ли произведение и что именно; предложить подумать, почему у текста именно такое название. Только после этого можно приступать к работе над текстом по вопросам и заданиям.
При ознакомлении с поэтическим произведением педагог должен стремиться к тому, чтобы дети воспринимали настроение произведения, его образность, ритмичность. Для развития творческого воображения дошкольников некоторые поэтические произведения следует преподносить без опоры на зрительное восприятие, без использования иллюстраций. В процессе ознакомления с художественной литературой надо воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Замедленное созревание эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР требует обратить особое внимание на формирование у них эмоционально осознанного отношения к прослушанному художественному произведению: стремиться развивать у ребенка умение сопереживать героям, чувствовать характер произведения (грустный, лирический, веселый, торжественный).
Для полноценного и эмоционально окрашенного восприятия художественного произведения детьми с ЗПР необходимы не только его прослушивание, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, пересказ, но и организация предметных и игровых действий. Образцы работы с текстом представлены в книге Н.А. Цы-пиной, И.Н. Волковой «Почитаем — поиграем» (М., 2004).
Программа
(1 занятие в неделю, всего 32 занятия)
В программе по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительного класса ставятся следующие задачи:
• развивать у детей интерес к художественной литературе, фор
мировать запас литературных художественных впечатлений;
• учить различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихот
ворение;
• понимать главную идею произведения, правильно оценивать
поступки героев;
• совершенствовать умение детей выразительно рассказывать
сказки, стихотворения;
• обогащать литературными образами игровую, изобразитель
ную и конструктивную деятельность детей;
• воспитывать бережное отношение к книге, стремление самос
тоятельно рассматривать иллюстрации.
Рекомендуемые произведения
Народное творчество
Потешки: «Аи, ду-ду».
Считалка: «Чики-брики».
Песенки народов мира: «Котята» (англ.), «Ослик мой, шагай быстрей» (фр.)-
Сказки: «Жихарка» (рус.), «Гуси-лебеди» (рус.), «Колосок» (укр.), «Три поросенка» (англ, в пересказе С. Михалкова), «Айога» (нан.), «Снегурочка» (рус.).