I. Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве
(13 занятий)
Цвет предметов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный; их названия, различение часто смешиваемых цветов красный-желтый-оранжевый, красный-синий-фиолетовый; различение изученных цветов по оттенкам.
Форма предметов. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал), геометрические тела (брус, куб,
цилиндр, кольцо, шар, конус): их различение и названия. Умение обследовать конкретные предметы, соотносить их с геометрическими эталонами, определяя простую форму предметов.
Размер предметов: большой — маленький; крупный, средний, мелкий; широкий — узкий, высокий — низкий, длинный — короткий. Развивать у детей умение сравнивать от трех до четырех предметов разной длины, ширины, высоты, распределяя их в возрастающем и убывающем порядке, ориентируясь на образец упорядоченного ряда.
Приемы сопоставления предметов по цвету, форме, размеру: прикладывание вплотную при распознавании цвета, накладывание друг на друга при определении формы, прикладывание друг к другу с уравниванием по одной линии при определении размера; распределение предметов (предметных картинок) на группы по цвету, форме и размеру.
Расположение предметов в пространстве. Правая и левая сторона тела и лица человека. Понятия: верх — низ, справа — слева, спереди-сзади. Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию.
Необходимо:
• выявить знания и представления детей по изучаемым темам в
соответствии с типовой «Программой воспитания и обучения в
детском саду» (под ред. М.В.Васильевой);
• восполнить пробелы предшествующего развития;
• научить:
—различать правую и левую руку, правую и левую сторону те
ла и лица человека;
—определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны
на таблицах, рисунках, столе, листе бумаги;
—уметь поместить и найти предмет по словесному указанию
педагога;
—создавать однородные группы предметов по одному при
знаку, по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по пол
ной и неполной аналогии;
—употреблять слова, обозначающие изученные свойства
(цвет, форму, величину) и расположение предметов в простран
стве, в активной речи.
II. Родная природа(27 занятий)
Сезонные изменения в природе и труде(12 занятий)
Погода: небо ясное, пасмурное, облачное; облака (тучи) в ясный и пасмурный день; ветер теплый, холодный, слабый, сильный; осадки; воздух теплый, холодный, прохладный, почва в зависимости от температуры воздуха и осадков (твердая, липкая, мягкая, сухая).
Времена года.
Осень. Названия осенних месяцев. Характерные признаки: похолодание, выпадение продолжительных дождей, первые заморозки; изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых.
Зима. Названия зимних месяцев. Характерные признаки: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой.
Весна* Названия весенних месяцев. Характерные признаки: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.
Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадки деревьев, кустарников, цветов, овощей.
Лето. Название летних месяцев. Растения и животные летом. Труд людей. Летний отдых в деревне, на даче, у водоемов.
Растения(7 занятий)
Деревья, кустарники и травянистые растения, наиболее распространенные в данной местности. Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов садовых цветущих растений. Знакомство с деревьями и кустарниками сада, овощными растениями огорода. Узнавание и называние наиболее распространенных растений сада и огорода в природе и по описанию.
Бережное отношение к окружающим растениям: участие в работах на участке (уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др.).
Умение рассказать о внешних отличительных признаках при сравнении двух растений или их частей.
Умение отнести конкретные виды растений к обобщающим понятиям цветы, деревья, кустарники. Умение отнести к обобщающим понятиям овощи, фрукты, ягоды четыре-пять наименований конкретных предметов.
Животные(8 занятий)
Знакомство с группами животного мира
Птицы, живущие на участке детского сада (в ближайшем парке, сквере). Названия шести-восьми видов птиц. Внешние отличительные признаки (окраска оперения, характерные повадки). Зимующие и перелетные птицы. Подкормка птиц зимой.
Домашние животные. Условия содержания домашних животных. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности.
Домашние птицы. Внешние отличительные признаки. Забота человека о домашних птицах. Узнавание и называние трех-четырех видов птиц и их птенцов.
Дикие животные. Узнавание и называние пяти-восьми видов животных, распространенных в данной местности (звери, насекомые, рыбы). Места обитания.
Деятельность взрослых и детей по охране животных.
Правила обращения с домашними животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек и т.п.).
Обобщающие понятия: домашние и дикие животные. Умение отнести конкретные виды животных к обобщающим понятиям: птицы, насекомые, звери, рыбы.
Необходимо:
• выявить знания и представления детей по изучаемым темам в
соответствии с типовой «Программой воспитания и обучения в
детском саду»;
• восполнить пробелы предшествующего развития;
• научить:
—узнавать и правильно называть пять-шесть растений, произ
растающих на участке детского сада и в ближайшем окружении;
называть наиболее распространенные растения сада и огорода на
рисунках, в природе и по описанию.
—правильно называть пять-шесть изученных видов животных,
уметь узнавать их в природе, опираясь на знание основных отли
чительных признаков;
—правильно называть времена года, их последовательность;
—называть отличительные признаки противоположных времен
года (осенью — весной, зимой — летом), осуществлять соотноси
тельный анализ, строить предложения с использованием противи
тельных союзов а, но;
—составлять коллективный рассказ о погоде за один день (на
основе непосредственных наблюдений, по вопросам педагога, по
опорным словам);
—уметь составить рассказ о правилах поведения в природе, пра
вилах обращения с домашними животными.