Урок «Расположение предметов» (1 ч)

Раздел «Сравнение и счет предметов»

Урок «Какая бывает форма» (1ч)

Целевые установки

Предметные:в диалоге с учителем выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам; называть признаки различия, сходства предметов; исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная.

Метапредметные:

регулятивные - осознавать, что такое учебная задача урока, где в учебнике он зафиксирован, в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы раздела и урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные - через совместную деятельность с учителем анализировать структуру учебника, осуществ­лять поиск необходимой информации при работе с учебником; проводить сравнение по одному из основа­ний, осуществлять анализ объектов;

коммуникативные -использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение.

Ход урока

Организационный момент. Учитель:

— Ну-ка, проверяй, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Мы начинаем урок математики. На этих уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании.
Устные упражнения.Счет от 1 до 10.
— Внимательно осмотрите учебный класс, в котором вы сидите. Скажите, сколько в классе окон.
— Сколько шкафов (дверей, комнатных растений)?
— Сколько парт в первом ряду, у окна? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько девочек во втором ряду? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько мальчиков в третьем ряду? (Ряд показывает учитель.)
Сравнение по форме.

— Сегодня праздник. Первый день занятий в школе. Ученики пришли в школу нарядные, в новой форме, с цветами. Почему наш класс сегодня такой красивый? (Много букетов цветов.)

Учитель показывает два гладиолуса одинаковых размеров, но разного цвета.
— Рассмотрите два цветка из букета. Чем они похожи? Чем различаются? (Форма одна, цвет разный.).

Далее учитель предлагает детям сравнить гладиолус и георгин того же цвета. (Цвет один, форма разная.)

Учитель выставляет на наборном полотне зеленые листья березы, клена и дуба.

— Что общего? (Цвет.) Чем различаются? (Формой.) Игра «День-ночь». (Дети закрывают глаза, учитель меняет местами два листочка. Дети открывают глаза и выясняют, что изменилось.)
Физкультминутка.

Один, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Семь и восемь — лень отбросим.


Знакомство с учебником. С помощью учителя дети рассматривают обложку учебника, читают обращение к первоклассникам.

1) Выяснение значения слова «форма».

— Посмотрите на иллюстрации вверху левой страницы учебника. Скажите, кто на них нарисован. Как вы догадались? (Учащиеся в школьной форме, солдат в военной форме и т. д.)

Вывод: Люди одеты в разную форму в зависимости от того, чем они занимаются.

2) Знакомство с видами геометрической формы.

— Назовите фигуры, которые вы знаете.

Учитель демонстрирует геометрические фигуры, которые обычно уже знакомы детям: квадрат, круг, треугольник. Желательно, чтобы все они были одного цвета. Если ребята не знают каких-то фигур, то учитель называет их сам, приводит примеры предметов из окружающей обстановки, имеющих такую же форму.

— Какие предметы вокруг нас имеют квадратную форму? (Носовой платок, плитка паркета, клетка шахматной доски и т. д.)

— Найдите в классе предметы круглой формы, треугольной формы.

3) Сравнение предметов по форме.

— Рассмотрите картинку на левой странице учебника. Что на ней нарисовано? (Пряники.)

— Пряники какой формы кажутся вам самыми вкусными?

Желательно, чтобы, отвечая на последний вопрос, учащиеся проговаривали, например: в форме елочки, круглой формы, квадратной формы и т. д.

4) Игра «Узнай предмет по его тени».

— Я принесла игрушки. На странице справа, вверху, художник изобразил фотографии их тени. Отгадайте, какие это игрушки.

— Опишите тень, какая бывает у мяча, кубика, колпака волшебника. Используйте подсказку художника на рисунке посередине.

5) Закрепление представлений о форме предметов.

— Найдите на рисунке знакомые вам фигуры.

Заметим, что эти рисунки составлены не только из треугольников, квадратов или кругов. Здесь более развитые учащиеся могут выделить также и прямоугольники, сосчитать их. Однако требовать от всех первоклассников умения распознавать эту фигуру на чертеже на данном этапе не следует.

Физкультминутка.

Встали дружно мы с тобой, Развели руками. Хлоп — Треугольник над главой Сделали мы сами. Хлоп руками пред собой — И в замочек их заключим, Появился круг большой, Тот, который мы здесь учим. А теперь он будет рад, Если сложишь ты квадрат.

Работа в тетради.

— Правила посадки при письме. Ориентировка в тетради (верх, низ, поля, край, середина, клетка).

— Выполнение упражнений учебника.

Итог урока.

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что показалось легким? трудным?

— Что расскажете о сегодняшнем уроке дома?

— А теперь задание на следующий урок. Попробуйте в предметах домашней обстановки найти «спрятавшиеся» в них геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Расскажите нам завтра об этом.
Замечание. Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках полезно использовать специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.

Урок «Расположение предметов» (1 ч) - student2.ru

Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.

Урок «Разговор о величине» (1ч)

Целевые установки

Предметные: в совместной деятельности с учителемучиться: сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам; распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; описывать признаки предметов с использованием слов: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, шире – уже, толстый – тонкий, длинный – короткий.

Метапредметные:

регулятивные - в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

познавательные-учиться ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществ­лять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрации)); осуществлять анализ объектов (работа с иллюстрациями); с помощью учителя строить речевое высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение с опорой на рисунок.

коммуникативные-использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; формулировать собственное мнение и позицию в устной форме; задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя.

Личностные: осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей через анализ иллюстраций.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы урока.

Устные упражнения.

— Кнам на урок пришли гости из сказки про Вини-Пуха и его друзей. Они принесли с собой задания. (Учитель ставит на наборное полотно изображения Вини-Пуха, Совы, Пятачка, ослика Иа-иа.)
1) Сова — счет от 2 до 8, от 7 до 1, от 4 до 10, от 9 до 3.
2) Пятачок — счет предметов, расположенных а) по кругу; б) крестом; в) горкой (в виде треугольника).

Урок «Расположение предметов» (1 ч) - student2.ru

— Пятачок сам не может справиться с этими задачами и просит помощи у вас, ребята. Помогите Пятачку сосчитать геометрические фигуры.

Заметим, что в последнем случае при подсчете треугольников важно, чтобы дети видели все 13 фигур.

Если учащиеся испытывают затруднения, то вместо геометрических фигур можно использовать изображения предметов или игрушек.

3) Ослик Иа-иа — уточнение представлений о форме. Ослик просит отгадать загадки.

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны. Так приятен он на вкус, Что за шар это? (Арбуз.) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.) Летом в огороде свежие, зеленые, А зимою в бочке желтые, соленые. (Огурцы.)

По мере отгадывания этих загадок учитель выставляет на наборное полотно картинки, на которых изображены арбуз, морковь, огурцы. Рядом выставлены модели геометрических фигур — коричневый квадрат, зеленый круг, красный треугольник и зеленый овал.

— А теперь внимательно посмотрите и выберите те геометрические фигуры, которые по форме напоминают эти предметы. (Дети выходят к доске и выкладывают под картинками арбуза, морковки и огурцов соответственно круг, треугольник и овал.)

— Какие еще фигуры вы знаете? (Квадрат.)
— Кто из вас отыскал в домашней обстановке предметы, похожие на эту фигуру? (Ответы детей.)

Сравнение предметов по размеру. Звучит фонограмма песенки Винни-Пуха (один куплет). Учитель прикрепляет на доску изображение Винни-Пуха и Пятачка.

— Все они собрались идти в школу и взяли с собой разные предметы (книги, тетради, закладки, пеналы, карандаши — они одинаковые по форме и цвету, но различаются по размеру): — два карандаша (длинный и короткий);— две тетради (толстая и тонкая); — закладки (широкая и узкая); — пеналы (легкий и тяжелый);— книги (большая и маленькая).

Дети выясняют, чем различаются эти предметы, и пытаются определить, кому из указанных героев какой предмет принадлежит. Например, они говорят, что Винни-Пух больше Пятачка, значит, он мог взять большие предметы, а Пятачок — маленькие. Так, толстую тетрадь взял Винни-Пух, потому что он тоже толстый, а тонкую тетрадь, наверное, взял Пятачок — он худенький. И т. д.
Физкультминутка.

Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз, Улыбайся и садись.

Работа по учебнику. Выполнение заданий с. 6—7 учебника.

При выполнении задания на с. 6 желательно, чтобы дети сравнивали по величине однородные предметы:

а) одно платье узкое и длинное, а другое широкое и короткое, у одного платья рукава длинные, а у другого короткие (красные бантики меньше розовых); б) желтый кувшин больше и выше коричнево; в) корзина с фасолью больше корзины с бобами; г) одно полено толстое, но короткое, а другое тонкое, но длинное; г) красный чайник больше синего; д) желтая тарелка больше красной и т.д.

Рассматривая картинки на с. 7 и сравнивая по размеру предметы, дети должны заметить ошибки и несоответствия. Например, на первой картинке изображены тарелка и кувшин. Тарелка мелкая, а кувшин глубокий, поэтому лиса не может есть из тарелки, а журавль — из кувшина. На второй картинке заяц и слон качаются на качелях. Заяц легкий, а слон тяжелый, поэтому заяц не может перевесить слона на качелях.

На третьей картинке бабушка и мальчик едут в автобусе. Бабушка старенькая, ей трудно ехать стоя, а мальчик молодой, он должен уступить бабушке место.

На последней картинке изображена лесная полянка, на которой расположены ель, гриб, земляничка и рядом воробей. Ель должна быть высокая, а земляничка и гриб низкие. Воробей большой, а земляничка маленькая.

Физкультминутка.

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши, На два счета поднялись, Три, четыре — руки вниз.

(Исходное положение: дети стоят у края парт. Затем подтягиваются на носках, поднимают руки вверх и на счет три, четыре — опускают.)

Работа в тетради.Подготовка к письму цифр.

Итог урока. — Кто сегодня помогал вам учиться?

— Какие задания вы запомнили?

— Чему учились на уроке?

Урок «Расположение предметов» (1 ч)

Целевые установки:

Предметные:совместно с учителем наблюдать, анализировать и описыватьрасположение объектов с использованием слов: наверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, слева-справа, левее-правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко-далеко, ближе-дальше, впереди-позади.

Метапредметные:

регулятивные - в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные -ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)); при выполнении заданий под руководством учителя проводить сравнение, осуществлять анализ объектов;

коммуникативные-использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение;

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы урока.
Устные упражнения и практическая работа. 1) Счет в пределах 10. Сравнение предметов по размеру.
Учитель выставляет на полку по одной игрушке животных: заяц, жираф, обезьяна, слон, лиса (всего 5). Дети считают про себя.
— Сколько всего игрушек? (Всего 5 игрушек.)

Затем учитель просит ученика поставить еще одну игрушку (медведь).

— Сколько стало игрушек? (Стало 6 игрушек.)

— Кто из этих животных самый высокий? Самый толстый? Самый маленький? И т. д.

2) Расположение предметов в пространстве.

Игра «День-ночь».

— Назовите игрушку слева от жирафа. Справа от слона.

— Кто стоит между обезьяной и лисой? Кто в этом ряду первый слева? Кто последний?

3) Практическая работа. «Геометрическое лото».

— Положите перед собой на парту желтый круг, сверху красный круг, снизу зеленый. Что получилось? (Светофор.)

— Возьмите в левую руку треугольник, а в правую квадрат. Покажите.

— Расскажите, что вы видите на парте? Под партой? Над головой? Впереди? Позади? Слева? Справа?

Физкультминутка.

Наш мишутка потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Лапы в стороны развел, Меду, видно, не нашел.

Работа по учебнику. Выполнение заданий на с. 8—9 учебника.

1) По картинке на с. 8, где изображены котята, учащиеся под руководством учителя составляют небольшой рассказ, используя слова «на», «над», «слева», «справа», «за», «вверху», «внизу». Чтобы облегчить первоклассникам задачу, учитель может задавать учащимся наводящие вопросы: «Что расположено в комнате слева от кресла? Справа от него? Над креслом? Под креслом? Кто сидит в кресле слева от белого котенка? Кто справа? Кто играет под столом? Что стоит на столе? Кто спрятался за занавеской? Кто спит на подоконнике? Что стоит справа от него? Где стоят книги? Кто забрался на полку?» И т. д.

2) Второе задание на с. 8 имеет целью выяснение относительности позиций справа и слева. Здесь первоклассники должны заметить, что на обеих картинках медвежонок держит синий мяч в правой лапке, а красный в левой. Поэтому на каждой картинке относительно медвежонка синий мяч будет справа от него, а красный слева. Однако по отношению к читателю на картинке слева синий мяч расположен слева от медвежонка, а красный справа. И наоборот, когда медвежонок повернулся к нам спиной, то синий мяч будет справа от медвежонка, а красный слева от него.

3) Закрепление представлений о взаимном расположении предметов. Рассматривая картинки к сказкам «Бременские музыканты» и «Репка», дети составляют небольшие рассказы с использованием указанных под картинками слов. Можно эту работу провести так. Учитель начинает предложение, а дети его заканчивают. Например, по первой картинке можно составить предложения с таким началом: «Вверху стоит...», «Внизу...», «Над собакой...», «Под котом...».

4) Повторение. Сравнение по форме, цвету, размеру.

5) Аппликация. Выполнение задания по взаимному расположению предметов (у доски на фланелеграфе, на партах). При наличии времени полезно провести дополнительную работу по преобразованию полученной картинки. Например, учитель просит детей изменить картинку так, чтобы яблоня стояла слева от домика или за ним. Можно предложить учащимся составить с этими же предметами свою картинку и потом объяснять, что где находится. Важно следить за тем, чтобы дети, увлекшись творчеством, не утратили чувство правдоподобности и объективно оценивали эстетическую ценность собственного творения.

Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал плавно, Клювиком почистил пух И скорей за парту плюх.

Работа в тетради. Выполнение первого задания (узор из крестиков) можно несколько усложнить, связав с новым материалом. Для этого учитель предлагает сначала нарисовать в ряд только три крестика. Затем обвести синим цветом клеточку, в которой крестик в середине, крестик слева от него заключить в клеточку желтого цвета, а справа — красного.

Далее можно продолжить этот узор, но в слабом классе вполне достаточно ограничиться этой работой и продолжить рисовать только крестики. Второе задание желательно выполнить полностью.
Итог урока.

— Что интересного было сегодня на урок

— Какие слова помогают нам найти предмет?

— Что вы рисовали в тетради?

Задание. Расскажите дома, какую вы составили картинку из фигур приложения.

Наши рекомендации