Многозначные числа. Нумерация. Сложение и вычитание (20 ч)

Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах миллиона. Разряды и классы. Запись и сравнение чисел.

Единицы времени: век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда.Их соотношение. Простые задачи на вычисление времени.

Сложение и вычитание многозначных чисел. Устные и письмен­ные приемы выполнения действий.

Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Решение задач с помощью составления уравнения.

Решение составных задач. Вычисление значения выражений в 2—3 действия (со скобками и без них)

Умножение и деление (116 ч)

Повторение и систематизация знаний учащихся: перестановка множителей, взаимосвязь между компонентами действий, умно­жение и деление с числами / и 0, умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число, умножение и деление числа на произведение.

Из расчета 4 ч в неделю. Распределение часов по темам ориентировочное.

Способы проверки умножения и деления. Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100', умножение и деление на 10, 100, 1000.

Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Отработка письменных приемов вычислений.

Знакомство с ЭВМ.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Решение задач.

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

Площадь фигуры. Практические упражнения в измерении пло­щади. Единицы измерения площади. Задачи на нахождение пери­метра и площади прямоугольника (квадрата).

Решение задач изученных видов на все арифметические дей­ствия.

Повторение и обобщение знаний.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

• таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие
табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизи­
рованного навыка);

• названия и обозначения единиц важнейших величин — дли­
ны, массы, площади, времени;

• взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние;
цена, количество, стоимость и др.) и применять эти знания при ре­
шении текстовых задач.

Учащиеся должны уметь:

• читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

• выполнять устные вычисления в пределах 100, а с большими
числами — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

• выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание,
[ умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число; де-

ление на однозначное и двузначное число; проверять правиль­ность вычислений;

• называть компоненты арифметических действий и читать
простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение,
частное);

• находить значение числового выражения, содержащего 2—3
действия (со скобками и без них), на основе знания правила о по­
рядке выполнения действий и знания свойств арифметических
действий;

• решать простые и составные задачи в 2—3 действия с помо­
щью действий сложения, вычитания, умножения и деления;

• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины;

• уметь распознавать и изображать на бумаге с помощью линей­
ки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на
клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат;

• вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Трудовое обучение

Пояснительная записка

Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» вначальных классах общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к обще­ственно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обу­чения в общеобразовательной школе:

• овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ста­
вить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, пла­
нировать предметно-практическую деятельность, контролировать
и оценивать ее);

• овладение приемами ручной работы с различными материала­
ми; выращивание сельскохозяйственных растений;

• ознакомление с некоторыми доступными для понимания уча­
щихся профессиями и т.д.

Однако решению указанных задач препятствуют особенности познавательных процессов, присущие учащимся с ЗПР: неустой­чивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность, ослабленность сло­весной регуляции деятельности. Отмеченные затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы дол­гое время не преодолеваются, а некоторые особенности в связи с нарастающей сложностью учебного материала еще более усугубля­ются.

Коррекционная направленность обучения предполагает: постро­ение содержания программы по трудовому обучению с учетом ин­дивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать кон­кретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, опреде­лять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовле­ния и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологи­ческие операции — сгибание, складывание и др.). Успешное по-

этапное выполнение детьми простейших трудовых задач под руко­водством учителя по принципу «делай как я» не гарантирует самос­тоятельного выполнения таких же или аналогичных заданий. Са­мостоятельное осуществление трудовой деятельности возможно, если ученик, участвующий в коллективной деятельности, не только в состоянии самостоятельно выполнить определенную часть рабо­ты, но и умеет удерживать в поле внимания действия других детей. Таким образом, правильная организация учителем трудовой дея­тельности, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, кол­лективные и индивидуальные формы работы, ведет к формирова­нию ребенка как субъекта трудовой деятельности, умеющего и же­лающего учиться.

Содержание трудового обучения представлено различными ви­дами труда (сельскохозяйственный, технический, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов).

Научные психолого-педагогические исследования подтвержда­ют необходимость расширения содержания трудового обучения как учебного предмета, включающего не только технологическую подготовку и профориентацию учащихся, но и приобщение трудо­вого обучения к системе общего образования.

Именно на уроках трудового обучения создается уникальная возможность «перевода» сложных абстрактных действий из неви­димого плана во внешний (видимый), так как учащийся действует в рамках предметно-практической деятельности. На базе внешне обозначенных требований более эффективно развивается познава­тельная сфера ребенка с ЗПР.

С учетом коррекционной направленности, в зависимости от уровня образовательного учреждения данный учебный предмет может включать различное содержание. Например, у учащихся с низким уровнем образовательной ориентации необходимо на на­чальном этапе трудового обучения включить технологическую подготовку, предусматривающую формирование практических умений ручной работы одновременно с развитием глазомера, ру­ки, пространственных, измерительных умений. На следующих этапах на базе предметно-практической деятельности может быть создан особый интегрированный учебный курс, представленный в данной программе.

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для применения знаний и закрепления умений, получен­ных школьниками на уроках не только труда, но и других учебных

дисциплин. Для решения поставленных задач целесообразнее ис­пользовать комбинированные уроки, обеспечивающие примене­ние знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чте­ния, ознакомления с окружающим миром и др. Такие уроки, с од­ной стороны, позволяют учащимся осознанно подходить к изучению нового материала, необходимости формирования тру­довых умений, что в дальнейшем ведет к становлению учебно-трудовой деятельности младших школьников, а с другой — дают возможность учителю придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-тру­довой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т.д.). Комбинированные уроки детей превраща­ют труд школьника в осмысленный процесс, побуждающий его активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе учебно-тру­довой деятельности. В подражательной деятельности заложены большие возможности на первых этапах обучения. Чрезмерное оказание помощи учителем отрицательно сказывается на разви­тии учащихся: они становятся интеллектуально-пассивными, бес­помощными при самостоятельном решении самых простых тру­довых задач.

Младшие школьники с ЗПР теряют интерес к работе с одним и тем же материалом, поэтому необходимо использовать разные ма­териалы. В процессе изготовления изделий из них учащимся при­ходится решать разнообразные конструкторские и технологичес­кие задачи, задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, со­поставлять приемы выполнения одних и тех же операций и приемы обработки разных материалов, что также способствует со­вершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практиче­ская подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ЗПР при групповых формах работы.

Особое место в содержании курса «Трудовое обучение» занима­ет технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению при­емами обработки других материалов. При изучении раздела «Рабо­та с бумагой и картоном» складываются наиболее благоприятные условия для обучения младших школьников планированию пред­метно-практической деятельности. При этом за основу берется

операционный план, затем дети обучаются составлять краткий и сложный планы.

Ознакомление учащихся с элементами техники в разделе «Тех­ническое моделирование» осуществляется в процессе сборки моде­лей машин и технических устройств из деталей «Конструктора». Этот вид труда развивает конструкторские способности, техничес­кое мышление, пространственные представления. Учащиеся полу­чают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.

На уроках по разделу «Основы художественной обработки различ­ных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (соломка, хвоя сосны и ели, перья, кам­ни, песок, пластилин и т. д.). Работа с вышеперечисленными мате­риалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей, пространственную ориенти­ровку и др.

На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся знако­мятся с выращиванием растений, проводят наблюдения и неслож­ные опыты (в школьных помещениях, открытом грунте и т.п.). При планировании таких уроков их тематика соотнесена с про­граммой «Окружающий мир», что способствует полному усвоению материала и закреплению полученных знаний.

Курс «Трудовое обучение» направлен на формирование у учащих­ся организационных (организация рабочего места и процесса тру­да, рациональный выбор материалов и инструментов, экономия материалов, соблюдение гигиены и безопасности труда), кон­структивно-технологических (принятие и удержание цели трудо­вой деятельности, определение плана предметно-практической деятельности), контрольных (осуществление само- и взаимоконт­роля) и оценочных (оценка и совершенствование своей деятельно­сти) умений.

Коррекционные задачи уроков труда решаются в том случае, если учебные задания способствуют выявлению причин затруд­нений и ошибок учащихся в процессе деятельности, а также по­зволяют фиксировать не только результаты усвоения текущего материала, но и коррекцию своевременно обнаруженных недо­статков и ошибок. При оценке успеваемости школьников с ЗПР по труду следует учитывать не только круг знаний, трудовых уме­ний и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи.

В предлагаемой программе «Трудовое обучение» для учащихся I—IV классов коррекционно-развивающего обучения указано ко­личество часов на изучение каждого раздела программы, а также представлен примерный перечень изделий с учетом изучения тем на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим ми­ром. Уроки трудового обучения в I классе рекомендуется объеди­нять с уроками рисования (большинство тем сходны между собой). Учитель может самостоятельно изменить количество часов, опира­ясь на собственный опыт, учитывая подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.

Программа

I класс(60 ч)1

Сельскохозяйственный труд(4 ч)

Осенние работы (2 ч)

Технико-технологические сведения. Правила безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки), при­емы работы с ним. Виды работ на учебно-опытном участке.

Практические работы. Уборка пришкольного участка. Сбор природного материала для уроков труда (листья, цветы, ветки, се­мена).

Создание творческих работ по определению настроения.

Весенние работы (2 ч)

Технико-технологические сведения. Весенние работы на учебно-опытном участке, правила посева семян и ухода за ними (полив, прополка). Уход за растениями: полив, удаление пыли, сухих лис­тьев. Выращивание растений.

Практические работы. Уход за комнатными растениями. Подго­товка и посев семян в грунт.

1 Из расчета 2 ч в неделю.

Технический труд(30 ч)

Обработка бумаги (20 ч)

Технико-технологические сведения. Названия материалов и их свойств (виды бумаги). Инструменты и приспособления, приме­няемые при обработке бумаги. Шаблон и его назначение (размет­ка и контроль). Предметная инструкционная карта. Технология обработки бумаги (разметка, сгибание, резание, соединение дета­лей).

Примерный перечень изделий. Альбом с разными видами бумаги. Аппликации из частей предмета. Времена года (работа с шаблона­ми). Деревья и кустарники (аппликация). Закладка. Аппликации «Овощи», «Фрукты», «Виноградная лоза», «Птицы». Изготовление дидактического материала к урокам математики, чтения, ознаком­ления с окружающим миром (сигнальные карточки, дорожные зна­ки, конверты и т.д.). Игрушки из разных видов бумаги («Колобок», «Кот»). «В гостях у сказки» (аппликация по сказке «Колобок»).

Техническое моделирование (10 ч)

Технико-технологические сведения. Набор деталей конструкции. Конструкция изделия (анализ простейших моделей). Сборка моде­лей по образцам, рисункам (под руководством учителя). Модели­рование изделий из полуфабрикатов, способы соединения частей изделия. Правила организации рабочего места.

Примерный перечень изделий. Модели: сани, самокат, самолет. Мебель. Игрушки (из полуфабрикатов). Весы.

Бытовой труд (6 ч)

Обработка ткани(6 ч)

Технико-технологические сведения. Общее знакомство с тканями. Нитки для вышивания и швейные. Инструменты для работы с тка­нью (швейные иглы, ножницы, наперсток). Правила пользования инструментами и приспособлениями, безопасность труда. Стеж­ки, их назначение. Аппликация из ткани.

Примерный перечень изделий. Салфетка с бахромой и вышивкой. Игольница. Аппликация «Снеговик». Аппликации по русским на­родным сказкам.


Наши рекомендации