Двойственной задаче об использовании ресурсов

В гл. 2 рассмотрена задача об использовании ресурсов. (эконо­мико-математическая модель и содержательная интерпретация этой задачи I представлены в левой части табл. 5.1). В приведен­ной модели Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru обозначает запас ресурса Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru ; Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru − число единиц ресурса Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru потребляемого при производстве едини­цы продукции Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru ; Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru − прибыль (выручка) от реали­зации единицы продукции Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (или цена продукции Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru ).

Предположим, что некоторая организация решила закупить ресурсы Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru предприятия и необходимо установить оп­тимальные цены на эти ресурсы Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru .

Очевидно, что покупающая организация заинтересована в том, чтобы затраты на все ресурсы Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru в количествах Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru по ценам соответственно Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru были минимальны, т.е

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru .

С другой стороны, предприятие, продающее ресурсы, заинте­ресовано в том, чтобы полученная выручка была не менее той суммы, которую предприятие может получить при переработке ресурсов в готовую продукцию. На изготовление единицы про­дукции Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru расходуется Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru единиц ресурса Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru единиц ресурса Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru единиц ресурса Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru единиц ресурса Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru по цене соответственно Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru . Поэтому для удовлетворения требований продавца затраты на ресурсы, потребляемые при изго­товлении единицы продукции Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , должны быть не менее ее цены Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , т.е.

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru .

Аналогично можно составить ограничения в виде неравенств по каждому виду продукции Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru . Экономико-математи­ческая модель и содержательная интерпретация полученной таким образом двойственной задачи II приведены в правой части табл. 1.

Таблица 1.

Задача I (исходная) Задача II (двойственная)
Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru при ограничениях: Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru и условии неотрицательности Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Составить такой план выпуска продукции Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , при котором прибыль (выручка) от реализации продукции будет максимальной при условии, что потребление ресурсов по каждому виду продукции не превзойдет имеющихся запасов Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru ) при ограничениях: Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru и условии неотрицательности Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Найти такой набор цен (оценок) ресурсов Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , при котором общие затраты на ресурсы будут минимальными при условии, что затраты на ресурсы при производстве каждого вида продукции будут не менее прибыли (выручки) от реализации этой продукции

Цены ресурсов Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru в экономической литературе получили различные названия: учетные, неявные, теневые. Смысл этих названий состоит в том, что это условные, "ненастоящие" цены. В отличие от "внешних" цен Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru на продукцию, известных, как правило, до начала производства, цены ресурсов Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru являются внутренними, ибо они задаются не извне, а определяют­ся непосредственно в результате решения задачи, поэтому их ча­ше называют оценками ресурсов.

Пример выполнения задания

Задача

Пусть задана математическая модель в стандартном виде задачи линейного программирования:

12x1 + Зx2 ≤ 264;

4x1 + 5x2 ≤ 136; (1)

Зx1 + 14x2 ≤ 266;

x1 ≥ 0; x2 ≥ 0.

Z = 6x1 + 4x2 → МАХ.

Решение

Составим по модели (1) математическую модель двойственной задачи. Для этого выпишем расширенную матрицу задачи (1):

x1 x2 св.ч.

А= Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (2)

Математические модели взаимно-двойственных задач связаны между собой по правилам:

1) одна из задач содержит столько неравенств-ограничений (или равенств), сколько неизвестных у другой;

2) расширенные матрицы обеих задач транспонированы по отношению друг к другу;

3) одна задача имеет ограничения Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru и целевую функцию на максимум, а другая – ограничения Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru и целевую функцию на минимум;

4) свободные члены системы ограничений и коэффициенты целевой функции меняются местами;

5) каждому ограничению-неравенству соответствует неотрицательная двойственная переменная, а равенству – переменная без ограничения знака ( и наоборот).

Из (2) получаем двойственную задачу в виде:

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (3)

Двойственная задача линейного программирования имеет простой экономический смысл. В исходной задаче неравенства описывали ограничения по ресурсам и требовалось найти план, обеспечивающий максимум прибыли при заданных нормах расхода каждого ресурса на изделие.

В двойственной задаче переменные Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru имеют смысл оптимальных цен единицы каждого ресурса. Ограничения означают, что стоимость сырья, израсходованного на единицу изделия j (j=1,2), должна обеспечивать его продавцу прибыль не менее, чем прибыль от продажи единицы этого изделия. Цель заключается в том, чтобы общая стоимость ресурсов была минимальной с точки зрения покупателя.

Таким образом, двойственная задача заключается в определении оптимальных оценок (условных цен) единицы каждого ресурса при условии минимальной суммарной стоимости ресурсов.

Справедливы две теоремы двойственности.

Первая (основная) теорема. Если одна из двойственных задач имеет оптимальное решение, то и другая его имеет, причем значения их целевых функций для оптимальных решений совпадают. Если одна из двойственных задач не имеет оптимального решения, то двойственная ей задача противоречива.

Из основной теоремы двойственности вытекает, что существование оптимальных решений двойственных ЗЛП гарантируется наличием хотя бы одного допустимого плана для каждой из двойственных задач, причем оптимальные значения целевых функций совпадут.

Отсюда следует, что решение обеих двойственных задач симплекс-методом можно совместить в одних симплекс-таблицах. Кроме того, зная решение одной из двойственных задач, можно найти решение другой задачи, пользуясь второй теоремой двойственности.

Вторая теорема двойственности. Для оптимальных решений пары симметричных двойственных задач выполняются две группы сопряженных условий:

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , (4)

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , (5)

где Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru и Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru – основные и двойственные переменные, а Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru и Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru – дополнительные выравнивающие переменные (искусственный базис двойственной и исходной задач соответственно).

В нашем примере

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (6)

Получаем из (4) и (5) систему

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (7)

Подставим в (7) найденные выше х1=19, х2=12, для двойственных переменных получим систему линейных алгебраических уравнений

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (8)

решая которую, находим решение двойственной задачи:

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru

Задача 2.

Рассмотрим модель ценообразования, которая базируется на балансе спроса и предложения.

Пусть имеем m технологических процессов. Каждый из них описывается вектором Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru , где Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru – выпуск i-го продукта на каждую единицу интенсивности j-го технологического процесса. Пусть j-й процесс требует на каждую единицу интенсивности процесса Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru единиц труда. Задача состоит в том, чтобы найти интенсивности z1, z2,…,zm:

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (9)

где bi – необходимый выпуск i-го продукта, i =1,…,n. При этом общие затраты труда должны быть минимальными:

с1z1+c1z2+…+cmzm→min. (10)

Определение оптимальных цен продуктов основывается на решении задачи, которая является двойственной к задаче (9) – (10).

Пусть Цi – цена единицы i-го продукта, тогда двойственная задача имеет вид:

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru (11)

b1Ц1+b2Ц2+…+bnЦn→max. (12)

Экономическая интерпретация двойственной задачи: стоимость выпуска продукции в каждом технологическом процессе не должна превышать затраты труда (условия (11)). Общий выпуск продукции максимизируется (условие (12)).

Рассмотрим пример ценообразования по двойственной задаче.

Пусть n =2, m =3 и матрица Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru имеет вид:

Таблица 2.

Технологические процессы z1 z2 z3 Необходимый выпуск bi
Продукт 1
Продукт 2
Затраты труда сj  

Прямая задача:минимизация затрат труда

К =31Z1+11Z2+12Z3→min

при ограничениях:

z1+z2+2z3≥21; 2z1+z2+z3≥12.

Решение задачи: z1 =0; z2 =3; z3 =9, К =141.

Двойственная задача:максимизация выпуска

W =21Ц1+12Ц2→max

при ограничениях:

Ц1+2Ц2≤31; Ц12≤11; 2Ц12≤12.

Решение задачи:z1 =0; z2 =3; z3 =9; W =141.

Таким образом, К =W, что соответствует теории двойственности.

Задание к практическому занятию:

Базовый уровень:

Задание 1. Для условий таблицы 5.3. сформулировать двойственную задачу и решить ее.

Таблица 3. Варианты заданий

Вариант Задача Вариант Задача
Z(X)=x1+4x2+x3®max, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3 Z(X)=-2x1-2x2-2x3®min, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3
Z(X)=2x1+x2-x3®min, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3 Z(X)=-3x1-2x2-2x3®min, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3
Z(X)=x1-x2+x3®max, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3 Z(X)=-2x1+8x2+3x3®min, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3
Z(X)=5x1+2x2+x3®max, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3 Z(X)=6x1+7x2+9x3®min, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3
Z(X)=x1-8x2-3x3®max, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3 Z(X)=5x1+2x2+x3®max, Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru xj³0, j=1,2,3

Повышенный уровень:

Задание 2.

В заданиях 2.1.- 2.4. методом Гомори (или методом ветвей и границ) найти оптимальные решения задач целочисленного линейного программирования. Дать геометрическую интерпретацию процесса решений задач.

Задание 2.1. Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Задание 2.2. Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru

при ограничениях: при ограничениях:

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru целые числа. Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru целые числа.

Задание 2. 3. Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Задание 2. 4. Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru

при ограничениях: при ограничениях:

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru

Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru целые числа. Двойственной задаче об использовании ресурсов - student2.ru целые числа.

Вопросы для самостоятельной работы

Базовый уровень:

  1. Дайте характеристику двойственных ЗЛП.
  2. Сформулируйте алгоритм составления двойственной задачи.
  3. Сформулируйте основные теоремы теории двойственности.
  4. Каков экономический смысл теории двойственности?
  5. Что называют объективно обусловленными оценками?
  6. Чем отличаются задачи целочисленного программирования, от других ЗЛП?

Повышенный уровень:

  1. В чем суть метода ветвей и границ?

8. В чем состоит метод Гомори?

9. Сколько оптимальных решений может иметь задача целочисленного программирования?

Наши рекомендации