Глава 4. стратегическое управление персоналом организации
Возникновение стратегии управления персоналом
В современных условиях степень самостоятельности и ответственности организаций значительно возрастает. Основная часть решений, касающихся производства, сбыта продукции, установления контактов с поставщиками и клиентами переходит в компетенцию организаций.
Кроме того, появляются такие новые факторы, как интернационализация экономики, множество конкурентов во всех сферах деятельности, изменение правил функционирования организаций. Сама организация несет ответственность за создание ресурсов, обеспечивающих возможность ее развития и удовлетворения запросов коллективов и отдельных личностей.
Создавшиеся достаточно сложные экономические условия в начале 80-х годов на предприятиях Западной Европы способствовали дальнейшему развитию теории управления персоналом и появлению нового подхода к персоналу организаций.
В 90-х годах в теории управления организациями происходит изменение общей парадигмы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организаций.
На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Основные характеристики данных подходов представлены в табл. 4.1.
Взаимосвязь перечисленных факторов и привела к появлению стратегического управления персоналом, или персонал-стратегии,означающей:
' внедрение на практике стратегического управления деятельностью фирм;
•изменение парадигмы управления и признание персонала основным ресурсом организации.
*•
Выживание организаций, не говоря уже об их процветании, зависит прежде всего оттого, имеют ли они собственную стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий.
Неуверенность перед будущим, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучить и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм.
Стратегическая мысль в этой области за последние годы получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации как в странах Западной Европы, так и в нашей стране.
Таблица 4.1 Характеристика двух подходов к понятию персонала
персонал-издержки персонал-ресурс принуждение целесообразность минимизация оптимизация малый период планирования длительный период планирования результаты средства + результаты количество качество негибкий гибкий зависимый автономный |
Термин «стратегическое управление» был введен в 60—70 годах этого века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы, среди них — И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен и др.
Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Это подразумевало:
• стратегия в своем развитии проходит два этапа (разработку и
внедрение);
• стратегия состоит из множества решений, включая анализ ре
сурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их ре
ализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе
реализации;
• стратегия имеет отношение преимущественно к внешней сфе
ре деятельности организации (государство, сбыт продукции, конку
ренция), а не к внутренней (культура организации, ожидания пер
сонала, структура).
Стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. И. Ансофф, автор данного определения, предложил рассматривать четыре группы таких правил:
• правила, используемые при оценке результатов деятельности
фирм в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев на
зывают ориентиром, а количественную — заданием;
• правила, по которым складываются отношения фирмы с внеш
ней средой. Такой набор правил называется стратегией бизнеса;
• правила, по которым устанавливаются отношения и процеду
ры внутри организации (организационная концепция);
• правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятель
ность (основные оперативные приемы).
Начиная с конца 80-х годов появился новый подходк понятию «стратегия»,который не отменял предыдущие ориентиры, но уточнял акценты:
• в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка,
и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало
предсказуемые факторы и значительно исказить результаты;
• стратегия имеет отношение и к внутренним факторам деятель
ности организации: человеческие ресурсы достаточно сильно влия
ют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратеги
ческий статус;
• стратегия — это процесс, отражающий управленческую фило
софию руководства фирмы.
Появилось новое определение понятия «стратегическое управление».Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
*
На рис. 4.1 представлены этапы разработки стратегии управления организации.
При таком подходе миссия,осуществляемая организацией, определяет целесообразность самого возникновения или существования организации на рынке, то, что ее делает уникальной. Миссия показывает, что именно намерена фирма реализовать, представить обществу, своим акционерам и работникам. Формой выражения миссии, как правило, является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство данной организации определяет цели деятельности фирмы и доводит эти идеи до всех работающих.
Проведение диагностики состояния дел в организации является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии. Ведь именно этот анализ позволяет сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить истинное положение дел в организации.
Предметом анализа состояния внешней среды являются спрос, предложение, конкуренция, социально-политические и технико-экономические тенденции (табл. 4.2).
Анализ внутреннего состояния организации позволяет определить элементы, которые могут проявиться либо как преимущества, либо как недостатки, возникшие под влиянием внешней среды. Эти элементы составляют достаточно широкий спектр ресурсов организации (табл. 4.3).
В результате анализа после заполнения приведенных таблиц появляется возможность разработать стратегию развития организации. На стадии формулирования целей будущей деятельности происходит соединение диагностического анализа и предварительно намеченной миссии организации.
Формулирование целей деятельности организации (см. табл. 4.4) предполагает охват широкого спектра деятельности фирмы и под-
В 1992 г. в журнале «Проблемы машиностроения и автоматизации» (№ 2) были опубликованы рекомендации профессора из США Д. Бернетта относительно особенностей применения западных методов стратегического управления на предприятиях Восточной Европы и России.
Д. Бернетт рекомендовал использовать опыт западных стран по стратегическому управлению в организациях России, последовательно выполняя следующие шаги:
• определение стратегических целей организации, для чего
необходимо разработать структуру целей организации, составить пер
сональную оценку ведущих менеджеров, сформулировать социаль
ные цели, например, обеспечение безопасности, сохранение окру
жающей среды;
• определение характерной компетенции предприятия, т.е. та
кого важного ресурса фирмы, который представляет лицо фирмы,
ее силу, создает преимущества в конкурентной борьбе и состоит из
суммы компетенций ее персонала;
• стратегическое исследование внешней среды организации для
определения, с одной стороны, благоприятных возможностей, а с
другой — опасностей, возникающих для фирмы со стороны ее кон
курентов в результате действия определенных социальных причин
или правительственного регулирования;
• формулирование стратегического решения о правильном ис
пользовании благоприятных условий или возможностей противосто
ять негативным факторам, что предполагает детальное планирова
ние организационной структуры, информационной системы,
исполнительной системы измерения и обоснование плана компен
саций сотрудникам;
• оценка стратегии, т.е. оценка того, насколько выдвинутые пред
ложения согласуются с состоянием окружающей среды, дают ли они
эффект «синергии» (общий результат превосходит сумму отдельных
эффектов), выполнимы ли они.
Как видно из приведенных рекомендаций, предложения профессора из США не расходятся с обновленной концепцией стратегического управления, но делают акценты на некоторых практических аспектах внедрения стратегического управления в российских условиях.