ТЕМА №1: ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.
Общие положения.
1.1. Помощником машиниста назначается лицо не моложе 18 лет, с образованием не ниже среднего (полного) общего, прошедшее медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, стажировку и имеющее свидетельство об окончании курсов подготовки по профессии "помощник машиниста электропоезда" и вторую группу по электробезопасности.
1.2. Помощник машиниста обязан:
- знать ПТЭ метрополитенов РФ, Инструкцию по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, Должностную инструкцию, Инструкцию по устранению неисправностей, возникающих на подвижном составе, Местные инструкции, Правила и Инструкции по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации электроподвижного состава, Правила внутреннего трудового распорядка, другие руководящие документы, определяющие обязанности помощника машиниста;
- при отсутствии действий со стороны машиниста к снижению скорости или остановке состава перед предупредительным сигнальным знаком "Остановка первого вагона", запрещающим сигналом светофора, пассажиром, упавшим на путь и в других случаях, требующих остановки, - принять меры к экстренной остановке поезда (открыть стоп-кран, перевести выключатель "ТЭ" в тормозное положение и т. п.);
- при внезапной утрате машинистом способности управлять поездом, остановить состав, доложить о случившемся поездному диспетчеру, вызвать через него, резервного машиниста или машиниста-инструктора, действовать по указанию ДЦХ;
- приходить на работу к месту заступления ко времени, определённому графиком работы или нарядом, не допуская опозданий;
- при возвращении на работу после отпуска, болезни, командировки и т. п., явиться к нарядчику, сдать ему документы, освобождавшие от работы, получить у него назначение на смену, а в отсутствие нарядчика (выходной день) – у дежурного машиниста-инструктора или оператора линейного пункта;
- о невозможности явки на работу по болезни или каким-либо другим причинам сообщить, не позднее, чем за 3 часа до начала работы, нарядчику локомотивных бригад или дежурному по электродепо (оператору участка ДДЭ) или дежурному машинисту-инструктору (оператору линейного пункта);
- при выполнении должностных обязанностей быть в форменной одежде, опрятно одетым. В праздничные дни и дни, определённые руководством метрополитена, находиться на работе в белой форменной рубашке. Перед сменой иметь полноценный отдых;
- сообщить в отдел кадров электродепо адрес регистрации и фактического места жительства, контактный телефон и немедленно известить в случаях изменений вышеуказанных данных;
- являться по требованию начальника электродепо и (или) заместителя начальника электродепо по эксплуатации на собеседование по вопросам безопасности движения поездов (не реже одного раза в год), на тестирование или собеседование к психологу;
- во взаимоотношениях с работниками метрополитена и пассажирами быть вежливыми, предупредительными и требовать от них выполнения Правил пользования метрополитеном;
- в случае угрозы наезда на людей, препятствие, при обнаружении признаков, угрожающих безопасности движения, принять меры к немедленной остановке поезда и подать машинисту команду: "Стой";
- проявлять бдительность, обеспечивать безопасность движения поезда и перевозимых пассажиров. К ведению поезда относиться как к ответственному производственному процессу, быть в постоянной готовности к нестандартным ситуациям в пути следования, всегда быть готовыми к принятию экстренных мер по обеспечению безопасности движения;
- в случаях, требующих особой бдительности - сигнал светофора или другие сигналы, требующие остановки состава или уменьшения скорости, въезд на станцию, отправление со станции, следование первым поездом, при снижении видимости, затоплении пути, включённом рабочем и аварийном освещении или только рабочем освещении тоннеля, следование по стрелочному переводу, соединительной ветви, наличие письменного или устного предупреждения, и др. - встать с правой стороны от кресла машиниста, взяться за рукоятку стоп-крана и быть готовым применить экстренное торможение;
- в случае вынужденной остановки поезда на перегоне и угрозе безопасности пассажиров, при невозможности продолжить движение, совместно с машинистом организовать высадку и вывод пассажиров на станцию;
- не оставлять рабочее место, если не произведена смена по окончании работы в установленное время. Проинформировать об этом поездного диспетчера, вызвать через него резервного помощника машиниста;
- при возникновении неисправности на составе - принять меры к её устранению. При покидании машинистом кабины управления для устранения неисправности - поддерживать связь с поездным диспетчером и вести информацию пассажирам по линии ГГС, согласно утверждённому перечню;
- при угрозе наезда на подвижной состав или препятствие не покидать рабочее место пока не будут приняты меры к экстренной остановке;
- при передаче сообщения пассажирам по линии ГГС обеспечить чёткость передачи информации, используя при этом установленный набор фраз и речевых сообщений;
- при работе на линии выполнять требования машиниста – наставника в части выполнения графика движения поездов с соблюдением безопасности движения;
- при выявлении нарушений или недостатков, негативно влияющих на безопасность движения, выполнение графика движения поездов, сообщить об этом машинисту (машинисту-инструктору);
- при работе в ночную смену соблюдать установленный режим отдыха.
1.3. При выполнении должностных обязанностей помощник машиниста должен иметь при себе:
- служебное удостоверение со штампами на право прохода на объекты метрополитена;
- талон предупреждения;
- маршрутный лист;
- удостоверение о проверке знаний нормативных документов по электробезопасности и проверке знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил;
- трёхгранный ключ.
1.4. В административном отношении помощник машиниста подчиняется начальнику электродепо и заместителю начальника электродепо по эксплуатации, а в оперативном отношении машинисту-инструктору, оператору линейного пункта, поездному диспетчеру, дежурному по станции, дежурному по электродепо, оператору участка ДДЭ и обязан выполнять их распоряжения.
1.5. При выполнении должностных обязанностей помощнику машиниста запрещается:
- пользоваться мобильным телефоном и иными радиотехническими и электронными средствами, не относящимися к поездному оборудованию;
- производить размен и подмены, не предусмотренные нарядом и расшифровкой смены без разрешения нарядчика локомотивных бригад или дежурного машиниста-инструктора;
- передавать смену лицу, имеющему признаки алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также при других признаках невозможности выполнять им должностные обязанности;
1.6. Помощник машиниста имеет право обратиться к машинисту-инструктору за разъяснениями отдельных положений и требований Правил, Инструкций или других руководящих документов, если не может понять их смысла.
1.7.Помощник машиниста несёт ответственность:
- за обеспечение безопасности движения поездов, соблюдение графика движения поездов и культуры обслуживания пассажиров;
- за незнание и несоблюдение требований ПТЭ метрополитенов РФ, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Должностной инструкции, инструкций по охране труда, Правил пожарной безопасности, других документов, определяющих работу помощника машиниста;
- за незнание содержания документа, который был доведён под роспись, при наличии личной подписи за его усвоение;
- за непрохождение предрейсового или послерейсового медицинского осмотра;
- за обеспечение сохранности и правильного содержания электроподвижного состава, поездного снаряжения, инструмента, инвентаря и секционной книги ремонта;
- за обеспечение взаимного контроля по выполнению должностных обязанностей при работе на линии, маневровых передвижениях;
- за неудовлетворительные теоретические знания и практические навыки по выходу из случаев неисправностей электроподвижного состава;
- за курение на территории метрополитена, за исключением специально отведённых для этого мест;
- за пользование мобильным телефоном или другими электронными устройствами при выполнении должностных обязанностей;
- за безопасность маневровых передвижений.
ТЕМА №2: "ТАЛОНЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ".
2.1. Талоны предупреждения №1 с зелёной полосой по диагонали, №2 с жёлтой полосой и №3 с красной являются частью документации помощника машиниста. При исполнении должностных обязанностей талон предупреждения должен быть на руках.
2.2. Лишение помощника машиниста талона №1 или №2 является формой профилактической работы, направленной на повышение уровня безопасности движения поездов, и не является дисциплинарным взысканием.
2.3. Талон №1 выдаётся помощнику машиниста при назначении на должность, а также по окончании срока действия талона №2 или №3; талон №2 - после лишения талона №1; талон №3 - после лишения талона №2. Талон предупреждения должен быть выдан не позднее, чем через трое суток после его изъятия.
2.4. Проверка наличия талона предупреждения производится выборочно при заступлении на работу и в течение рабочей смены машинистом-инструктором. При отсутствии талона предупреждения помощник машиниста может быть допущен к работе не более, чем на три смены.
2.5. Талон предупреждения изымается за нарушение:
- ПТЭ метрополитенов РФ;
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе;
- Инструкции по сигнализации;
- Должностной инструкции машиниста и помощника;
- Инструкции машинисту электропоездов о порядке приёмки, осмотра, сдачи электроподвижного состава, порядке работы на линии и производстве маневровых работ;
- Инструкции о порядке действий машиниста при возникновении неисправностей на электроподвижном составе;
- Инструкции по содержанию и применению электрических и автоматических пневматических тормозов;
- Инструкции о проходе (проезде) в тоннели, на наземные участки, парковые и деповские пути;
- Инструкций по охране труда и Правил пожарной безопасности, и других руководящих документов.
2.6. Информировать начальника электродепо или его заместителя по эксплуатации о выявленных нарушениях и рекомендовать изъятие талона предупреждения у помощника машиниста имеют право:
- заместители начальника СПС по эксплуатации;
- ревизоры Управления метрополитена;
- начальник отдела эксплуатации СПС и егозаместители;
- заместители начальника электродепо по эксплуатации и безопасности движения;
- машинисты-инструкторы эксплуатируемой линии.
Указанное выше лицо сообщает помощнику машиниста о выявленных нарушениях и в суточный срок информирует начальника электродепо или его заместителя по эксплуатации о необходимости изъятия талона предупреждения.
2.7. После получения информации о нарушении, допущенном помощником машиниста, начальник электродепо или его заместитель по эксплуатации проводит разбор. По окончании разбора он может изъять талон предупреждения. В этом случае помощнику машиниста выдаётся талон предупреждения №2 или №3.
2.8. За одно нарушение может быть изъят один талон предупреждения.
2.9. При допущенном нарушении, помощник машиниста, работающий с талоном предупреждения №3, после разбора приказом по электродепо может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с ТК РФ.
2.10. При несогласии с решением начальника электродепо помощник машиниста имеет право обратиться с письменным заявлением к заместителю начальника СПС по эксплуатации, который принимает окончательное решение.
2.11. Талон №1 возвращается помощнику машиниста по истечении года с момента его изъятия при условии, что в течение этого времени работник не имел дисциплинарных взысканий. Если в указанный период помощник машиниста имел нарушения, за которые привлекался к дисциплинарной ответственности, то талон №1 возвращается не ранее окончания действия взыскания. Если до возврата талона №1 изымается талон №2, то талон №1 возвращается по истечении года с момента изъятия талона № 2.
2.12. Талон предупреждения №1 может быть возвращён досрочно по ходатайству перед начальником электродепо его заместителя по эксплуатации и машиниста-инструктора, к которому прикреплён помощник машиниста, но не ранее, чем через три месяца со времени его изъятия.
2.13. Информация о случае изъятия у помощника машиниста талона предупреждения доводится до сведения всех локомотивных бригад электродепо.
ТЕМА №3: "ПОЕЗДНАЯ РАДИОСВЯЗЬ. ТОННЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ. РЕГЛАМЕНТ ПЕРЕГОВОРОВ С ПОЕЗДНЫМ ДИСПЕТЧЕРОМ. ТЕКСТЫ ИНФОРМАЦИИ ПАССАЖИРОВ".
3.1. Поездная радиосвязь предназначена для служебных переговоров по организации движения поездов и обеспечению безопасности движения. На вагонах серии 81-740/741 и их модификаций эксплуатируются радиостанции типа РКМ, РВС и РЛС, а на вагонах серии 81-760/761 - РВС. Выезд на линию с неисправной поездной радиосвязью запрещён.
Пользоваться поездной радиосвязью разрешается машинистам, помощникам машинистов, машинистам-инструкторам, лицам, имеющим право находиться в кабине управления поездом.
3.2. Машинисты и их помощники несут персональную ответственность за содержание передаваемой ими информации.
3.3. Поездные радиостанции во время работы на линии и при выполнении маневровых передвижений должны быть включены и иметь индикацию, отражающую включённое рабочее состояние.
3.4. На метрополитене используются два частотных канала поездной радиосвязи. Первый канал используется при работе на Кольцевой, Таганско-Краснопресненской, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской и Филёвской линиях. Второй канал на Сокольнической, Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Люблинской и Арбатско-Покровской линиях.
3.5. Для передачи информации поездному диспетчеру необходимо: снять трубку со станции, нажать тангенту, через одну секунду вызвать поездного диспетчера и передать ему необходимую информацию. После произнесения последней фразы необходимо отпустить тангенту. При этом станция переводится в режим "Приём информации". Не рекомендуется держать нажатой тангенту более одной минуты, так как это приведёт к автоматическому отключению передатчика.