Стохастические методы расчета персонала и методы экспертных оценок
Для расчета численности персонала можно использовать некоторые статистические методы. Их условно делят на 2 основные группы: стохастические и методы экспертных оценок.
Стохастические методы расчетаосновываются на анализе взаимосвязи между потребностью в персонале и другими переменными величинами (например, объемом производства). При этом в расчет принимаются данные за предшествующий период. Предполагается, что потребность в будущем будет развиваться по аналогичной зависимости. Как правило, для расчета используются такие факторы, которые не требуют сложных математических действий, но дают вполне приемлемые результаты. Наиболее часто применяются следующие стохастические методы:
- Расчет числовых характеристик;
- Регрессионный анализ;
- Корреляционный анализ.
Расчет числовых характеристик применяется, когда потребность в персонале в значительной мере связана с каким-либо фактором и эта связь достаточно стабильна. Например, при расчете численности ремонтного персонала используются следующие данные: объем производства за прошедший год, трудоемкость ремонта за этот период. На их основе рассчитывается показатель трудоемкости ремонта на единицу выпуска продукции, исходя из которого определяется объем ремонтных работ на плановый период. Дальнейший порядок расчета выполняется по схеме метода, основанного на данных о времени рабочего процесса.
Регрессионный анализ предполагает установление линейной зависимости между численностью персонала и влияющими на нее факторами.
Корреляционный анализ устанавливает тесноту связи между несколькими параметрами. Это, может быть, зависимость, определяющая степень влияния какого-либо параметра (например, объема производства и услуг) непосредственно на численность персонала.
Методы экспертных оценокпроизводятся с использованием опыта специалистов и руководителей. Виды методов экспертной оценки: простая оценка, расширенная экспертная оценка, однократная экспертная оценка, многократная экспертная оценка.
Основными считаются следующие виды:
1) Простая оценка. Потребность в персонале оценивается руководителем службы УП;
2) Расширенная экспертная оценка проводится группой экспертов. В зависимости от характера опроса и различают уже однократную и многократную экспертные оценки.
В процессе однократной экспертной оценки планируемая потребность в персонале оценивается каждым членом экспертной группы в отдельности и затем согласовывается со всеми вместе.
С целью обеспечения объективности групповой оценки проводится многократная экспертная оценка. Ее суть заключается в том, что первичная экспертная оценка потребности в персонале обобщается и доводится до сведения всех членов группы. Обобщенный результат второй экспертной оценки закладывается в прогноз потребности персонала на предстоящий период.
Нормы управляемости
В качестве специфического случая применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости.
Нормы управляемости (НУ)– это максимальное число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при условии, что суммарная трудоемкость выполняемых им функций не должна превышать норматива (8 ч. в день, 40 ч. в неделю и т.д.).
При проектировании предприятия постепенно наступает этап, когда необходимо принимать решение относительно того, сколько людей или работ непосредственно может быть эффективно объединено под единым руководством. В организации каждый руководитель ограничен временем, знаниями и умениями, а также максимальным количеством решений, которые он может принять с достаточной степенью эффективности.
НУ имеют важное значение при построении ОСУ, так как с их помощью можно рассчитать численность руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления. НУ зависят от особенностей управленческого труда, которые связаны с тем, что современному руководителю приходится выполнять как функции менеджера по руководству определенными подразделениями организации, так и функции специалиста (инженера, финансиста, экономиста и т.д.); а также от характеристик функций управления (их сложности, актуальности, совместимости, степени творчества и т.п.). На НУ влияют уровень управления, специфика объекта управления, объем необходимой информации, уровень компьютеризации управленческих работ, разнообразие функций управления, личные качества руководителя и подчиненных ему работников и др.
При расчете НУ необходимо учитывать следующие факторы:
- Цель и сферу деятельности организации;
- Тип ОСУ (но для многомерных организаций НУ определять сложно).
Чтобы определить оптимальный масштаб (или диапазон) управляемости или контроля, было проведено большое количество исследований.
В настоящее время для определения оптимальной НУ используется ситуационный подход, в основе которого лежит анализ факторов, влияющих на определение НУ. К учитываемым факторам относятся факторы, связанные с выполняемой работой: Схожесть работ; Территориальная удаленность работ; Сложность работ.
Другая группа факторов связана с теми, кем руководит и кто руководит: Уровень подготовки подчиненных; Уровень профессионализма руководителя.
Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к самому производству и организации: Степень ясности в делегировании прав и ответственности; Степень четкости в постановке целей; Степень стабильности (частота изменений) в организации; Техника коммуникаций; Иерархический уровень организации; Уровень потребности в личных контактах с подчиненными.
В зависимости от состояния указанных переменных определяется оптимальный для конкретной ситуации МУ. Многими специалистами рекомендуются некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира при определении МУ. Так, например, считается, что для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать цифру 7.
В то же время в нижнем звене организации МУ может достигать 20-30, т.е. у одного руководителя может быть до 20-30 подчиненных работников. В современных условиях за счет более широкого использования информационных систем и групповой работы возможно дальнейшее увеличение МУ.
Последнее время понятие НУ стало использоваться не только применительно к определению числа работников организации, непосредственно подчиненных руководителю. Его начинают применять к общей численности персонала, работающего «под одной крышей». В данном случае имеются в виду классические организации типа фабрики, завода, конторы. Связано это с тем, что сегодня практически не существует серьезных ограничений на масштабы организации с точки зрения технологии.
Тема 3. Поиск, отбор и прием персонала