Деятельность по управлению человеческими ресурсами

Сфера деятельности На что направлена Типичные функции Кому доклады- вают о выпол-нении
Управление человеческими ресурсами (стратегический аспект)   На решение глобальных, долговременных, принципиальных задач - Планирование человеческих ресурсов. - Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации. - Планирование затрат на персонал в рамках общих стратегических затрат фирмы и др.   Президенту корпорации
Управление персоналом (тактическая деятельность) На решение повседневных проблем, которые требуют административного вмешательства - Подбор и расстановка кадров. - Управление трудовой мотивацией. - Контроль за техникой безопасности. - Разрешение конфликтов.     Вице-президенту корпорации
Этапы развития управления персоналом за рубежом
         
    Управление кадрами
 
         
        Регистрация поступающих на работу
 
         
        Контроль за дисциплиной
 
         
        Оформление при увольнении
 
         
    Управление персоналом
 
         
        Рассмотрение персонала как издержки производства
 
         
        Формирование множества функций управления персоналом (набор, прием, оценка, стимулирование, управление карьерой, повышение квалификации, управление конфликтами и т.д.)
 
         
    Управление человеческими ресурсами
 
         
        Рассмотрение персонала как основного невосполняемого ресурса фирмы
 
         
        Стратегическое управление персоналом
 
         
        Управление компетенцией персонала
 
         
        Прогнозирование потребностей и ресурсов
 
         
    Гуманистический подход к персоналу
 
         
        Рассмотрение персонала как главного субъекта организации и особого объекта управления
   
         
 
Рис.1. Этапы развития управления персоналом за рубежом



    Рассмотрение каждого работника фирмы как члена организации – семьи (характерен для японского менеджмента)
 

Таблица 2

Таблица 2

Подходы к управлению персоналом за рубежом

Период времени Основные заботы менеджмента Отношение менеджмента к работникам Деятельность по упра-влению персоналом
До 1890 г. Производственные технологии Безразличие к нуждам работников Системы дисципли-нарного воздействия
1890 -1910 Социальное обеспечение служащих Работникам нужны безопасные условия труда и возможности роста Программы по безопа-сности, уроки англий-ского языка, вооду-шевляющие программы
1910 -1920 Эффективность задач Работникам требуется высокая зарплата при условии повышения производительности труда Исследования движений во время работы и затрачиваемого времени
1920 -1930 Индивидуальные различия Учет индивидуальных различий работников Психологическое тести-рование и консультации для работников
1930 -1940 Профсоюзное движение Работники – сила, противостоящая руководству Программы коммуни-кации работников, анти-профсоюзные приемы
1940 -1950 Экономическая безопасность Работникам требуется экономическая защита Пенсионные планы для работников, планы по здравоохранению, привилегии
1950-1960 Человеческие взаимоотношения Работникам требуется учет их мнения при управлении Профессиональная подготовка менеджеров (ролевые игры, подго-товка, обучение навы-кам уделения внимания различным аспектам)
1960-1970 Соучастие Работникитребуют участия в принятии решений Приемы соучастного менеджмента
1970-1980 Сложность задачи Работникам необходима работа, которая заставляет их решать сложные задачи и соответствует их способностям Обогащение должно-стных обязанностей, интегрированные группы постановки и решения задач
1980-1990 Перемещение работников Служащим нужна работа, потерянная при экономи-ческих спадах, из-за меж-дународной конкуренции и вследствие изменений в технологии Опережение, переподготовка, изменение структуры
1990-2000 Изменения в составе рабочей силы и ее нехватка Работникам требуется большая гибкость рабочего дня, льгот, проводимой в отношении них политики Стратегическое плани-рование, права работни-ков, профессиональная подготовка, гибкая сис-тема льгот, компьютери-зация


Таблица 3

Наши рекомендации