Возможные неисправности шасси.

1. Вибрация передней опоры на взлете, посадке –ослабление затяжки гаек, люфты в замке выпущенного положения.

2. Стук передней опоры при пробеге –утечка азота, утечка АМГ-10.

3. Непостановка опоры на замок убранного положения –обледенение замка, неполное разжатие амортстоек.

3. Усадка амортстоек не соответствует ТУ –мало давление азота, утечка АМГ-10 через уплотнения, велико давление азота.

4. Неисправность тормозов –износ дисков, мало давление в тормозной системе, воздушные пробки в системе, отказ автоматического торможения.

Любая неисправность может привести к непредсказуемым последствиям, предпосылкам к ЛП. Например из-за недостатков в Т.О.:

1. В следствии неправильной зарядке амортизатора в нем может оказаться избыточное давление газа, или избыточное количество жидкости. То и другое недопустимо амортизатор будет жестким, увеличивается нагрузка на элементы самолета.

2. Следует проверит давление в шинах. Увеличение давления приводит к износу шины, увеличиваются нагрузки.

3. Частые взлеты и посадки вызывают перегрев тормозов что вызывает коробление, трещины дисков и колодок. Для охлаждения надо обдувать сжатым воздухом.

4. Отсутствие смазки шарнирных соединений опор, замерзание воды и грязи на них приводит к заклиниванию опор и вынужденной посадке.

Для предотвращения происшествий необходим постоянный контроль и Т.О. Так ежедневно при перед летном осмотре убедится в: отсутствии посторонних предметов гондолах шасси, правильной зарядке, исправности шин и амортизаторов, отсутствие течи жидкости из гидравлических цилиндров, амортизаторов, наличие смазки, отсутствие грязи, льда в шарнирных соединениях, замках, отсутствие начальных разрушений элементов шасси, механических повреждений, плотное прилегание створок, исправность сигнализации положения шасси.

САМОКОЛЕБАНИЯ ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ

ШАССИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИ.

Наряду с существующими преимуществами, шасси с передним колесом имеет и недостатки. Их мы отмечали ранее. Среди них возможны появления самовозбуждающихся колебаний свободно ориентирующего переднего колеса. Колебания возникают при некоторых критических скоростях движения самолета по земле и представляют собой незатухающие гармонические колебания.

Условия возникновения «шимми». Эти колебания могут быть вызваны колесом передней опоры при определенной скорости движения самолета по аэродрому. Их возникновение связано с боковыми нагрузками на переднее колесо в результате, например наезд на неровность, посадки со сносом и др. поддерживаются колебания энергией движения самолета по земле.

Если самолет движется с небольшой скоростью, то случайный разворот колеса приводит к развороту самолета в этом же направлении.

При большой скорости движения и резкому повороту переднего колеса самолет не последует в направлении повернутого колеса а будет двигаться по инерции в прежнем направлении. При этом на колесе появляются боковая сила F, она вызывает деформацию шины и изгиб стойки.

У деформированной шины площадь касания о землю и точка приложения реакции земли R смещены от оси на некоторое расстояние «а», это вызывает дополнительный изгибающий момент ∆МИЗГ= Rа.

Возвращение колеса к исходному положению происходит под действием силы упругости стойки. Колесо при этом разворачивается в другую сторону, и шина также деформируется в другую сторону. Картина повторяется , с отклонением стойки в другую сторону.

возможные неисправности шасси. - student2.ru

Рис. 7.13. Схема колебаний шимми

С ростом скорости движения самолета, дополнительно МИЗГ действующий на стойку, увеличивается, и при некоторой скорости амплитуда колебаний начинает расти что может привести к срезу шины, поломке опоры, возникают самовозбуждающиеся колебания.

Скорость движения самолета, при которой возникают самовозбуждающиеся колебания, называется критической скоростью «шимми».

Критическая скорость «шимми» уменьшается при:

1. Увеличении нагрузку на опору,

2. Уменьшении жесткости шины,

3. Наличие люфтов в шарнирах опоры,

4. Нарушении балансировки колеса,

5. Разнице давлений в шинах спаренных колес передней опоры,

6. На сухой бетонный ВВП колебания могут возникнуть на меньшей скорости, чем на мокрой скользкой полосе.

7. Критическая скорость «шимми» может быть определена для передней опоры по формуле: VКРИТ= возможные неисправности шасси. - student2.ru м/с, с –коэффициент, характеризует жесткость шины на кручение, t=tдейств./tном. относительный вынос, У –массовый момент инерции частей ПОШ относительно оси вращения. Т.О. видно что: с увеличением С, увеличивается t что приводит к увеличению VКРИТ, уменьшение У приводит к увеличению VКРИТ, t≥ 0.5 не будет шимми.

возможные неисправности шасси. - student2.ru

Рис. 7.14. Демпфер колебаний шимми:

1,2 –цилиндр и шток амортстойки; 3 –рычаг;

4 –поршень демпфера; 5 –цилиндр демпфера; 6 –дроссель.

Средства увеличения критической скорости «шимми», устранения колебаний. К ним относятся:

1. Вынос колеса относительно оси стойки назад, при этом сила трения скольжения, появляющаяся при случайных разворотах колеса, создает стабилизирующий момент пропорциональный выносу. Но при большом выносе силы реакции земли создают на стойке большие МИЗГ, они ухудшают работу амортизатора, затрудняется уборка опоры.

2. Установка демпфера колебаний шимми, путем создания больших гидравлических сопротивлений при быстром развороте колеса. Разворот колеса передается на демпфер, перемещение поршня вызывает гидравлическое сопротивление жидкости, перетекающей из одной полосы демпфера в другую через калиброванное отверстие (дроссель).

возможные неисправности шасси. - student2.ru

Рис. 7.15. Траектория движения спаренных колес.

3. Установка спаренных колес создает сопротивление колебаниям шимми за счет сил трения, возникающих между колесами и поверхностью аэродрома. Во время колебаний радиусы кривизны колес различны R1, R2 следовательно поступающая скорость V2 д.б.>V1. Но т.к. колеса вращаются совместно, то их скорости одинаковы и колесо, идущее по траектории меньшей кривизны, вынуждено проскальзывать, а возникающие при проскальзывании силы трения создают момент, препятствующий колебаниям «шимми».

В процессе эксплуатации –контроль за давлением воздуха шинах, за состоянием качалок, шарнирных соединений, наличием люфтов в шарнирных опорах шасси.

РАЗДЕЛ №2

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ Л.А.

Наши рекомендации