Разновидности, конструкция колес шасси.
Колесо состоит из барабана и шины, колеса основных опор имеют тормозные устройства (тормоза).
Барабан - силовой элемент колеса, его выполняют обычно литьем из магниевых, алюминиевых или титановых сплавов. Барабан имеет два борта, препятствующих соскакиванию с него шины (рис.7.2.). Для монтажа и демонтажа шины один из бортов делается съемным. Съемный борт от проворачивания на барабане удерживается шпонками. Иногда вместо съемного борта для монтажа и демонтажа шины барабан делается разъемным - состоящим из двух половин, стянутых болтами.
В ступицу барабана с обеих сторон запрессовывают внешние обоймы конусных роликовых подшипников, предназначенных для установки колеса на оси. Конусные роликовые подшипники применяются потому, что на колесо действуют большие радиальные и осевые нагрузки. Подшипники снаружи закрывают обтюраторами, которые предотвращают вытекание смазки и защищают подшипник от загрязнения.
На оси колесо удерживается гайкой, ее затяжка строго регламентирована. Чрезмерная затяжка вызывает повышенное трение в подшипниках, их перегрев, что может привести к разрушению подшипников и возгоранию колеса. При слабой затяжке гайки в подшипниках будут увеличенные зазоры, вызывающие люфт колеса и большие ударные нагрузки в подшипниках, которые могут привести к разрушению колеса. Оптимальные зазоры в подшипниках обеспечивают установкой распорной втулки, длина которой регулируется с большой точностью. Распорную втулку устанавливают на ось между внутренними обоймами подшипников. При затяжке гайки колеса подшипники упираются в торцы распорной втулки и не имеют возможности сближаться дальше.
Рис. 7.2. Колесо с дисковым тормозом: 1 — барабан; 2 — съемный борт;
3 — шпонка; 4 — роликовый подшипник; 5 — обтюратор; 6— корпус тормоза;
7 — вентиль; 8,9 — невращающийся и вращающийся диски;
10 — прижимной диск; 11 — пружина; 12 — блок цилиндров; 13 — датчик автомата тормозов; 14 — цилиндр; 15 — поршень
Барабаны тормозных колес могут иметь тормозные рубашки, к которым прижимаются тормозные колодки в процессе торможения колеса.- Тормозная рубашка имеет цилиндрическую форму со стальной или чугунной рабочей поверхностью. Крепится рубашка к барабану колеса болтами.
Рис. 7.3. Шина:
1 — съемный борт; 2 — протектор; 3 - кордовый каркас; 4 — камера;
5 — вентиль; б— бортовое кольцо
Шинаколеса (рис. 7.3.) состоит из покрышки и камеры. Покрышка - силовой элемент шины, прочность ей придают несколько слоев капроновой кордовой ткани, связанных между собой прослойками вулканизированной резины. Кордовая ткань характерна прочными нитями основы и слабыми нитями утка, т. е. она имеет прочность в одном направлении. Ткань в смежных слоях для равнопрочности укладывается крест-накрест под углом друг к другу 30 - 60°. Число слоев корда зависит от прочности материала и расчетных нагрузок на колесо. Иногда для прочности поверх кордового каркаса наматывается проволочный слой. Встречаются покрышки с металлическим кордом.
В радиальных покрышках, получающих распространение в настоящее время, слои кордовой ткани не пересекаются, а располагаются вдоль радиуса колеса. Такие покрышки имеют меньшую толщину боковых стенок, поэтому они легче, однако требуют более высокого давления в шине.
В борта шины заделывается стальная проволока или трос. Бортовые кольца предотвращают растяжение бортов и соскакивание шины с барабана.
Поверх каркаса покрышка имеет вулканизированный резиновый протектор, защищающий корд от истирания, механических повреждений и воздействия внешней среды. Беговая часть протектора выполняется с рисунком, увеличивающим сцепление с поверхностью аэродрома. Для контроля износа протектора на нем выполняют иногда углубления. При истирании протектора на глубину одного из контрольных углублений покрышка подлежит замене.
Камера является герметичным элементом шины, выполненным из резины. Для заполнения воздухом камера имеет вентиль с ниппелем, предотвращающим утечку воздуха из нее. Встречаются бескамерные шины. Покрышки таких шин имеют изнутри дополнительный герметизирующий слой резины. Для герметичности бескамерной шины на бортах барабана делают концентрические канавки, в которые вжимаются борта шины при ее заполнении воздухом. Бескамерные шины имеют меньшую массу и проще в монтаже и демонтаже.
Давление воздуха в шинах колеблется в широких пределах и может достигать 1,7 МПа и более. Шины низкого давления имеют относительно большой объем воздушной камеры, поэтому обладают хорошими амортизационными свойствами и высокой проходимостью по грунту, однако вследствие больших размеров шины затруднена уборка шасси. С повышением давления воздуха в шине увеличивается удельное давление колеса на грунт и ухудшается проходимость ВС по аэродрому, снижаются амортизационные свойства; в то же время такое колесо компактнее и проще убирается.
Воздушные суда с колесами высокого и сверхвысокого давления нуждаются в ВПП с твердым покрытием большой толщины.
Колеса для ВС подбираются в зависимости от условий его эксплуатации. Для самолетов, эксплуатирующихся на грунтовых аэродромах, для хорошей проходимости применяют колеса с давлением в шинах 0,3-0,4 МПа. Самолеты, эксплуатирующиеся на ВПП с твердым покрытием, имеют колеса с давлением в шинах 0,6 - 1,0 МПа.
Для увеличения проходимости на самолетах могут использоваться шины с переменным давлением. В этом случае в начале разбега и в конце пробега в шине поддерживается пониженное давление, а при большой скорости движения давление повышается.
Обжатие шины при нормальной эксплуатации не превышает 35 % ее полного обжатия. Увеличение обжатия улучшает проходимость колеса, но шина сильнее деформируется и нагревается и при этом резко снижается ее ресурс, по бокам покрышки могут появиться трещины.
Шины работают в условиях больших нагрузок, в том числе и ударных. В результате деформации по месту контакта с поверхностью земли и от тормозов шина нагревается, что отрицательно сказывается на механических свойствах материала покрышки и камеры. Понижение прочности шины может вызвать ее разрушение и серьезную аварийную ситуацию.
Для контроля за нагревом шин на некоторых колесах устанавливают сигнализаторы предельных температур. Сигнализатор выполняется в виде пробки из легкоплавкого сплава, установленной в барабане колеса. При температуре 140 - 160 °С сигнализатор выплавляется, сигнализируя о перегреве колеса. Такое колесо подлежит разборке с целью дефектации и определения возможности его дальнейшей эксплуатации.
Колеса имеют значительную массу, при взлете и посадке развивают большие частоты вращения, поэтому должны быть хорошо сбалансированы. В противном случае вращающееся колесо будет создавать вибрации на самолете, при движении по земле быстро изнашиваться. Балансировка осуществляется выборкой материала на ободе барабана колеса со стороны утяжеленной части или установкой балансировочных грузов со стороны легкой части. На балансировку колеса влияет и положение шины на барабане. Дисбаланс колес не должен приводить к вибрациям, влияющим на усталостную прочность конструкции ВС, ухудшению условий работы экипажа и комфорта пассажиров.
В процессе эксплуатации шины разнашиваются, увеличиваются их размеры, поэтому периодически проверяют зазоры между ними и элементами конструкции самолета при уборке и выпуске шасси.