Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

1 Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах.......................................................................................................... 5

1.1 Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах 5

1.2 Основные формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах........................................................................................................ 10

2 Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе 13

2.1 Внеклассные занятия по математике в начальных классах................ 13

2.2 Планирование открытого занятия по математике в начальной школе 39

Заключение................................................................................................. 44

Список использованных источников........................................................ 46


Введение

Важнейшая задача школы – обеспечить средний уровень образования. Какой бы ни была программа обучения, школьник обязан получить базовые знания по определенным государством предметам. Но основная цель образования – воспитание гармоничного члена общества. Таким образом, кроме обучающей, школа выполняет также воспитательную и развивающую функции. Опытные педагоги знают, что достижение этой цели невозможно без сочетания учебного процесса с программой внеклассных мероприятий.

Внеклассное мероприятие проводится в более свободной форме, чем урок. Хотя ведет его учитель (особенно если это внеклассные мероприятия в начальной школе), ученикам предоставляется больше самостоятельности. Вне урока дети могут проявлять больше творческой активности и развивать мышление, осваивать навыки общения в коллективе и групповую работу. Обучающая функция на внеклассных занятиях играет второстепенную роль, даже если мероприятие направлено на углубленное изучение того или иного предмета. Гораздо более важным при организации внеклассной работы является умение школьников применить на практике теоретические знания, получаемые на уроках. Это способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

Математика представляет собой комплекс абстрактных отношений и взаимосвязей, которые подвергаются различным операциям. Но когда наука вступает во взаимодействие с другое вещественной наукой, она сразу модифицируется в описание либо моделирование конкретного природного процесса. Также математические познания очень важны в повседневной жизни.

Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для школьников не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Такие занятия укрепляют коллектив, помогают сформировать у школьников лидерские качества и умение общаться. Особое эмоциональное состояние, возникающее у школьников на таких занятиях, существенно повышает эффективность их деятельности и улучшает усвоение знаний.

Цель даннoгo исследoвания – рассмoтреть особенности внеклассной работы на уроках математики в начальной школе.

Задачи исследoвания:

- выявить значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах;

- изучить основные формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах;

- рассмотреть внеклассные занятия по математике в начальных классах;

- осуществить планирование открытого занятия по математике в начальной школе.

Oбъект курсoвoй рабoты – внеклассная работа на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследoвания – особенности внеклассной работы на уроках математики в начальной школе..

При пoдгoтoвке курсoвoй рабoты испoльзoвались как oбщенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнoнаучные метoды.

Теoретическoй oснoвoй курсoвoй рабoты пoслужили труды Н.Н. Лoктюхинoй, А.В. Мешалкинoй, Е.С. Мирoнoвoй, Л.В. Серегинoй и других ученых.

Курсoвая рабoта включает в свoю структуру введение, oснoвную часть, сoстoящую из двух глав, заключение и списoк испoльзoванных истoчникoв.

Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах

Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах

Основные предметы, которые преподают в школе, постоянно поддаются корректировке и различным модификациям. Некоторые предметы убирают из школьной программы, а некоторые наоборот. Такая же путаница происходит с выделение часов на каждый из учебных предметов. Но есть такие дисциплины, которым всегда будут учить в школе и не только. Такие, без которых невозможно развитие человека.

Математика помогает человеку понять окружающий мир, ведь все что происходит в нем, происходит непосредственно по законам этой фундаментальной науки. Благодаря математике стало возможным все происходящее в природе перевести на язык чисел, тем самым осознать взаимосвязь всего окружающего[1]. Без данной науки просто невозможно произвести ни одного открытия и изобретения. Ни одно государство, предприятие, страна не сможет нормально функционировать без знаний математики. Также она активно применятся в сочетании с другими не менее важными науками, такими как химия, физика, биология, информатика и другие.

Математика представляет собой комплекс абстрактных отношений и взаимосвязей, которые подвергаются различным операциям. Но когда наука вступает во взаимодействие с другое вещественной наукой, она сразу модифицируется в описание либо моделирование конкретного природного процесса. Также математические познания очень важны в повседневной жизни. Чтобы заполнить квитанция об оплате, рассчитать семейные расходы и доходы, подсчитать количество процентов по кредиту или депозиту, рассчитать сумму налогов и т.д. Даже выбор мобильного оператора тесно связан с математическими расчетами, так как главной задачей будет подбор более выгодного варианта. Ведь наша жизнь полностью объята подсчетом, вычислениями и различными анализами. Что касается непосредственного влияние математики на человека, то она влияет на его умственное развитие и способности. Наука дает человеку умение видеть различные закономерности, обобщать, быстро мыслить, анализировать происходящее, планировать будущее и абстрактно мыслить. Без этих способностей человек просто не сможет быть частью современного общества, не сможет нормально жить. Математика также воспитывает и характер человека. Заставляет его быть более аккуратным, внимательным, сконцентрированным на задаче.

Первоочередная задача школы – обеспечить средний уровень образования[2]. Какой бы ни была программа обучения, школьник обязан получить базовые знания по определенным государством предметам. Но основная цель образования – воспитание гармоничного члена общества. Поэтому, кроме обучающей, школа выполняет также воспитательную и развивающую функции. Опытные педагоги знают, что достижение этой цели невозможно без сочетания учебного процесса с программой внеклассных мероприятий.

Внеклассное мероприятие имеет ряд особенностей. Оно проводится в более свободной форме, чем урок. Хотя ведет его учитель (особенно если это внеклассные мероприятия в начальной школе), ученикам предоставляется больше самостоятельности. Вне урока дети могут проявлять больше творческой активности и развивать мышление, осваивать навыки общения в коллективе и групповую работу. Обучающая функция на внеклассных занятиях играет второстепенную роль, даже если мероприятие направлено на углубленное изучение того или иного предмета. Гораздо более важным при организации внеклассной работы является умение школьников применить на практике теоретические знания, получаемые на уроках. Это способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

Не менее значимым является расширение кругозора и повышение культурного уровня школьников, воспитание чувства уважения друг к другу, к традициям и обычаям. Именно эти цели являются приоритетными при подготовке внеклассного мероприятия. В зависимости от поставленных целей и задач преподаватель выбирает форму, в которой проводится внеклассное мероприятие, и определяет его содержание. Это может быть викторина, КВН, спортивные и интеллектуальные конкурсы, костюмированная постановка, чаепитие[3]. Форма проведения внеклассных занятий предоставляет большие возможностей для привлечения родителей и других взрослых, для контакта между школьниками разных возрастов. Такое занятие может проводиться в каникулы, на природе, на экскурсии.

Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для школьников не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Такие занятия укрепляют коллектив, помогают сформировать у школьников лидерские качества и умение общаться. Особое эмоциональное состояние, возникающее у школьников на таких занятиях, существенно повышает эффективность их деятельности и улучшает усвоение знаний. Поэтому, например, для закрепления особо сложных правил грамматики имеет смысл организовать внеклассные мероприятия по русскому языку. Физика, химия, математика, история, география, биология – любой предмет покажется ученикам легким и интересным при правильном сочетании учебного плана и внеклассных занятий.

Темы дополнительных занятий не всегда должны быть связаны непосредственно с обучением. Их можно посвятить изучению истории своего города, здоровому образу жизни, соблюдению правил дорожного движения. Нередко внеклассное мероприятие по профориентации играет значительную роль при выборе старшеклассниками той или иной профессии. И учителям, и родителям школьников следует помнить о силе воспитательного воздействия внеклассных занятий и уделять им внимание не меньше, чем традиционным урокам.

Основные характерные особенности внеклассной работы по математике: некоторая произвольность выбора тематики занятий; разнообразие форм работы с учащимися; занимательность; выделение сравнительно небольшого учебного времени на одну и ту же тему. Внеклассная работа с учащимися, 5… и 7 классов имеет свои дополнительные особенности. Одна из них — недостаточно развитый, несформировавшийся и еще неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих участие "в этой работе. Вместе с тем именно на этом этапе у учащихся такой интерес, может и должен начать формироваться. Конечно, результаты успешных занятий математикой часто не зависят от срока начала внеклассной работы.

Математическая одаренность или способности конкретного человека развиваются в любом возрасте, лишь бы были благоприятны для этого условия. При этом необходимо учитывать, что разнообразие математических теорий и их приложений требуют способностей разного характера. Чтобы обнаружить, какие именно способности могут развиваться у данного учащегося, ему полезно принять участие в самой разнообразной математической деятельности. Конечно, для проверки способностей детей на разном материале нужно много учебного времени. Невозможно не учитывать такие особенности поведения младших школьников, как обязательность, исполнительность, которые позволяют учителю еще до «озорного» возраста 7—8классов заинтересовать учащихся предметом. Без внимания учителя к организации внеклассной работы в начальном и среднем звеньях, общеобразовательной школы многие подростки и юноши никогда не придут в математику[4].

Эти обстоятельства подсказывает еще одну особенность проведения внеклассных занятий по математике в самом юном возрасте — на занятия надо приглашать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы. Внеклассная работа по математике в 5-7 классах должна быть массовой, охватывать по возможности не менее трети всех учащихся. Разумеется, названное число ориентировочное, т. к. в одних классах в эту работу будет вовлечено больше, а в других меньше учащихся. ,

Одной из особенностей проведения внеклассной работы в 5—-7 классах является особое внимание учителя к поощрению учащихся. Такая забота характерна и для занятий со старшими учащимися, а в младших классах особенно важно не пропустить незамеченным ни один успех школьников в. их дополнительной математической деятельности. В доброжелательности учителя, умении удивляться самым, казалось бы, незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя, на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся.

Учителя, хорошо знающие особенности учеников возраста 5 классов, учитывают, что эти учащиеся нередко с большим удовольствием выполняют кропотливые расчеты и выкладки. В этом возрасте мало развит «критицизм», присущий более взрослым учащимся, очень популярна искренняя критика товарищей, нетерпимость к списыванию и дают себя знать побуждения раннего возраста: «Я сам!» Ученики 5—7 классов, как правило, очень любят посильные индивидуальные поручения — подготовить доклад, сообщение, написать заметку в стенгазету, участвовать в дежурстве, составить список или перечень. (Эта черта, в частности, способствует развитию у них интереса к изучению теоретико-множественного материала.)

В проведении внеклассной работы необходимо также опираться на любовь учащихся этого возраста к сказкам и различным интересным, веселым историям.

Наши рекомендации