Приемы сравнения множеств

Приемы     Возрастная группа Наложение Приложение Соединение линиями Составление пар Использование эквивалентов С помощью счета и сравнения чисел
Младшая            
Средняя            
Старшая            

Задание 3. Подобрать или разработать ситуацию экспериментирования, которая направлена на освоение детьми принципа сохранения количества.

Задание 4. Разработать игровое упражнение, в процессе которого дети смогут понять различия между количественным и порядковым счетом. Показать организацию упражнения в учебной группе.

Задание 5. Подобрать игры, упражнения, задания для детей (не менее 6), которые иллюстрируют ниже перечисленные концептуальные подходы к развитию количественных представлений в дошкольном возрасте:

· освоение первоначальных количественных представлений на основе целостного восприятия чисел (В.А. Лай, Д.Л. Волковский, К.Ф. Лебединцев, Ф.М. Блехер и др.);

· освоение чисел на основе установления взаимоодназначного соответствия между предметами двух групп и сосчитывания (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, А.М. Леушина и др.);

· познание чисел детьми среднего дошкольного возраста в процессе предметных действий с непрерывными и дискретными величинами (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Корнеева).

Задание 6. Разработать ИОС по знакомству детей дошкольного возраста с цифрами (на выбор). Подготовить материал к демонстрации в условиях группы.

Задание 7.. Подобрать задания для закрепления дошкольниками навыков счета различными анализаторами (не менее 2 заданий для каждого анализатора) в процессе занятий. Составить подробный конспект для любой ситуации.

Задание 8.Показать использование цветных палочек Х. Кюизинера с целью развития у детей количественных представлений.

Задание 9.Описать методику знакомства детей с составом числа из единиц и из двух меньших.

Список литературы для самостоятельного изучения

Основная

1. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Педагогика, 1982. – 182 с

2. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – С. 236-249.

3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: Аверсэв, 2010. – 320 с.

4. Смоленцева, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А.А. Смоленцева, О.В. Суворова. – М., 2004. – 112 с.

5. Тугушева, Г.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.В. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2001. – № 1.

6. Фасий, И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми 6-ти лет в процессе экспериментирования // Методические советы к программе «Детство» / И.М. Фасий. – СПб., 2001. – С. 169-178.

7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – С. 146-147.

Дополнительная

1. Байдалина, Е. Счетные палочки: развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму / Е. Байдалина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 40-43.

2. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 30-39.

3. Бритун, С. Объекты окружающей среды: знакомимся, изучаем, сравниваем, считаем: предматематическая подготовка детей 3-4 лет в дошкольном учреждении / С. Бритун // Пралеска. - 2008. - № 5. - С. 14-17.

4. Бусловская, Е.Т.Занятия по счету / Е.Т. Бусловская // Дошкольное воспитание. - 1959. - № 2. - С. 32-35.

5. Леушина, А.М. Основное в обучении маленьких детей счету / А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. - 1959. - № 4. - С. 8-14.

6. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – С. 63-69.

7. Миленко, В. Обучение счету / В. Миленко // Дошкольное воспитание. – 1971. – № 9. – С. 18-24.

8. Полишкур, Е. Обучение счету: методика А.М. Леушиной / Е. Полишкур // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 8. - С. 28-35.

9. Теплюк, С. Знакомим малышей со счетом / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 85-90.

10. Тюкалова, Н.Г. Малыши дружат с математикой: упражнения в счете до 5 / Н.Г. Тюкалова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5. - С. 12-13.

Тема 4. Формирование у старших дошкольников

Вычислительных действий

Задание 1.

1.1. Выбрать из ниже перечисленных способов нахождения значения математического выражения вычислительные приемы:

– пересчет;

– присчитывание и отсчитывание;

– опора на знание состава числа.

Письменно пояснить свой выбор.

1.2.Выбрать одну из методических позиций и в письменной форме обосновать ее:

а) дети дошкольного возраста первоначально осваивают арифметические действия в процессе решения арифметических задач;

б) дети дошкольного возраста первоначально осваивают арифметические действия, а потом учатся решать арифметические задачи.

Задание 2. Охарактеризовать этапы (по А.А. Столяру) обучения детей решению арифметических задач по следующему плану:

– задачи данного этапа обучения;

– виды используемых арифметических задач;

– основные приемы обучения;

– запись числовых выражений.

Задание 3.Провести сравнительный анализ этапности обучения дошкольников решению арифметических задач. При помощи диаграммы Венна описать подходы А.М. Леушиной, А.А. Столяра, А.В. Белошистой. В общей плоскости кругов отражается общее, присущее все исследователям, а в полукругах фиксируется то, что типично для каждого из них.

Приемы сравнения множеств - student2.ru

Задание 4.В письменной форме ответить на вопрос «Как знакомить детей старшего дошкольного возраста со знаками?».

Задание 5.. Составить рекламную аннотацию на одно из средств обучения детей арифметическим действиям и сравнению чисел: «вычислительные машины» и др. Продемонстрировать особенности работы с ним.

Список литературы для самостоятельного изучения

Основная

1. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – С. 283-308.

2. Михайлова, З.А., Носова, Е.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – С. 223-231.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – С. 184-196.

Дополнительная

1. Белошистая, А.В. Знакомство с арифметическими действиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 13-18.

2. Белошистая, А.В. Как обучить дошкольников решению задач / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 71-77.

3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С. 140-192.

4. Буллер, Е. Мотивационный компонент вычислительной деятельности дошкольников / Е. Буллер, Ю. Рыбникова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 11. - С. 28-31.

5. Клюева, Л. Некоторые особенности решения арифметических задач детьми дошкольного возраста / Л. Клюева // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 4. - С. 30-34.

6. Левинова, Л. Обучение решению задач в детском саду / Л. Левинова // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 11. - С. 16-24.

7. Фонин, Д.С. Использование моделирования при решении текстовых задач / Д.С. Фонин // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10. - С. 40-44.

8. Целищева, И. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет / И. Целищева // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 83-90.


Седьмой семестр.

Наши рекомендации