Приемы сравнения множеств
Приемы Возрастная группа | Наложение | Приложение | Соединение линиями | Составление пар | Использование эквивалентов | С помощью счета и сравнения чисел |
Младшая | ||||||
Средняя | ||||||
Старшая |
Задание 3. Подобрать или разработать ситуацию экспериментирования, которая направлена на освоение детьми принципа сохранения количества.
Задание 4. Разработать игровое упражнение, в процессе которого дети смогут понять различия между количественным и порядковым счетом. Показать организацию упражнения в учебной группе.
Задание 5. Подобрать игры, упражнения, задания для детей (не менее 6), которые иллюстрируют ниже перечисленные концептуальные подходы к развитию количественных представлений в дошкольном возрасте:
· освоение первоначальных количественных представлений на основе целостного восприятия чисел (В.А. Лай, Д.Л. Волковский, К.Ф. Лебединцев, Ф.М. Блехер и др.);
· освоение чисел на основе установления взаимоодназначного соответствия между предметами двух групп и сосчитывания (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, А.М. Леушина и др.);
· познание чисел детьми среднего дошкольного возраста в процессе предметных действий с непрерывными и дискретными величинами (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Корнеева).
Задание 6. Разработать ИОС по знакомству детей дошкольного возраста с цифрами (на выбор). Подготовить материал к демонстрации в условиях группы.
Задание 7.. Подобрать задания для закрепления дошкольниками навыков счета различными анализаторами (не менее 2 заданий для каждого анализатора) в процессе занятий. Составить подробный конспект для любой ситуации.
Задание 8.Показать использование цветных палочек Х. Кюизинера с целью развития у детей количественных представлений.
Задание 9.Описать методику знакомства детей с составом числа из единиц и из двух меньших.
Список литературы для самостоятельного изучения
Основная
1. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Педагогика, 1982. – 182 с
2. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – С. 236-249.
3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: Аверсэв, 2010. – 320 с.
4. Смоленцева, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А.А. Смоленцева, О.В. Суворова. – М., 2004. – 112 с.
5. Тугушева, Г.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.В. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2001. – № 1.
6. Фасий, И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми 6-ти лет в процессе экспериментирования // Методические советы к программе «Детство» / И.М. Фасий. – СПб., 2001. – С. 169-178.
7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – С. 146-147.
Дополнительная
1. Байдалина, Е. Счетные палочки: развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму / Е. Байдалина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 40-43.
2. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 30-39.
3. Бритун, С. Объекты окружающей среды: знакомимся, изучаем, сравниваем, считаем: предматематическая подготовка детей 3-4 лет в дошкольном учреждении / С. Бритун // Пралеска. - 2008. - № 5. - С. 14-17.
4. Бусловская, Е.Т.Занятия по счету / Е.Т. Бусловская // Дошкольное воспитание. - 1959. - № 2. - С. 32-35.
5. Леушина, А.М. Основное в обучении маленьких детей счету / А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. - 1959. - № 4. - С. 8-14.
6. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – С. 63-69.
7. Миленко, В. Обучение счету / В. Миленко // Дошкольное воспитание. – 1971. – № 9. – С. 18-24.
8. Полишкур, Е. Обучение счету: методика А.М. Леушиной / Е. Полишкур // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 8. - С. 28-35.
9. Теплюк, С. Знакомим малышей со счетом / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 85-90.
10. Тюкалова, Н.Г. Малыши дружат с математикой: упражнения в счете до 5 / Н.Г. Тюкалова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5. - С. 12-13.
Тема 4. Формирование у старших дошкольников
Вычислительных действий
Задание 1.
1.1. Выбрать из ниже перечисленных способов нахождения значения математического выражения вычислительные приемы:
– пересчет;
– присчитывание и отсчитывание;
– опора на знание состава числа.
Письменно пояснить свой выбор.
1.2.Выбрать одну из методических позиций и в письменной форме обосновать ее:
а) дети дошкольного возраста первоначально осваивают арифметические действия в процессе решения арифметических задач;
б) дети дошкольного возраста первоначально осваивают арифметические действия, а потом учатся решать арифметические задачи.
Задание 2. Охарактеризовать этапы (по А.А. Столяру) обучения детей решению арифметических задач по следующему плану:
– задачи данного этапа обучения;
– виды используемых арифметических задач;
– основные приемы обучения;
– запись числовых выражений.
Задание 3.Провести сравнительный анализ этапности обучения дошкольников решению арифметических задач. При помощи диаграммы Венна описать подходы А.М. Леушиной, А.А. Столяра, А.В. Белошистой. В общей плоскости кругов отражается общее, присущее все исследователям, а в полукругах фиксируется то, что типично для каждого из них.
Задание 4.В письменной форме ответить на вопрос «Как знакомить детей старшего дошкольного возраста со знаками?».
Задание 5.. Составить рекламную аннотацию на одно из средств обучения детей арифметическим действиям и сравнению чисел: «вычислительные машины» и др. Продемонстрировать особенности работы с ним.
Список литературы для самостоятельного изучения
Основная
1. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – С. 283-308.
2. Михайлова, З.А., Носова, Е.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – С. 223-231.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – С. 184-196.
Дополнительная
1. Белошистая, А.В. Знакомство с арифметическими действиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 13-18.
2. Белошистая, А.В. Как обучить дошкольников решению задач / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 71-77.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С. 140-192.
4. Буллер, Е. Мотивационный компонент вычислительной деятельности дошкольников / Е. Буллер, Ю. Рыбникова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 11. - С. 28-31.
5. Клюева, Л. Некоторые особенности решения арифметических задач детьми дошкольного возраста / Л. Клюева // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 4. - С. 30-34.
6. Левинова, Л. Обучение решению задач в детском саду / Л. Левинова // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 11. - С. 16-24.
7. Фонин, Д.С. Использование моделирования при решении текстовых задач / Д.С. Фонин // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10. - С. 40-44.
8. Целищева, И. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет / И. Целищева // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 83-90.
Седьмой семестр.